Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы в среднем звене (5-7 классы)
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Елена Анатольевна Сысоева

Предварительный просмотр:

Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы в среднем звене

(5-7 классы)

                                           «Внутреннее (формирующее) оценивание…

                                                    сродни подкормке и поливу растений, являя

                                            собой то, что напрямую влияет на их рост».

И. С. Фишман, Г. Б. Голуб.

Формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода. Поэтому именно оно даёт ответ на вопросы: «Как идут твои дела? Что не получается? Что необходимо сделать, чтобы стало лучше?»

По какой бы программе мы не работали и не обучали детей, обратная связь нужна всегда. Почему? Наверное, потому, что обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;

для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесение изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока).

Техник по самооценке и получению обратной связи существует немало                        (таблица на экране). Выбор техники зависит от самого учителя, от степени подготовленности класса, от темы и задачи на уроке, даже от характера подачи материала и настроя учащихся .

Я расскажу о том, как можно использовать технологию формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы в среднем звене (5-7 классах).

Наиболее приемлемыми формами, достаточно знакомыми учащимся 5 класса из курса начальной школы , оказались такие:

после сравнения выполненной работы с эталоном ученики ставят на полях тетради один из предложенных знаков:

Молодец, нет ошибок  «!»,

В целом всё правильно, но есть незначительные ошибки и неточности  «+»,

Ошибок много, нужна помощь  «-».

В конце урока ребёнок, посмотрев на полученные им за время занятия знаки на полях, подводит итог своей деятельности.

Интересно детям находить своё место «на лестнице успеха».

Ещё есть такой приём как «Человечки». 

Данная карточка рассчитана на 5 уроков (по количеству уроков в изучаемой теме). Учащиеся их пронумеровывают. В конце каждого урока ученик оценивает свою работу – закрашивает человечка. Если он усвоил тему, закрашивает человечка полностью, если частично- половину, плохо-только ножки.

Возможно проведение анкетирования.

1. Я был активным на уроке.  да / нет

2. Я доволен тем, как работал на уроке.  да / нет

3. Урок прошёл быстро.  да / нет

4. Я понял материал, изучаемый на уроке.  да / нет

5. С домашним заданием я легко справлюсь.  да / нет

Один из полюбившихся детям прием - "Задания-ловушки" (на рефлексию содержания учебного материала).

        На уроках предлагаю обучающимся тексты с изученными орфограммами, предварительно допустив ошибки в написании слов. Этот прием очень нравится ребятам, так как они комментируют, обсуждают работу, доказывают и чувствуют себя успешными.

Например. Лето стояло халодное и даждливое. Солнышко свитило очень редко. В лису было холодно и сыро. В оврагах шумели ручьи. Резвые пушыстые белочки исчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокие травы скрывали птиц и насекомых. Скучным и неприятным был лес.

Приём взаимопроверки: «Две звезды и желание»

Ученикам предлагается проверить работы одноклассников и не оценить их, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки –«желание».

Анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать материал.

1)Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .
  2. На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.
  3. Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.
  4. Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.
  5. Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.

На уроках литературы часто использую прием комментированного чтения с поиском незнакомых, или редко употребляемых слов. Изучаем произведение. Дома нужно его прочитать, но не все выполняют это задание. Предлагаю в тетради составить таблицу, в которую надо записать заинтересовавшее слово и дать ему своё толкование. Кроме того, объяснить назначение этого слова для характеристики героя или описания его поступка. Задаю вопрос « Каким изображен герой? Найдите в тексте  слова, которые использует писатель. Кто первый находит нужное, называет страницу и абзац». Такой прием активирует учащихся, позволяет включить в работу всех , отрабатываются навыки работы с большими текстами.( Например, в 5классе изучается « Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя. Объёмный текст и много специфической лексики).

Пример рабочего листа к уроку исследования личности главного героя по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

1.        Название команды/капитан (распределяет задания между членами команды):

2.        Дайте характеристику герою рассказа Герасиму по следующим критериям:

•        Портрет (внешность, одежда, значение имени)

•        Род занятий, обязанности:

•        Поведение, поступки:

•        Интерьер комнаты:

•        Выводы (какой перед нами герой?):

3.     Оцените собственную работу, поставив знак

на одной из ступеней «Лестницы успешности» (Критерии оценки: правильность, полнота содержания, убедительность (доказательность), наличие примеров, грамотность и выразительность речи, работа всех членов команды).

4. Оцените работу команды-соперника по пятибалльной системе (критерии те же).

Для чтения наизусть, критерии выбираются совместно с обучающимися и заполняется оценочный лист.

Оценочный лист. Выразительное чтение наизусть.

Ф.И. обучающегося

Ф.И. "учителя"

Критерии оценивания

Максимальный балл

Балл обучающегося

Указаны автор и название стихотворения

1

Знание текста. Безошибочное чтение

4

Эмоционально-образная выразительность

·        интонационно выделены ключевые слова

1

·        наличие логических пауз

1

·        правильно выбранный темп чтения

1

·        сила голоса (громкость)

1

·        передача специфики жанра (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика)

1

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

10

Шкала перевода

10 б. - "5", 7-9 б.- "4", 4-6 б. - "3"

        Данные техники дают возможность оценить собственный успех, продумать пути преодоления учебных затруднений, приобретая навыки и привычку к оценочной деятельности.

           К Дню Победы мы с учениками  готовили инсценировку фрагментов разных произведений о войне. После мероприятия им было предложено оценить свою работу с помощью техники «Недописанное предложение». Привожу примеры некоторых высказываний.

Я узнал, что… нужно работать сообща, чтобы добиться результата;

Мне захотелось… узнать больше о том, как жилось людям во время войны; стать актером;

Теперь я … узнала больше о войне; не боюсь выходить на сцену.

Я понял, что … спектакль делать сложно; могу играть, как актер; не нужно бояться перед выступлением; могу гораздо больше, чем мог себе представить.

Самым трудным в процессе работы было… не забыть свои слова, собраться с духом, чтобы никого не подвести, репетировать.

Проанализировав недописанные предложения, я выяснила, что ученики осознанно выявили, что удалось хорошо, а что вызвало трудности. Они оценили свой уровень обученности выразительному чтению и сценическому мастерству, отметили, что для улучшения результатов нужно чаще выступать, захотели подготовить новые спектакли, в которых они учтут свои ошибки.

C:\Users\Лена\Desktop\1\IMG-20210409-WA0006.jpg

Использование техники «Недописанное предложение» в этом случае дало эффективный результат.

       

Подводя итог, стоит отметить, что формирующее оценивание помогает обучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять самостоятельную деятельность.

        Применение этой технологии на уроках позволило мне:

1.      Решить проблему объективного выставления оценок.

2.      Использовать и постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения находятся мои ученики.

3.      Четко формулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним свою работу.

Закончить статью хочу словами  Льва Николаевича Толстого:

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок

и соразмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.

Используемая литература

И. С. Фишман, Г. Б. Голуб : «Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся».  Методическое пособие. Изд. «Учебная литература»-Самара 2007 год, 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...

Статья "Техники формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы"

В статье говорится о том, как организовать контрольно-оценочную деятельность на уроках русского языка и илитературы в 5-9 классах. Представлены приемы  формирующего оценивания.    ...