Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.
Название раздела: На каком языке мы говорим.
Тема урока: «Общенародный русский язык».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый
Цель урока: создание условий для формирования представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Целевые установки урока (задачи):
- Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
- Предметные (образовательные): умение определять связи языка и культуры народа, понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
- Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
- Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
Ход урока.
- Организационный этап.
На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»
- Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).
Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).
СЛАЙД 1-5
После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано! Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?
любят её - РОДИНА - родились в России
гордятся ею - - говорят на русском языке
Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слово учителя.
- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):
СЛАЙД 6
«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).
Следующий этап - использование приема технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность).
Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 1)
Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.
- «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.
Текст (стр.65).
Проверка СЛАЙД 7
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца.
СЛАЙД 8
- Первичное закрепление.
Выполнение упр.2 с аудиоприложением (стр.65 устно). Бабушка Зои говорит на одном из южных диалектов, а бабушка Олега – на одном из северных. Рассмотрите карту и фотографии городов на странице 64. Послушайте тексты и выберите фотографии городов, где живут родственницы ребят. Как вы это определили?
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа учащихся в группе (составить высказывания известных писателей о русском языке. Затем – выступление каждой группы со своими ответами (предложения даны в приложении №2).
Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви. Запись получившихся предложений в тетради.
СЛАЙД 9
- Включение в систему знаний.
Слово учителя- Русский язык – общенародный язык. Как вы понимаете слово общенародный?
Откройте ученик на с. 66 и прочитайте текст в рамке. Дайте определение словам диалект, литературный язык, общенародный язык.
СЛАЙД 10
Выполнение упр.3 на с.67 с аудиопрослушиванием (устно). Прослушайте текст. Какие слова из поморского диалекта объясняются ниже на литературном языке?
Выполнение упр.4 на с.67. (устно). Задание 1. Прочитайте отрывок из автобиографической повести К.Г.Паустовского о детских годах, проведённых в украинской деревне. О каком празднике рассказывается в тексте? Отмечают ли его в наши дни? Задание 2. Какая фраза передаёт особенности местной речи? Удалось ли вам её понять? Как вы думаете, для чего она нужна в тексте?
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).
Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Общенародный русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) –запись в тетради
1)Пример синквейна по теме:
-Русский язык (название-существительное)
-Диалектный, литературный (2 прилагательных)
-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)
-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)
-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)
- Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).
Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:
- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;
- Спишите два первых абзаца текста, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов и объясните их написание - упр. 4 зад.3 с.68
- Выставление оценок
Приложение №1. Верные и неверные утверждения (эталон)
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2.
Высказывания писателей о русском языке.
- Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)
2) Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)
3) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.
Название раздела: На каком языке мы говорим.
Тема урока: «Общенародный русский язык».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый
Цель урока: создание условий для формирования представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Целевые установки урока (задачи):
- Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
- Предметные (образовательные): умение определять связи языка и культуры народа, понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
- Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
- Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
Ход урока.
- Организационный этап.
На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»
- Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).
Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).
СЛАЙД 1-5
После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано! Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?
любят её - РОДИНА - родились в России
гордятся ею - - говорят на русском языке
Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слово учителя.
- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):
СЛАЙД 6
«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).
Следующий этап - использование приема технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность).
Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
| ||
| ||
|
(Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 1)
Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.
- «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.
Текст (стр.65).
Проверка СЛАЙД 7
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца.
СЛАЙД 8
- Первичное закрепление.
Выполнение упр.2 с аудиоприложением (стр.65 устно). Бабушка Зои говорит на одном из южных диалектов, а бабушка Олега – на одном из северных. Рассмотрите карту и фотографии городов на странице 64. Послушайте тексты и выберите фотографии городов, где живут родственницы ребят. Как вы это определили?
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа учащихся в группе (составить высказывания известных писателей о русском языке. Затем – выступление каждой группы со своими ответами (предложения даны в приложении №2).
Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви. Запись получившихся предложений в тетради.
СЛАЙД 9
- Включение в систему знаний.
Слово учителя- Русский язык – общенародный язык. Как вы понимаете слово общенародный?
Откройте ученик на с. 66 и прочитайте текст в рамке. Дайте определение словам диалект, литературный язык, общенародный язык.
СЛАЙД 10
Выполнение упр.3 на с.67 с аудиопрослушиванием (устно). Прослушайте текст. Какие слова из поморского диалекта объясняются ниже на литературном языке?
Выполнение упр.4 на с.67. (устно). Задание 1. Прочитайте отрывок из автобиографической повести К.Г.Паустовского о детских годах, проведённых в украинской деревне. О каком празднике рассказывается в тексте? Отмечают ли его в наши дни? Задание 2. Какая фраза передаёт особенности местной речи? Удалось ли вам её понять? Как вы думаете, для чего она нужна в тексте?
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).
Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Общенародный русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) –запись в тетради
1)Пример синквейна по теме:
-Русский язык (название-существительное)
-Диалектный, литературный (2 прилагательных)
-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)
-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)
-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)
- Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).
Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:
- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;
- Спишите два первых абзаца текста, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов и объясните их написание - упр. 4 зад.3 с.68
- Выставление оценок
Приложение №1. Верные и неверные утверждения (эталон)
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
| ||
| ||
| ||
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
| ||
| ||
| ||
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
| ||
| ||
|
Приложение №2.
Высказывания писателей о русском языке.
- Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)
2) Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)
3) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Конспект урока русского языка "Путешествие в мир русской иконописи"
ЦЕЛИ УРОКА:• учиться рассуждать об иконописи как о ценности культуры;• дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства;• расширить лексический запас культуроведческой лексикой...