«Подготовка к итоговому сочинению на уроках русского языка и литературы (формулируем тезис и комментируем его)» 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
научить учащихся писать тезис сочинения; развить навыки работы над сочинением; развить речь через формулировку своего мнения (тезиса); воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_10klass.doc | 92.5 КБ |
rabochiy_list.doc | 53 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Подготовка к итоговому сочинению на уроках русского языка и литературы (формулируем тезис и комментируем его)» 10 класс
Цели урока: научить учащихся писать тезис сочинения; развить навыки работы над сочинением; развить речь через формулировку своего мнения (тезиса); воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал
Методы обучения: словесные (беседа, слово учителя), наглядные (демонстрация образца, показ способа действия), практические (упражнение).
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на уроке.
Ребята, посмотрите на эту картину:
- Что она выражает? Какое чувство рождает? (чувство тревоги, страха).
- Вступительное слово учителя
Эти ощущения испытывают многие выпускники накануне экзамена. Чтобы рассеять эту тревогу, внушить уверенность в том, что писать самостоятельно сочинение может каждый, мы и проводим уроки-консультации по подготовке к итоговому сочинению. Сегодня мы продолжим наш путь к написанию итогового сочинения. Но прежде чем приступить к основной части урока, я хочу рассказать вам притчу (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль))
- Чтение и определение основной мысли притчи.
Один человек обратился к горцу:
-Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, двигаясь по этому дереву, буквально трясусь от страха?
-Когда я иду по этому дереву на ту сторону, я иду за водой, без воды моя семья и я погибнем от жажды, а когда я возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу.
-Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?
-Только мощное желание или крайняя нужда заставят тебя забыть, что идешь над пропастью.
- О чем эта притча? Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
Нужно уметь преодолевать свои страхи и стараться достичь цели.
(страх получить «незачёт», боязнь чистого листа…)
- Какую цель вы должны ставить перед собой сегодня?
И мне хотелось бы сегодня организовать работу так, чтобы в дальнейшем она помогла вам правильно построить свое сочинение.
- Перед тем как перейти к практической части я хотела бы провести небольшой опрос:
- Назовите дату проведения итогового сочинения (1среда декабря) – .
- Назовите количество тем в комплекте (6).
- Можно ли в качестве аргумента использовать мангу?.
(Манга – японские комиксы. Ранобэ – разновидность популярной японской литературы различных жанров (от любовных романов и научной фантастики до ужасов)).
- В начале XX века – сколько здесь слов?
- Первый структурный элемент сочинения? (вступление, тезис)
- Сколько ошибок можно допустить, чтобы получить «зачёт» по 5-му критерию?
- Каков алгоритм работы над сочинением?
- Мы рассмотрели все 3 направления итогового сочинения 2023 г., познакомились с его структурными элементами.
Поговорили о вступлении и видах вступлений.
- Вспомните, какие виды вступлений вы знаете?
Вступления бывают:
- Историческое
- Биографическое
- Аналитическое
- Цитатное
- Личностное
А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
- Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
- Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
Тезис – первый структурный элемент сочинения. Что это значит? Это значит, что он должен быть во введении, т.е. в 1-ом абзаце.
- Переходим сейчас к практической части – к работе над самим сочинением, над его структурными элементами.
- Что же такое тезис?
Тезис – основная мысль, которую нужно доказать. Это ответ на вопрос темы. Иными словами, тезис – ваше мнение по теме, это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части (то есть мы аргументируем не тему, а свою позицию).
А какие виды тем мы знаем?
- Тема-понятие:
Роль музыки в жизни человека (не очень интересно, суховато)
- Тема-осмысление цитаты:
Как вы понимаете смысл высказывания известного римского философа и государственного деятеля Луция Сенеки: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».
- Тема-вопрос:
Что помогает человеку найти свой путь?
-Как показывает опыт предыдущих лет, чаще всего темы в итоговом сочинении формулируются в виде вопроса (образец комплекта тем 2022/23 учебного года).
Комплект тем итогового сочинения
- 1223 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- 1434 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
- 2345 Семейные ценности и их место в жизни человека.
- 2456 В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- 3367 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- 3167 Чему человек может научиться у природы?
Разделы и подразделы 2022-2023 года
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
- 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- 1.3. Познание человеком самого себя.
- 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
- 2.2. Человек и общество.
- 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Природа и человек.
- 3.2. Наука и человек.
- 3.3. Искусство и человек.
-Мало того, что разные разделы (тематические блоки), так ещё и принцип работы над каждым видом темы разный…Нет универсального принципа
- Возвращаемся к теме урока, к тезису.
Тезис в сочинении – это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.
- Что нужно сделать, чтобы правильно сформулировать тезис? (ответы учащихся)
Во-1-х, выделить ключевые слова, например:
Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли вы его позицию?
- Можно ли жить без надежды на лучшее?
- Как связаны добро и благородство?
- В чем проявляется смирение?
- Нужны ли подвиги во имя любви?
Во 2-ых, подобрать аргумент из литературы.
1) Рассмотрим пример: «Может ли любовь принести человеку разочарование?» («Я и другие»)
- Выделите ключевое слово (Любовь).
Начинаем подбирать аргументы – вспоминать произведения. Мы можем написать о Чацком из комедии «Горе от ума». Молодой человек любит дочь Фамусова – Софью, которая предпочла ему Молчалина. Чацкий признается в любви, но она его не отвергает. Чацкий, узнав о том, что слухи о его сумасшествии пустила именно она, окончательно в ней разочаровывается.
Вторым аргументом можно написать о романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Евгений, привыкший к праздному образу жизни, не готов к ответственности. Татьяна, искренне полюбившая Онегина, разочаровалась в любви, в нем.
Таким образом, любовь может принести разочарование.
Мы только ответили на вопрос. Нам надо написать предложения, которые приведут к этой мысли, т.е. введение. Для этого давайте ответим на вопрос «Что такое любовь?».
- Любовь – это чувство привязанности, чувство глубокой симпатии, способное возвысить человека.
- Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека?
- Она играет важную роль. Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом. Любящий человек стремится к добродетели.
- Способно ли такое возвышенное чувство принести боль, страдания и разочарование? (Да).
(Что такое любовь? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Способно ли такое возвышенное чувство принести боль, страдания и разочарование? Эти и другие вопросы возникают при размышлении над предложенной темой. По моему мнению, любовь, к сожалению, способна принести разочарование.)
2) Формулировка тезисов.
- Согласны ли вы с высказыванием А.П.Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека?» («Время перемен») / Я полностью согласен с этим высказыванием. Действительно,…
- Как вы понимаете утверждение: «…» / Я понимаю это утверждение так:…
- Почему люди боятся перемен? / Я считаю, что люди не хотят принимать ответственность, связанную с ними.
Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
Этим вопросом задается каждый ученик при подготовке к «допуску».
— Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
— Очень просто! Ответить на поставленный вопрос и четко обозначить свою позицию.
Чтобы стало понятнее, давайте разберем тезисы к нескольким темам.
Тема: Путешествие — способ познания себя и мира.
Тезис: Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира. Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.
Возможные литературные аргументы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Тезис: На мой взгляд, читательский опыт значительно облегчает жизнь человека, делая ее более насыщенной и разнообразной. Примеры из литературных произведений помогают расширять кругозор, анализировать окружающий мир, замечая в нем значительное количество особенностей и изменений.
Возможные литературные аргументы: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а также любое произведение, которое помогло вам стать внимательнее к деталям окружающего мира, людям и событиям.
Тема: Что можно считать преступлением?
Тезис: Я думаю, что преступлением следует называть такой поступок, который доставляет вред окружению человека. Преступления могут быть разными: по отношению к другим людям, к животным или к окружающей среде, однако все они разрушительны для человека.
Возможные литературные аргументы: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема: Нужны ли перемены современному обществу?
Тезис: Я уверен, что современное общество далеко от идеала, и считаю, что некоторые перемены в его устройстве просто необходимы. Например, чтобы общество стало лучше, людям стоит стать добрее друг к другу, быть нацеленными на всеобщее развитие и улучшение жизни, нашей общей целью должно стать совершенствование окружающего мира, а не споры, конкуренция и войны.
Возможные литературные аргументы: рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».
Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Тезис: Безусловно, технический прогресс оказал сильное влияние на людей, их образ жизни, характер и цели. С одной стороны, развитие мира технологий дало нам огромное количество возможностей, о которых когда-то сложно было даже подумать, но с другой – прогресс сделал людей менее человечными, а мир превратил в бесконечную гонку машин.
Возможные литературные аргументы: рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».
Помните, что ваш тезис может быть любым. Нет идеальной фразы, за которую вам сразу поставят 5/5. Сочинение – это большая работа, которая требует ваших мыслей и убедительных доводов, а также хотя бы небольшого читательского опыта.
Работа с сочинением
Рассмотрим отрывок из сочинения ученика
- Определите, что можно отнести к вступлению? В каком предложении спрятана тема? Где скрывается тезис?
Многие люди хотят быть в центре общественного внимания. Для достижения этой цели они идут на всевозможные ухищрения (вступление). Так что же готов сделать человек ради общественного поощрения? (тема) На мой взгляд, чтобы произвести впечатление в обществе, человек способен пойти на обман (тезис). Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
VI. Этап рефлексии
Что дал вам сегодняшний урок?
-Мы еще раз повторили теорию подготовки к сочинению.
На каком уровне готовности к сочинению находитесь вы после сегодняшнего урока?
- У подножья горы: самостоятельно написать пока не смогу.
- На склонах: надеюсь, что напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
- На вершине: уверен(а), что с сочинением справлюсь.
VII. Домашнее задание
Написать сочинение на тему:
Согласны ли вы с высказыванием Генри Форда: «Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть»?
Что Вы вкладываете в понятие счастье?
Что такое счастье? Каждый по-разному ответит на этот вопрос: один скажет, что счастье – это большая зарплата и руководящая должность, другой будет утверждать, что путешествия доставят приятные эмоции любому, а третий же будет по-настоящему рад, когда попробует вкусный ужин, приготовленный любимым человеком. Получается, что, когда люди говорят о счастье, они представляют себе совершенно разные вещи, то, что приносит удовольствие одному, может совершенно не радовать другого. Мы уникальны, как и наши ценности, идеалы и взгляды на жизнь. О чём говорю я, когда думаю о счастье? На самом деле, мне кажется, что счастье складывается из мелочей. Я по-настоящему рада, когда понимаю, что все мои родные и близкие здоровы, когда выглядывает солнце и освещает комнату тёплыми лучиками, когда на полке в магазине вижу свой любимый шоколад. Счастье не представляется мне недостижимой целью, ради которой нужно усердно работать ближайшие двадцать лет, напротив, для меня - это волшебное чувство благополучия и радости для меня кроется в простых вещах, которые положительно влияют на мои эмоции и чувства. Счастье в мелочах, надо лишь научиться их замечать. Обратимся к произведениям художественной литературы.
Семейные ценности и их место в жизни человека
Что такое семья? И почему это слово вызывает у нас множество приятных эмоций и воспоминаний? Дело в том, что семья – это самое важное, что только может быть в жизни человека. Семья – это самые близкие люди, которые будут любить друг друга несмотря ни на что. Семья – это то, ради чего человек способен на многое. Важно понимать, что родные люди относятся друг к другу с невероятным трепетом и любовью, только близкие способны по-настоящему радоваться успехам, сочувствовать неудачам и вдохновлять на новые подвиги. Но что же такое семейные ценности? И какова их роль в нашей жизни? Семейные ценности – особые чувства, образцы поведения, принципы, какие-либо традиции, имеющие значения для конкретных людей. У каждого свои ценности, но, как мне кажется, любовь, взаимовыручка и уважение всегда были и остаются «прочным фундаментом», на котором строиться настоящая семья. Роль семейных ценностей в нашей жизни велика. Мы даже не замечаем, как начинаем во многом «копировать» поведение своих родителей. Кроме того, мы не только ведём себя так, как наши родные, но и думаем по-особенному, обладает своей, индивидуальной системой жизненных ценностей. Так получается, что в семье, где царит любовь, поддержка и взаимовыручка, ребёнок становится личностью, для которой материальные ценности гораздо менее важны благополучия родных. Соответственно, если ребёнок растёт с людьми, для которых деньги являются главной жизненной целью, из-за которой постоянно возникают ссоры, то для такого него и во взрослом возрасте не будет существовать любви и каких-либо искренних чувств. Проблема влияния семейных ценностей на жизнь человека затрагивается во многих произведениях художественной литературы.
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
Что же такое явление культуры? Явление культуры – это произведение искусства, отличающееся особой уникальностью и совершенством. Многие могут играть на музыкальном инструменте, исполнять роли в театрах, писать книги и даже снимать фильмы. Но, к сожалению, далеко не всем удаётся создать шедевр, способный не просто привлечь внимание публики, но и повлиять на взгляды, жизненные ценности и убеждения людей. Правда ли культура способна воздействовать на внутренний мир человека? Конечно, ведь в настоящих произведениях искусства гениальные авторы говорят о волнующих их проблемах, к которым также неравнодушны и мы – зрители или читатели или слушатели. Например, читая книгу, мы не просто получаем новые знания, расширяем словарный запас и положительно влияем на образ нашего мышления, но и начинаем переживать те события, которые происходят с героями. Персонажи в литературе обладают разными характерами, совершенно противоположными ценностями, они способны совершать и добрые, и подлые поступки, узнавая о которых читатель формирует собственное мнение, начинает осознавать, что в реальной жизни принесёт пользу и ему, и окружающим, а что лишь навредит. Описанный мной пример затрагивает лишь книги, но подобное воздействие на публику способны оказывать все явления культуры, которые, конечно, не должны отличаться примитивностью и простотой. Книги, музыкальные произведения, фильмы и спектакли – всё это способно в наибольшей степени повлиять на взгляды человека на жизнь в целом. Обратимся к произведениям художественной культуры.
В чём может проявляться любовь к отечеству?
Что же такое патриотизм? Патриотизм – это чувство преданности Родине, искреннее желание защищать интересы своей страны. Любовь к Отечеству заставляет людей задумываться о будущем государства. Каждый, кому не безразлична судьба страны, старается сделать всё, что от него зависит, чтобы изменить жизнь к лучшему. Кто является настоящим патриотом? Примеров людей, обладавших таким качеством, множество! Кем как ни патриотами были солдаты, вставшие на защиту Отечества во время Великой Отечественной войны, они пожертвовали собственными жизнями, чтобы следующие поколения могли жить в мире, не зная несчастий, лишений и бед. Подвиг героев войны неоценим, но патриотами являются не только солдаты. Согласитесь, сейчас мы нередко слышим в новостях о изобретениях, созданных российскими учёными, об обращениях граждан к государственным органам для благоустройства районов, о проведении различных благотворительных акций, ведь все эти поступки также говорят о неравнодушии людей к жизни страны. Получается, что любовь к Отечеству проявляется в искреннем желании защищать интересы своего государство, и, заботясь о будущем, менять настоящее к лучшему. Страна, в которой человек родился, занимает особое место в его сердце, поэтому ради неё люди готовы на многое, даже ценой собственных жизней добиться счастья и процветания родного государства. Тема любви к Родине раскрывается во многих произведениях художественной литературы, обратимся к примерам.
Предварительный просмотр:
Тема: «Подготовка к итоговому сочинению на уроках русского языка и литературы (формулируем тезис и комментируем его)» 10 класс
- Назовите дату проведения итогового сочинения
- Назовите количество тем в комплекте
- Можно ли в качестве аргумента использовать мангу?.
- В начале XX века – сколько здесь слов?
- Первый структурный элемент сочинения? (вступление, тезис)
- Сколько ошибок можно допустить, чтобы получить «зачёт» по 5-му критерию?
- Каков алгоритм работы над сочинением?
Виды вступлений
.
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
- Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
- Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
- Что же такое тезис?
А какие виды тем мы знаем?
- Тема ______________________________
Роль музыки в жизни человека (не очень интересно, суховато)
- Тема_____________________________
Как вы понимаете смысл высказывания известного римского философа и государственного деятеля Луция Сенеки: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».
- Тема ________________________________
Что помогает человеку найти свой путь?
Комплект тем итогового сочинения
- 1223 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- 1434 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
- 2345 Семейные ценности и их место в жизни человека.
- 2456 В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- 3367 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- 3167 Чему человек может научиться у природы?
Разделы и подразделы 2022-2023 года
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
- 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- 1.3. Познание человеком самого себя.
- 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
- 2.2. Человек и общество.
- 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Природа и человек.
- 3.2. Наука и человек.
- 3.3. Искусство и человек.
- Формулировка тезиса.
- Что нужно сделать, чтобы правильно сформулировать тезис?
1. _______________________________________________
2.__________________________________________________
VII. Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
Ответить на поставленный вопрос и четко обозначить свою позицию.
Тема: Путешествие — способ познания себя и мира.
Тезис:
Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Тезис:
.
Тема: Что можно считать преступлением?
Тезис:
Тема: Нужны ли перемены современному обществу?
Тезис:
Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Тезис:
Помните, что ваш тезис может быть любым. Нет идеальной фразы, за которую вам сразу поставят 5/5. Сочинение – это большая работа, которая требует ваших мыслей и убедительных доводов, а также хотя бы небольшого читательского опыта.
- Работа с сочинением
Рассмотрим отрывок из сочинения ученика
- Определите, что можно отнести к вступлению? В каком предложении спрятана тема? Где скрывается тезис?
Многие люди хотят быть в центре общественного внимания. Для достижения этой цели они идут на всевозможные ухищрения. Так что же готов сделать человек ради общественного поощрения? На мой взгляд, чтобы произвести впечатление в обществе, человек способен пойти на обман. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
- Что дал вам сегодняшний урок?
- На каком уровне готовности к сочинению находитесь вы после сегодняшнего урока?
- У подножья горы: самостоятельно написать пока не смогу.
- На склонах: надеюсь, что напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
- На вершине: уверен(а), что с сочинением справлюсь.
IX. Домашнее задание
Написать сочинение на тему:
Согласны ли вы с высказыванием Генри Форда: «Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть»?
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Данный урок литературы является частью системы уроков по подготовке к написанию выпускного итогового сочинения в 11 классе.
Урок был представлен педагогической общественности на муниципальном семинаре.
В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Цель урока – подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения).
Задачи урока
Образовательные
- формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.
Развивающие
- систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;
- развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;
- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;
- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.
Воспитательные
- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;
- развитие внимательности и собранности;
- воспитание патриотизма.
Тип урока -урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе (5 - 9 классы).
В статье рассматриваются пути изучения на уроках русского языка в 5-9 классах изобразительно-выразительных средств . Определёно и обосновано содержание материала относительно сдачи экзамена по Гиа и Е...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Выступление на областной конференции по теме "Визуализация на уроках русского языка и литературы. Инфографика при подготовке к сочинению по литературе в 11 классе"
Материал содержит собственные наработки по теме. Сопровождается презентацией....