Конспект урока по теме: "Основные группы (виды) сложноподчиненных предложений. 9класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии опережающего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе. Учитель Гаврилова В.Н.
УМК: Л.А.Тростенцова Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.
Тема. Основные группы сложноподчиненных предложений. Параграф §22, 23, 24
Цель: совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
Тип урока: комбинированный
Используемая технология: Информационно-коммуникационная технология (ИКТ), перспективно-опережающее обучение
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении, уметь видеть строение сложного предложения, находить главное и придаточное предложения, средства связи, задавать вопрос от главного к придаточному, графически обозначать вид придаточного
Метапредметные: способность извлекать информацию из учебника и сокращать ее, свободно пользоваться учебником
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществлять выбор
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их проявлению, проявляют способность к самооценке своих действий
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: учебник, тетрадь, справочник, карточка, наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или учащимися
Основные понятия: главное, придаточное, виды придаточных, средства связи: союзы, союзные слова. Опора (алгоритм) для сложноподчиненного предложения: границы простых предложений; средство связи (союз или союзное слово); главное, придаточное; схема предложения; вопрос (от слова, указательного слова..); вид придаточного.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.
II. Актуализация знаний и умений. Воспроизведение ранее изученного. Фронтальная беседа. Работа по карточкам. Обсуждение результатов работы по карточкам
Начнем работу с повторения ранее изученного материала о СПП:
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Вопросы по повторению:
- Чем отличаются главное от придаточного?
- Чем отличается союз от союзного слова?
- Где может находиться придаточное предложение в сложном? (Место придаточного)
- Нарисуйте на доске возможные схемы СПП.
- Где ( в каком из двух предложений) находится указательное слово?
- Как вы думаете, зачем нам нужна информация об указательных словах?
- Почему мы используем разные скобки для графического обозначения главного и придаточного предложения?
Задание: Карточка: укажи границы простых предложений в СПП, выдели средства связи, укажи главное и придаточное предложение, место придаточного.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка находится у меня в руках. Мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил, что всё в руках человека».
Пробное действие
- Достаточно ли нам знаний, чтобы сделать синтаксический разбор предложения?
Попробуйте заполнить таблицы слайда. Презентация. Слайд №2
Получается? .
–Нет.
-Где можно найти подсказку?
- В учебнике.
- Каких знаний вам не хватает?
Определение причин затруднения.
Итак, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Практическая деятельность. (элементы перспективно-опережающего рассмотрения материала). Какая цель будет нашего урока?
- Узнать структуру и виды СПП предложений. Научиться строить схемы СПП и определять вид придаточного
Приступим к достижению нашей цели. Записываем тему урока. «Основные группы (виды) СПП».
4. Открытие нового знания
Самостоятельное чтение параграфа 22, стр. 72, 75, п. 23 стр.78,п.24 стр. и заполнение таблицы:
Вид придаточного | Вопрос | Что поясняет? или К чему относится придаточное? | Союз или союзн.слово |
(к сущ. И местоимениям) | |||
Ученики извлекают необходимую информацию из параграфа 22, 23, 24, систематизируют собственные знания в таблицу.
Обсуждение. Воспроизведение таблицы.
- Работа с алгоритмом
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
- найти грамматические основы,
- границы простых предложений
2) определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
У каждого ученика на парте распечатана ОПОРА-АЛГОРИТМ.
-Вернёмся к предложениям. Определим вид придаточного предложения.
Показываю образец действия по алгоритму. Слайд
Проверка по слайду. Слайд №3
Возвращение к таблице и заполнение: Слайд №4-6
Рассказ об основных группах сложноподчиненных предложений по схеме: слайд №7
5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа.
-Подчеркнуть грамматические основы, выделить главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задать вопрос.
-По-вашему, как будут называться эти предложения? На вопрос какого члена предложения они отвечают?
1.Знаю я, что не цветут там чащи.
2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.
3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.
4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .
5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.
- Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные
- Рефлексия (подведение итогов занятия). Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что не понравилось ?_____________________
Отметки за работу на уроке.
7. Дифференцированное домашнее задание:
1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». ИЛИ
2. Разобрать СПП по алгоритму (опоре):
- Как только папа ушел, я живо оделся в сюртук и пришел.
- В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
- По обеим сторонам дороги, которая вела в лес, зеленели молодые посадки
- В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце
Приложение1
Задание: Карточка: укажи границы простых предложений в СПП, выдели средства связи, укажи главное и придаточное предложение, место придаточного.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка находится у меня в руках. Мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил, что всё в руках человека».
Приложение 2
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
- найти грамматические основы,
- границы простых предложений
2) определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
У каждого ученика на парте распечатана ОПОРА - АЛГОРИТМ.
Приложение 3
Презентация «Группы (виды) сложноподчиненных предложений»
Приложение 4
Домашнее задание. Предложения для разбора
Приложение 5
Вид придаточного | Вопрос | Что поясняет? или К чему относится придаточное? | Союз или союзн.слово |
(к сущ. И местоимениям) | |||
Приложение 6
Рефлексия:
Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что не понравилось ?_____________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ? бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?
Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?
Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ?
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные какой? чей ? косвенных падежей где? когда? как?...
Домашнее задание . 1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». 2. Разбор предложений по схеме
Осмысление урока Рефлексия Я сегодня узнал(а), научился(ась)…… Что понравилось на уроке…………….. Что не понравилось……………………..
Спасибо за урок! Спасибо за урок! Урока время истекло … Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно!
Источники https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/23/urok-russkogo-yazyka-s-prezentatsiey-po учитель Маркитанова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.
урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Программа М.М. Разумовской. Подготовка к ОГЭ...
Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Дата проведения урока 6 декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...
Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник Русский язык:...