Конспект урока по теме "Морфемика как раздел лингвистики "
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Конспект урока на тему "Морфемика как раздел линвистики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Морфемика как раздел лингвистики

Цели:

  1. Повторение материала по теме «Морфемика».
  2. Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
  3. Формированию интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
  • повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»)
  • вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа.

Ход урока

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.

Обратимся к эпиграфу урока (слайд 1). Выразительное чтение эпиграфа.

- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете? Тема сегодняшнего урока «Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».Слайд 2. Запишите в тетрадь дату, тему урока. Слайд 3

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.

Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)

(Слайд 4)

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока вы подтвердите свои знания, сделав морфемный разбор.

Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание (слайд 5).

Задание: Найдите неверно разобранное слово. Запишите в тетради. Один человек у доски.

Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Проверка по слайду 6.

III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного .

Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).

- Что вы знаете об окончании? (Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова). Слайд 7.

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? (Изменить форму слова).

Задание: Запишите слова в тетрадь и выделите окончание (слайд 8). Самостоятельно. Проверка у друг друга.

Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.

Проверим себя (слайд 9).

А какое окончание у слова станция? Правильно, станци-я (слайд 10).

Вспомним правило «Ы-И после Ц». Кто может рассказать?

Слайд 11.

- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)

- Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).

Задание: Запишите в тетрадь и выделите основу (слайд 12). Один человек у доски.

Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.

Проверим себя по слайду 13.

- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень. Что такое корень? (слайд 14). Напомнить, что бывают омонимичные корни. Они разные по лексическому значению (водитель, вода).

Задание: В тетрадь записать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места.

На очереди приставка. Какие знаете приставки? Где находится приставка? (Перед корнем). Слайд 15.

Вспомним правило «Правописание приставок на –з и –с» (слайд 16).

Задание: Вставить букву, выделить морфему, объяснить (карточки).

Бе_шумный, _давать, ра_чертить, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра_цвет, бе_совестный, бе_думный.

Проверка у доски.

- Следующая морфема это… (суффикс).

Но сначала проведём физкульминутку.

- Для глаз: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

- Называю слова единственного числа – наклон вперёд, слова множественного числа – присесть (молоко, машины, слова, ножницы, каравай, печки, цветок, калейдоскоп, щипцы, жюри).

- Вернёмся к уроку. Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд 17).

Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).

Проверка у доски.

- А теперь ответьте мне на сложный вопрос. При помощи какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? (слайд 18).

Проверим себя (слайд 19).

IV. Контроль усвоения изученного материала.

Задание: «Третий лишний» (слайд 20).

Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов.

Вспомним порядок морфемного разбора (слайд 21).

Задание: разгадайте шараду. (Слайд 22)

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА. (Слайд 23)

V. Итоги.

Оценки за урок.

Опрос:

- Какой раздел мы повторили?

- Какие морфемы знаем?

- Порядок морфемного разбора.

- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

Рефлексия.

Ребята, если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли – похлопайте в ладошки, если поняли не весь материал – потопайте ножками.

Домашнее задание: выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем: (Слайд 24)

1) корень + окончание
2) корень + суффикс + окончание
3) приставка + корень + суффикс + окончание
4) приставка + корень + суффикс

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

Дополнительное задание.

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в). Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д) Летчик, летная, полет, лето, вылетать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуре по разделу "Гимнастика"

Конспект для проведения урока по гимнастике с учащимися третьих классов....

Конспект урока физической культуре по разделу "Гимнастика"

Конспект для проведения урока по гимнастике с учащимися третьих классов....

План-конспект урока по физической культуре, раздел "Волейбол"

План-конспектконкурсного урока по разделу «Волейбол» для обучающихся возрастной категории 1 курса,представленного областной этап всероссийского конкурса«Учитель физического воспитания» Тема урока...

Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 1. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др

Тема: Знакомство. Приветствие Цели и задачи урока:1.      Научить учащихся понимать на слух в мини-диалогах элементарные формы приветствия и прощания и воспроизводить их.2....

Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 2. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др

Тема:Цель урока:·         Научить учащихся знакомиться на немецком языке, а именно называть своё имя, место жительства и расспрашивать об этом собеседник...

Методическая разработка. Конспект урока физической культуры по разделу физической культуры по разделу программы "Подвижные игры"

Тема урока: "ОРУ. Игры: "прыгающие воробушки", "Зайцы в огороде". Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей"....

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Спортивно-оздоровительная деятельность» для учащихся 5 класса   Тема урока:«Содержание требований Комплекса ГТО 3-й ступени»

Ответ на вопрос "Зачем выполнять ГТО в 21 веке?" для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хоче...