Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как обязательный аспект подготовки выпускников к написанию итогового сочинения
статья по литературе
Аннотация: в статье рассматривается роль смыслового чтения при подготовке к написанию сочинений, раскрыта система обучения школьников смысловому чтению, представлены основные методы и приёмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В. Дмитриева
МКОУ «Тэминская СОШ», с. Тэмь
«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как обязательный аспект подготовки выпускников к написанию итогового сочинения»
Аннотация: в статье рассматривается роль смыслового чтения при подготовке к написанию сочинений, раскрыта система обучения школьников смысловому чтению, представлены основные методы и приёмы.
Вопросы организации чтения учащихся являются актуальными и в XXI в., именно поэтому современный урок русского языка должен предъявлять новые требования к организации чтения.
Без овладения технологией смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как и в итоговом сочинении по литературе, и в сочинении-рассуждении ЕГЭ исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста художественной и научной направленности.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
Таким образом, смысловое чтение научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным предметам.
Надо понимать, что осуществление подобного руководства требует применения методов деятельностного, коммуникативного подхода – средств современной дидактики, способных обеспечить уровневое восприятие художественного текста. Выделяя составляющие процесса восприятия, предполагающие собственно чтение, включение психических процессов (зрительных, слуховых, осязательных ощущений и памяти), эмоциональных реакций (сопереживания, радости, волнения, страха и т. д.), осмысление содержания и художественной формы, мы понимаем, что процесс этот глубоко личностный, индивидуальный. Именно поэтому важно воспитать читателя, готового понимать, общаться, наслаждаться и т. д. Это станет возможным при условии, если и автор, и читатель владеют знаниями о языке художественной литературы. При этом автор использует средства языка для фиксации своего опыта, а читатель должен концентрировать внимание на «раскодировании» языковых единиц с целью выделения смысла, передаваемого с их помощью.
Таким образом, умение читать становится средством обучения лишь в первой своей позиции, когда преследуется исключительно прагматическая цель извлечения информации.
При таком подходе к чтению становится очевидным, что надо говорить не только об ориентированности, направленности читательских предпочтений, но и о формировании школьника-читателя, способного общаться с помощью книги, познавать себя и духовно обогащаться.
Изучение художественного произведения, грамотно организованное учителем на уроке, предполагает кропотливую работу с лексикой, акцентирование внимания на тех средствах, которые и создают художественный образ. Однако организовать подобную работу на уроке становится всё сложнее и сложнее, так как способ мышления современного подростка уже воспитан другой стихией.
Понимание текста – вещь во многом субъективная. Художественный текст не может быть никогда однозначно понят. Поэтому тут всегда будут расхождения. Но сам факт, что на экзамене по ЕГЭ проверяют именно умение читать и понимать текст – это правильно.
Чтобы исследовать приёмы работы с текстом, необходимо обозначить виды художественной информации, которые в нём содержатся. Этому подходу более всего соответствует концепция И.Р. Гальперина, который выделяет три уровня художественной информации: фактуальный, подтекстовый и концептуальный [1]. Эти уровни определяют подходы Г. Граник к проблеме понимания художественного текста [2].
Есть такое понятие – грамотный читатель. Какого человека можно назвать грамотным читателем? Того, кто способен до конца понять текст и умеет вычерпывать из него все уровни информации. А очень многие дети думают, что в тексте написано только то, что написано. А это всего лишь фактуальная информация. Но существует и другой пласт. Так называемая подтекстовая информация.
Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, a вытекающий из повествования или диалога текста. Понять "фразу с подтекстом" – это значит воспринять не только то, что сказано прямо, буквально, но и то, что автор подразумевал, о чём умолчал. Раскрытие подтекста предполагает, таким образом, непременное активное сотворчество читателя, додумывание, домысливание. Образно говоря, читатель должен угадать картину по нескольким штрихам, направляющим его воображение, самостоятельно заполнить художественное пространство, которое автор намеренно оставил пустым.
Подтекст произведения обогащает изобразительные и выразительные возможности художественного слова, позволяет ярко и зримо представить в произведении те жизненные явления, о которых невозможно или нецелесообразно говорить прямо. Именно поэтому он чаше всего необходим для изображения душевной жизни человека, для воссоздания сложных психологических состояний. Прямое называние психологических процессов часто лишает их тонкости и неповторимости, огрубляет и выпрямляет внутреннее состояние. Подтекст позволяет избежать такой опасности.
Есть очень хорошее упражнение, его предлагает Генриетта Граник [2]: вычитывать смыслы только из одного предложения. Чтобы ребёнок извлекал их все и не добавлял ничего от себя, видел только то, что в предложении есть. Это очень полезное и интересное занятие. Когда каждая фраза будет проанализирована, читатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.
Помогают в этом приёмы логики речи: деление предложения на речевые такты или, иначе говоря, расстановка пауз [3]. Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему ясность и чёткость, помогают глубже вникнуть в его смысл.
Нельзя не замечать и роль знаков препинания в тексте. Точка с запятой разделяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины, одного описания.
Помимо фактуальной информации в тексте есть концептуальная информация. Это основные смыслы текста, авторская позиция, идея. Концептуальность – это главное, что держит текст и даёт ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания рассуждения. Читатель вычитывает смыслы из текста, и в этом диалоге с автором суть чтения художественной литературы.
В этом случае помогает работа с логической перспективой [3]. В каждом предложении мы выделяем одно самое важное слово. После этого следует сделать то же с менее важными, но всё-таки выделяемыми словами. Что же касается неглавных, невыделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать.
Такая работа помогает освоить, технологию продуктивного чтения, которая опирается на психологические механизмы речи. Учащемуся нужно дать некие приёмы, показать, что он должен делать и как действовать, чтобы понять текст. И с ним так и надо читать. Чтобы он эмоционально проживал, умел представить картину и понимал всё, о чём говорится. Но важно, чтобы ученик умел ещё и чувствовать, и представлять то, о чём читает.
Неопытному читателю важно вовремя показать, что процесс чтения не скучный не для того, чтобы проблему сформулировать, а увлекательный! Потому что это твой постоянный диалог с автором, человеком глубоким, интересным, и в процессе такого чтения ты открываешь что-то в мире и самом себе. Чтение хороших книг помогает прежде всего в самом себе разобраться.
Многие классические тексты надо читать с детьми комментированным чтением, а не отдавать на самостоятельное изучение, потому что они не всё могут понять из-за разрыва эпох.
Воспитать вдумчивого читателя, сформировать круг читательских интересов – задача современного урока. И решение её связано не только с поиском новых методических приёмов. Сочетание вербального восприятия, пробуждающего эмоциональное начало в ребёнке, с работой воображения, активизированного не только словом, но и зрительным рядом, способствует формированию культуры чтения, расширяет познавательные возможности ребёнка, ведёт к созданию нового, открывает пути к постижению пространства художественного произведения.
Литература
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]/И.Р. Гальперин. – М.: Либроком, 2009. – 144с.
- Граник, Г.Г., Шаповал, С.А., Концевая Л.А., Бондаренко, С.М. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы [Текст]/ Г.Г. Граник, С.А. Шаповал, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. – М.: АСТ, Астрель,2003. – 352с.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных учебных заведений [Текст]/ Т.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Обучение смысловому чтению в 5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений.
Выступление на педсовете....
Формирование компетенций смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».
Тезисы с презентацией к выступлению на районном семинаре...
Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"
Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"...