Конспект урока физической культуры по разделу программы «Спортивно-оздоровительная деятельность» для учащихся 5 класса   Тема урока:«Содержание требований Комплекса ГТО 3-й ступени»
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Ответ на вопрос "Зачем выполнять ГТО в 21 веке?" для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, — целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые в жизни люди смогут добиться состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а значит быть полностью ЗДОРОВЫМИ! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маковская Мария Алексеевна, учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 372 Московского района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Спортивно-оздоровительная деятельность» для учащихся 5 класса

 

Тема урока:«Содержание требований Комплекса ГТО 3-й ступени»

Тип урока: урок систематизации знаний и умений

Цель урока:систематизировать предметные знания о физической подготовке и комплексе ГТО для 3-й ступени, совершенствовать развитие физических качеств, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с нормативами и видами испытаний 3-й ступени комплекса ГТО;
  • Научить самостоятельно определять соответствие уровня своей физической подготовленности, к требованиям норм ГТО на примере челночного бега;
  • Закрепить технику старта и финиша при беге на короткие дистанции;
  • Закрепить технику поворота при выполнении челночного бега;
  • Совершенствовать в технике челночного бега в соревновательной и игровой форме.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию координационных и скоростно-силовых качеств;
  • Способствовать развитию физических качеств и физической подготовленности;
  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о комплексе ГТО и о содержании 3-й ступени комплекса ГТО.
  1. Воспитательные:
  • Способствовать воспитанию сознательности и целеустремленности;
  • Способствовать формированию привычек здорового образа жизни.

Формирование  УУД:

Личностные:

  • Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности;
  • Формирование интереса к занятиям физической культурой;
  • Оценивание  правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Формирование умения правильно относиться к собственным неудачам и неудачам одноклассников;
  • Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;
  • Оказание помощи и моральной поддержки сверстникам;
  • Определение собственных ощущений при усвоении учебной задачи на уроке.

Регулятивные:

  • Самоопределение в целях учебной деятельности;
  • Принятие учебной задачи;
  • Определение последовательности и приоритета разминки мышечных групп;
  • Сознательное выполнение упражнений;
  • Преобразование познавательной задачи в практическую;
  • Внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
  • Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе;
  • Умение действовать по плану;
  • Осуществление самоконтроля за состоянием своего организма;
  • Оценивание выполнения двигательных действий согласно поставленным задачам;
  • Адекватное восприятие предложения учителя по исправлению ошибок;
  • Принятие инструкции учителя, четкое следование инструкции, осуществление контроля;
  • Определение смысла поставленной на уроке задачи;
  • Соответствие оценки основным критериям.

Коммуникативные:

  • Обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками;
  • Адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • Обсуждают ход предстоящей разминки;
  • Продуктивное взаимодействие при проведении разминки, как со сверстниками, так и с учителем;
  • Распределение функций обучающихся во время работы;
  • Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики;
  • Развитие умения выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников;
  • Умение договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;
  • Умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения;
  • Обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей;
  • Умение слушать одноклассников, активно участвовать в решении коммуникативной задачи, выражать свое мнение об итогах работы на уроке.

Познавательные:

  • Знакомство с историей и правилами соревнований;
  • Осознание и построение речевого высказывания;
  • Контроль и умение оценивать процесс и результат деятельности;
  • Умение описывать технику изучаемых игровых приемов и действий;
  • Формирование мыслительных операций по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое;
  • Установление роли разминки, при подготовке организма к занятию;
  • Информирование по технике безопасности;
  • Осмысление итога урока;
  • Понимание правил и целей выполнения  нормативов комплекса ГТО;
  • Поиск полезной информации на основе темы урока.

Планируемые  результаты  урока:

Предметные:

  • выполнять физические упражнения для различных групп мышц;
  • выполнять требования безопасности на уроках физическойкультуры,насамостоятельныхзанятияхфизическимиупражнениями;
  • выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносливости;
  • тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей;
  • определять степень утомления организма во время игровой деятельности.

Метапредметные:

Универсальные познавательные действия:

  • анализироватьвлияниезанятийфизическойкультуройиспортом на воспитание положительных качеств личности,устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
  • устанавливатьпричинно-следственнуюсвязьмежду  уровнемразвитияфизическихкачеств,состояниемздоровьяифункциональнымивозможностямиосновныхсистеморганизма;
  • устанавливатьпричинно-следственнуюсвязьмеждукачествомвладениятехникойфизическогоупражненияивозможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельныхзанятийфизическойкультуройиспортом;

Универсальные коммуникативные действия:

  • вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешнимпризнакамутомления;
  • описыватьианализироватьтехникуразучиваемогоупражнения,выделятьфазыиэлементыдвижений,подбиратьподготовительныеупражненияипланироватьпоследовательностьрешениязадачобучения;оцениватьэффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
  • наблюдать, анализировать и контролировать технику выполненияфизическихупражненийдругимиучащимися,сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагатьспособыихустранения;

Универсальные учебные регулятивные действия:

  • составлять и выполнять индивидуальные комплексы физическихупражненийсразнойфункциональнойнаправленностью, выявлять особенности их воздействия на состояниеорганизма, развитие его резервных возможностей с помощьюпроцедурконтроляифункциональных проб.

Личностные:

  • готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации;
  • стремление к физическому совершенствованию, формированию  культуры  движения  и  телосложения,  самовыражениювизбранномвидеспорта;
  • готовность организовывать и проводить занятия физическойкультурой и спортом на основе научных представлений о закономерностяхфизическогоразвитияифизическойподготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменениемихпоказателей;
  • осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительномсохранениипосредствомзанятийфизическойкультуройиспортом;
  • осознание необходимости ведения здорового образа жизникаксредствапрофилактикипагубноговлияниявредныхпривычек на физическое, психическое и социальное здоровьечеловека;
  • освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общенияиповеденияпривыполненииучебныхзаданийнаурокахфизическойкультуры,игровойисоревновательнойдеятельности;
  • повышение компетентности в организации самостоятельныхзанятийфизическойкультурой,планированииихсодержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересовипотребностей;
  • формирование представлений об основных понятиях и терминахфизическоговоспитанияиспортивнойтренировки,умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичныхвыступленияхидискуссиях.

Использование современных образовательных технологий в уроке:

Здоровьесберегающие технологии: использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности нагрузок в процессе обучения.

Личностно-ориентированный подход: формирование знаний по физической культуре, формирование двигательной подготовленности.

Дифференцированный подход: индивидуальный подход к обучающимся для достижения поставленной цели.

Информационно-коммуникационные технологии: представление и просмотр двигательного действия, схем, таблиц.

Место проведения урока: спортивный зал размеров 12х24 м

Необходимое оборудование и инвентарь:

  1. Интерактивная доска, компьютер
  2. Конусы  9 шт.
  3. Кубики  6 шт.
  4. Рулетка
  5. Секундомер
  6. Протоколы

 

План-конспект урока

 

Основные этапы урока

Деятельность

учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-целевой этап

(2 мин)

Привлечение внимания.

Организующие команды. Построение в одну шеренгу. Команды учителя: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»

Фронтальная

Построение в одну шеренгу. Выполнение строевых приемов. Сообщить отсутствующих на уроке.

Осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительномсохранениипосредствомзанятийфизическойкультуройиспортом

Наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;

Тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки

Этап актуализации знаний

(8 мин)

Создаёт проблемную ситуацию.

Организует учащихся нарешение проблемной ситуации.

Ознакомить учащихся с задачами урока, настроить на урок.

Рассказать краткую историю развития комплекса ГТО и историю возрождения комплекса. Ознакомить с таблицей нормативов ГТО 3-й ступени.

Подвести к тому,   для чего и с какой целью президент РФ ввел Комплекс ГТО в школьную программу. Сообщить, что на примере челночного бега будем определять физическую подготовленность.

Дает инструктаж по ТБ, задает вопросы о последовательности выполнения упражнений разминки,  проводит разминку в движении.

Фронтальная

Постановка учебнойзадачи.

Построение проекта выходаиз затруднений  (открытие новых знаний, способов действия).

Реализация построенного проекта.

Разминка в движении

- упражнения в ходьбе на носках, на пятках, в полу-приседе, полном приседе,  с различным положением и движением рук.

- прыжковые упражнения на одной ноге, на двух ногах, со сменой ног, многоскоки,

 - упражнения в беге с высоким поднимание бедра, с захлестом голени, приставным шагом правым и левым боком вперед, скрестным шагом.

- дыхательные упражнения.

Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации;

Стремление к физическому совершенствованию, формированию  культуры  движения  и  телосложения,  самовыражению в избранном виде спорта;

Готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;

Анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности,устанавливать возможность профилактики вредных привычек

Выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

Выполнять физические упражнения для различных групп мышц;

Совершенствование ранее изученных упражнений (15 мин)

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Организует деятельность по применению знаний.

Рассказать и показать этапы изучения челночного бега:  старт из различных исходных положений, стартовый разгон из различных исходных положений, торможение и поворот в медленном темпе и в ускорении, стремительный финиш. Стимулирования и мотивация обучающихся во время выполнения упражнений.

Фронтальная и групповая

.

Перестроение в три колонны. Подводящие упражнения для челночного бега:

- старт (высокий, с опорой на одну руку, низкий, из положения упор присев, из положения упор лежа,

- стартовый разгон (с места, из выполнения приседаний, из выполнения прыжков на месте)

- финиш (передача эстафеты, стремительный)

- торможение и поворот. (в медленном темпе, в ускорении, равными и различными отрезками)

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 

Формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.

Устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения   возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

Описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательностьрешения задач обучения;оцениватьэффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом

Выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями; Выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносливости;

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности

Этап самоконтроля

(15 мин)

Напомнить технику безопасности при выполнении задания в челночном беге.

Игровой метод.

Моделировать технику челночного бега, варьировать сложность выполнения задания.

Принять норматив в челночном беге.

Фронтальная и групповая

Совершенствование челночного бега  (эстафеты с усложнением 3х10, 5х10, 4х10 + 2х5 и т.д.).

Выполняют челночный бег по дистанции с изменением задания и условий.

Челночный бег 3х10. Норматив по критериям комплекса ГТО 3-й ступени.

Освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;

Повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей

Устанавливать причинно-следственную связь между  уровнем развития физических качеств,состояниемздоровья и функциональными возможностями основных систем организма;

Вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешнимпризнакамутомления

Выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносливости.

Этап рефлексии учебной деятельности

(5 мин)

Рефлексия.

Анализ выполнения целей и задач обучающимися. Выяснить, что удалось на уроке и какие были затруднения.

Предложить оценить работу на уроке: сравнить результат своей физической подготовленности с нормами комплекса ГТО 3-й ступени.

-  Сравним личные результаты в выполнении челночного бега с нормативами комплекса ГТО

(на экран выводится таблица с результатами ГТО в челночном беге.)

- поднимите руку те, у кого результат ниже норматива, те, у кого результат соответствует нормативу, те, у кого результат выше норматив.

Сформулировать домашнее задание для освобожденных от сдачи нормативов по состоянию здоровья.

Фронтальная

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, что удалось на уроке, а с чем возникла затруднения.

Сравнивают  результат своей физической подготовленности с нормами комплекса ГТО 3-й ступени.

Отвечают на вопросы учителя.

Учитель подводит итог по соответствию личных результатов  детей нормам ГТО, и вывод по дальнейшему совершенствованию своих физических качеств.

Осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровьечеловека

Составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб

Тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей

Литература:

  1. Иванов О.Н. ГТО: прошлое и настоящее / О.Н. Иванов // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1 (40). С. 174-176.
  2. Кораблева Е.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в системе физического воспитания / Е.Н. Кораблева // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 6 (6). С. 95-100.
  3. Рекомендации школьникам для самостоятельных занятий по подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО // Физическая культура в школе. - 2016. - №2. - С. 39-46,  №3. - С. 20-26, №4. - С. 18-23
  4. Хорошева Т.А. Проблемы внедрения ГТО в образовательной системе / Т.А. Хорошева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 689-693
  5. V Международный конгресс учителей физической культуры под девизом "ГТО в школу!"  // Физическая культура в школе. - 2016. - №2. - С. 31-33.
  6. Конспект классного часа «Комплекс ГТО 5 класс» https://infourok.ru/konspekt-klassnogo-chasa-kompleks-gto-5-klass-5314321.html
  7. Открытый урок по физкультуре «ГТО – путь к здоровью» https://урок.рф/library/otkritij_urok_gtoput_k_zdorovyu_231356.html
  8. Моделирование урока для 5-го класса. Виды и нормы комплекса ГТО https://intolimp.org/publication/vidy-i-normy-komplieksa-gto.html
  9. Физическая культура 5 класс. Урок 6. «Готов к труду и обороне» - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс https://resh.edu.ru/subject/lesson/7439/conspect/263012/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры по разделу программы "Единоборства" для учащихся 7-х классов

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫпо разделу программы «Единоборства»для учащихся 7-х классов  Тема урока: защитный блок рукой. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: Научить выполнению защитного блока....

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Кроссовая подготовка» для учащихся 10 класса

Совершенствование техники равномерного бега в сложноорганизованном пространстве,  командных действий....

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры (волейбол)» для учащихся 9-го класса

Тема: «Приём мяча снизу двумя руками. Нападающий удар». Цель урока: обеспечить овладение занимающимися на уровне «закрепления» двигательных умений и формирования навыка в ...

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «спортивные игры (баскетбол)») для учащихся 5 класса

Тема «Ловля и передача баскетбольного мяча от груди».Конспект был написан после прохождения курсов повышения квалификации по предмету в качестве итоговой работы...

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «волейбол» для учащихся 6 «Б» класса

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «волейбол»для учащихся 6 «Б» класса    Конспект составила: Кучик Д С учитель физической культуры ГБОУ СОШ...

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «спортивные игры (волейбол)» для учащихся 4 класса, (9-10 лет) Тема урока: «Волейбол: Передача мяча двумя руками сверху»

Основные задачи: Образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков:-   Способствовать формированию навыка выполнения техники передачи мяча двумя руками сверху....