Конспект урока русского языка по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок русского языка по теме "Причастие". Знакомство учащихся с причастием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  по теме «Причастие как часть речи»

7 класс

Цель: знать  грамматические признаки причастия, уметь различать причастия от прилагательного, находить причастия; дать понятие о причастии как части речи, особой форме глагола.

Задачи урока:

Образовательные:

знать   о части речи причастии, о грамматических признаках причастия

 Развивающие:

•        развивать умение отличать причастие от прилагательного; находить причастие

•        развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

•        воспитывать учебную активность, умение работать в парах;

•        формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, тетради.

Ход урока

Ход урока

1.        Организационный момент

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю, чтобы ваша жизнь наполнилась такими же сочными, яркими красками, как  на этой картине.

 

2.        Актуализация опорных знаний

А вы знаете части речи? Проверим.

На доске слова. Определите часть речи

маленький        мяч        летит        летящий

Какой?

Качеств,, м.р., ед.ч, падеж

        Что?

Неодуш, нариц, 2 скл, м.р., ед.ч, падеж        Что делает?

Несов. Вид, неперех, 2 спр., изъявит накл, ед.ч, наст. время, 3 лицо        Какой?

?

? Можем ли определить часть речи у слова «летящий»?

? На какую часть речи похожа? (прилагательное, но нельзя определить разряд по значению: качеств., относит. или притяжательное)

? В чем отличие от прилагательного?

Вывод: у прилагательного значение признака постоянное, а у новой части речи – временное)

? На какую часть речи похожа? (глагол) Летящий - какой? Тот, который летит., есть действие.

Вывод: новая для вас часть речи, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.

3.        Объяснение нового материала

Как называется и как появилась эта часть речи? Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им жилось на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали уму о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу».

-Спасибо!- в один голос ответили суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

-Возьмите мои окончания, они вам помогут.

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли и плясали, рисовали составленные слова. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать их. Глагол сказал:

- Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проделки оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего.

-А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

4.        Объявление темы и цели урока

? Назовите тему урока?

Запись темы в тетрадь. Объявление цели урока. Это новая для вас часть речи: причастие.

? Почему так назвали «причастие»? Вдумаемся в смысл слова, произведем морфемный разбор: при-част-и-е (состоит из двух частей: часть от глагола и часть от прилагательного, т.е. причастная к глаголу в образе прилагательного)

? Какие признаки имеет причастие от глагола, какие от прилагательного?  Чтобы ответить на этот вопрос  прочитаем правило о причастии и заполним таблицу.  

5.        Работа с учебником

Чтение правила о причастии и заполнение таблицы:

Признаки прилагательного        Признаки глагола

(действие)

1.        Значение (какой?)

2.        Изменение (по родам, числам, падежам)

3.        Роль в предложении (определение)        1.        Время (наст, прош.)

2.        Вид

3.        Возвратность

 

              Рассказ по плану

А) Что такое причастие

Б) Что общего у причастия и прилагательного

В) Чем они отличаются

Г) Роль причастия в предложении

На экзамене Вам нужно найти причастие. Давайте выведем формулу, по которой вы будете искать Причастие. Признак по действию!

Формула:  Причастие = Какой? Тот, который «делает»

6.        Закрепление материала.

Посмотрим, как работает формула.

1) Доказать (устно), какой частью речи являются слова: летящий, темнеющий, блестящий, могучей, залитой, бойкий, покрытый, загораживавший, изъеденный, ведущая, заходящая, присутствующий, обеспокоенный, изучаемая, составленная, рассчитанный, спускаемый. ( вопрос какой, тот который + глагол делает)

2) найти в тексте причастия, доказать. (устно) упр.54

            3) Замените словосочетания с причастиями, синонимичными словосочетаниями глаголов со словом который. Запишите получившиеся словосочетания.

Образец:

Болеющий малыш – малыш, который болеет; болевший малыш – малыш, который болел

Освежающий ветер, освежавший ветер, пугающая неизвестность, пугавшая неизвестность, потерянный корабль, увлекаемый вперед, поющие птицы, небоявшиеся  звери, предстоящая борьба.

4) Выборочный диктант. Прослушайте пословицы. Выпишите причастия.

1. Вылетевшее слово и на коне не догонишь.

2. Пересохший пласт урожая не дает.

3. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь.

4. Обдуманное слово дороже золота.

5. Катящийся камень травой не обрастет.

5) Найдите слово, «лишнее» в каждой строчке. Объясните свой выбор.

1)        Манивший, манящий, магнитный

2)        Грустный, грустящий, грустивший

3)        Доверяющий, доверчивый, доверенный

4)        Колючий, колющий, текучая

5)        решивший, решающий, решать

6)        горячий, багровый, заросший

         

            6) Распределите словосочетания по двум группам: прич + сущ., прич. + сущ.

Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях с водой. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими и крупными звездами. Земля, иссеченная тугими струями, была мягкой, и лопата легко входила в грунт.

7) Исследовательская работа.

Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу ». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

1.Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. ( Лежащая на столе книга уже прочитана.)

2.За столом сидят ученики и читают книгу (За столом сидят ученики, читающие книгу.)

3.Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки. (Мы подошли к туристскому лагерю, располагавшемуся на высоком берегу реки)

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. Пафос, обличительность, торжественность – вот свойства речи, в которой всегда встречаются причастия.

8)Физминутка

9) Тест. Взаимопроверка. Ключ

10) Подведение итогов

Домашнее задание: (на выбор)

1.        Написать сказку: «Как появились причастия»

2.        Упражнение № 134, стр. 67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...