Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:«Категория состояния как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: изучить и закрепить первичные знания о категории состояния как части речи.
Задачи урока
Обучающие :
1)актуализировать знания по теме "Наречие", "Имя прилагательное" с целью развития умения отличать категорию состояния от других частей речи;
2) уметь определять морфологические и синтаксические признаки категории состояния;
3)уметь определять значение слов категории состояния и находить их в тексте.
Развивающие:
1) способствовать развитию образного и критического мышления;
2)развивать умение применять слова категории состояния в речи;
3) развивать умение планирования собственной деятельности, самоконтроля, самооценки и самокоррекции.
Воспитательные:
1)воспитывать культуру речи;
2)воспитывать интерес к народным традициям.
Методы работы: метод развития критического мышления через чтение и письмо, проблемный, исследовательский, словесные, наглядные, практические.
Приёмы работы: беседа, устные ответы на вопросы, создание проблемной ситуации, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение письменных заданий, заполнение таблицы, редактирование текста.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа - интернат посёлка Ефимовский"
Конспект
урока русского языка
по теме:«Категория состояния как часть речи»
разработан учителем русского языка
и литературы Хачатрян Ю.И.
первая квалификационная категория
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: изучить и закрепить первичные знания о категории состояния как части речи.
Задачи урока
Обучающие :
1)актуализировать знания по теме "Наречие", "Имя прилагательное" с целью развития умения отличать категорию состояния от других частей речи;
2) уметь определять морфологические и синтаксические признаки категории состояния;
3)уметь определять значение слов категории состояния и находить их в тексте.
Развивающие:
1) способствовать развитию образного и критического мышления;
2)развивать умение применять слова категории состояния в речи;
3) развивать умение планирования собственной деятельности, самоконтроля, самооценки и самокоррекции.
Воспитательные:
1)воспитывать культуру речи;
2)воспитывать интерес к народным традициям.
Методы работы: метод развития критического мышления через чтение и письмо, проблемный, исследовательский, словесные, наглядные, практические.
Приёмы работы: беседа, устные ответы на вопросы, создание проблемной ситуации, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение письменных заданий, заполнение таблицы, редактирование текста.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- рабочие листы;
- сигнальные карточки "да", "нет";
- учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным зимним утром! Сегодня я проведу у вас урок русского языка, меня зовут Юлия Ивановна. Я надеюсь на совместную плодотворную работу.
Давайте договоримся об условных знаках:
поднятая рука - я знаю, у меня есть ответ;
скрещенные руки- я пока не готов ответить, я не знаю ответа.
Для работы нам сегодня понадобятся учебник, ручка, карандаш, рабочую тетрадь заменит рабочий лист. Давайте его подпишем.
Запишем дату : Девятнадцатое января.
Ниже: Классная работа.
2.Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)
-Ребята, кто из вас знает, какой сегодня православные отмечают праздник?( Праздник Крещения Господня) Слайд 2
-Чему он посвящен?(Крещению Иисуса Христа)
-Поберите однокоренные слова к этому слову (крест, крестить, крещёный). Слайд 3
- Какая традиция существует у православных христиан в Крещение?(Купание)Слайд 4
-Не так давно мы праздновали Рождество Христово. Слайд 5
- Кто знает , как называется время между Рождеством и Крещением? (Святки).
Как русские люди встречали и праздновали эти дни? Какие обычаи были распространены? (Исполняли колядки, гадали). Слайд 6
Считалось, что самое верное гадание на Крещение. Мы тоже с вами сегодня погадаем, только на лингвистическую тему. Слайд 7
Предлагаю вам загадку:
Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда,
То состояние природы называю,
То состояние души обозначаю.
- Есть варианты ответов?
-Почему нам не отгадать загадку ? Чего не хватает? (знаний).
-Сегодня у нас урок открытия новых знаний.
Подобрав ответ, мы узнаем тему нашего урока.
3. Объяснение нового материала
-Ребята, когда выпадает первый снег, во что любят играть дети? ( в снежки)
Игра в снежки.
-В загадке говорится о состоянии души, мне бы хотелось знать , в каком настроении, с какими чувствами вы сегодня пришли на урок, поймав снежок, вы должны выразить своё состояние (физическое, эмоциональное) одним словом.
-Давайте я начну:
Мне с вами интересно. А вам?(ответы детей).
- Молодцы ! Мне нравится ваш настрой на работу!
Все слова, которые сейчас прозвучали, обозначают состояние. Слайд 8
Ребята, может быть кому-то сегодня радостно? Мне бы очень хотелось, чтобы в этот светлый праздничный день вам было радостно. (Кто назвал слово"радостно", выходит к доске).
-Давайте запишем 3 предложения со словом "радостно", подчеркнем в них главные и второстепенные члены и определим часть речи слова "радостно". Выполняем задание №1 в рабочем листе.
1. Настроение радостно. (Радостно - это краткое прилагательное, потому что отвечает на вопрос каково? и обозначает признак предмета).
2.Глаза светились радостно. (Радостно- это наречие, потому что отвечает на вопрос как ? и обозначает признак действия ).
3. На душе радостно.( Отвечает одновременно и на вопрос каково? и на вопрос как?, обозначает состояние, является сказуемым).Не определить часть речи...
- Выходит, что слово радостно в 3 предложении не является ни наречием, ни кратким прилагательным. Как быть? Давайте снова проанализируем загадку, может быть она как раз про такие слова. Слайд 9
Читаем, по строчкам, сопоставляем:
Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояние души обозначаю.
- Итак, ребята, значит, речь идет о новой, неизвестной вам пока части речи. Я вас поздравляю ! Слайд 10
Вы сегодня сделали настоящее открытие, как и Лев Владимирович Щерба, который в 1928 году выделил все слова со значением состояния в новую часть речи - категорию состояния.
Возвращаемся к 3 предложению.
3. На душе радостно.( "Радостно"- не зависит от других слов, отвечает одновременно и на вопрос каково? и на вопрос как?, обозначает состояние, является сказуемым).
- Изменяется? (Нет, как и наречие).
-Можно ли в этом предложении додумать подлежащее? (Нет, субъект испытывает состояние "радостно", а не является активным деятелем. В таких предложениях никогда нет подлежащего!
- Ребята, может быть кто-то помнит, как называются предложения, в которых нет лица? (Безличные)
- Можем мы определить тему урока? Слайд 11
Категория состояния как часть речи.
-Запишите её в соответствующую строку.
-Цель урока: познакомиться с категорией состояния. Слайд 12
- Чтобы достигнуть цели, мы должны решить следующие задачи (я начну, а вы продолжите):
Слайд 13
-научится находить...( слова категории состояния);
- научиться определять ...(значение, морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния);
- научиться употреблять...(слова категории состояния в речи).
- До сих пор среди ученых нет единого мнения на счет этой части речи, многие лингвисты считают слова категории состояния особой группой наречий. Вы , наверное, сами заметили, что между наречием, кратким прилагательным и категорией состояния много общего. Часто одно и то же слово в разных контекстах может быть любой из этих частей речи.
Посмотрите еще раз на слова "радостно" в записанных предложениях. Как называются слова, которые пишутся одинаково, одинаково произносятся и являются словами одной и той же части речи? (Омонимы).
Можем мы считать их омонимами? (нет).
Их в русском языке называют омонимичными словами или грамматическими омонимами.
Чтобы не путать слова категории состояния с наречиями и краткими прилагательными, мы должны изучить морфологические и синтаксические признаки новой части речи.
4. Выполнение практической работы Слайд 14
-Работаем с учебником (стр. 126-127). Прочитайте теоретический материал и оформите его в виде таблицы ( задание № 2 в рабочем листе) . Обратите внимание, что в одной из строк не сформулирован вопрос, это задание на внимание. Может быть, кто-то из вас найдет еще один признак категории состояния. Работаем в парах (1 мин на чтение, 3 минуты на выполнение).
Задание № 2
Вопросы | Категория состояния |
К слову какой части речи относится? | Синтаксически независима. |
На какой вопрос отвечает? | Как? Каково? |
Что обозначает? | Состояние природы , окружающей среды, физическое и душевное состояние человека. |
Каким членом предложения является? | Сказуемое в предложении без подлежащего. |
Как изменяется? | Не изменяется. |
С какими глаголами сочетается? | Быть, становиться, делаться. |
? | Может быть выражена в сравнительной степени. |
Примеры. | Больно, стыдно, жарко. |
- Проверяем работу. Слайды 14-22
- Кто может, опираясь на таблицу, сам сформулировать правило?
Проверим? (Прочитаем правило на стр.127), образец рассуждения на стр. 128.
5.Физкультминутка Слайд 23
6.Закрепление
а)Работа с презентацией (слайды с картинками). Слайды 24-28
- образуйте слова категории состояния в соответствии с картинкой.
б) Задание № 3 (выполняют по вариантам, 2 человека работают у доски).
Распределите слова категории состояния по группам:
состояние природы, окружающей среды;
физическое и душевное состояние человека.
Морозно, смешно, стыдно, пыльно, скучно, пасмурно, темно, ветрено, грустно, больно.
1 вариант. Состояние природы и окружающей среды: | 2 вариант. Физическое и душевное состояние человека: |
ветрено | скучно |
морозно | смешно |
пыльно | стыдно |
пасмурно | грустно |
темно | больно |
-В какой речи мы часто используем слова категории состояния? ( в разговорной)
- Слова категории состояния часто используются и в художественной речи.
в) Задание № 4.Расставьте недостающие знаки препинания, объясните. Подчеркните грамматическую основу предложения. Найдите слова категории состояния, подпишите их. С какими глаголами они сочетаются? * Чем выражено сказуемое в 3 предложении?
- Первое предложение разберем вместе.
1.Я вступил в эту жизнь пережив её уже мысленно и мне стало скучно и гадко.(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 29
Второе предложение самостоятельно, кто сможет и третье.
2.Солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно. (К.Г.Паустовский)
3*.Завтра станет холоднее. Слайд 31
Взаимопроверка (если есть ошибки, исправляем), сверяем со слайдом. Слайд 30
- Кто выполнил без ошибок?
Слайд 31
г) Творческое задание (задание № 5, читаем)
-Ребята, сначала прочитайте текст полностью, потом вставляйте слова (3 минуты на работу).
Образуйте слова категории состояния от прилагательных тихий, морозный , светлый, безжизненный и вставьте их в текст по смыслу.
Я проснулся. На улице уже ______________. Кругом бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. _____________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится легко. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется неподвижным. Он живет своей таинственной жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________________.
- Проверяем.
7.Объяснение домашнего задания Слайд 32
- Составьте текст из 5-7 предложений на тему «Зимнее утро», используя не менее 3 слов категории состояния. Подчеркните слова категории состояния как члены предложения (задание № 6).
8.Обобщение изученного материала Слайд 33-36
Игра "Данетка"
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б)состояние человека
б) признак предмета
в) состояние природы
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) обстоятельством
б) подлежащим
в) сказуемым
9.Рефлексия , оценивание Слайд 37
- Ребята урок подходит к концу, давайте подведём итоги работы .Вспомним задачи, которые мы ставили перед собой (задание № 7)
Каких результатов я сегодня добился ? (отметь знаком + или -).
1.Я научится находить слова категории состояния.
2.Я научился определять значение, морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния .
3.Я научился употреблять слова категории состояния в речи.
Слайд 38
Самооценка:
3 + - отметка "5"
2 +- отметка "4"
1 + - отметка "3"
- На следующем уроке вы продолжите изучение темы "Категория состояния как часть речи", Татьяна Геннадьевна проверит домашнее задание и поставит вам общую отметку.
10.Завершение урока. Слайд 39
-Давайте вернемся к словам, сказанным в начале урока, и выразим отношение к сегодняшнему уроку словом категории состояния
-Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе
В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния"
Данный урок - это знакомство с категорией состояния как частью речи...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме «Имя существительное как часть речи»
Цель: выявить уровень знаний обучающихся по данной теме...