Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя существительное - часть речи удивительная».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

 

  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
  • совершенствовать навыки морфологического разбора;
  • повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
  • совершенствовать навыки морфологического разбора;
  • повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, исследовательский.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная, творческая, игра.

Оборудование:«Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить навыки определения морфологических признаков имени существительного;
  • формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Сведения, указанные в приложении, верны.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Слово учителя. Приветствие. Мотивация на положительный результат

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Открыли тетради и записали сегодняшнее число.

1. Беседа с учащимися.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в необычную страну, которая называется Морфологией, а город – Имя существительное.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.

Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»

- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?

1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете?

(Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.

2. Объявление темы и целей урока.

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске), с помощью приема составление кластера.

Сведения, указанные в приложении, верны.

II. Блиц-опрос. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? Теория

1. Беседа с учащимися

- Что такое имя существительное?

- К какому роду относятся имена существительные?

- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?

- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются нарицательными?

- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим, умеем ли мы применять теорию на практике

Переход. (от теории перейдем к практике. Повторили-вспомнили)

2. Выявление восприятия. Распределительный диктант. Прослушайте текст, выпишите имена существительные, отвечающие на вопрос кто? в левую колонку, на вопрос что? — в правую. Запишите существительные в форме именительного падежа единственного числа. Определите их род.

Из-за леса поднимается солнце. Прохлада бодрит, и мы быстро идем к лесу. Тишина нарушается стуком дятла. А вот прыгнула белка, пробежал заяц. Солнце поднялось высоко. Мы подходим к поляне. Она пестрит цветами, над ними с жужжанием летают пчелы.

3.Определение роли существительных в речи.

Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.

Назовем имена существительные в стихотворении.

(дети называют по цепочке)

(Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?

- Слов какой части речи больше всего использует поэт?

- Сколько существительных в этом стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Сведения, указанные в приложении, верны.

Для чего они необходимы в данном стихотворении?

(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека).

Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.

- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили?

Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо

Что вы узнали, повторили???

III. Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?

#1058;ренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик

-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами

2. Игра «Я – волшебник».

- Превратите имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл – (город Орёл);

Цветок роза – (девочка Роза);

Плодородная земля – (планета Земля);

Воздушный шарик – (собака Шарик).

(Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Взаимопроверка)

3. Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.

Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.

Определите склонение имён существительных

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

- Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.

3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1.

-ученик читает порядок цифр или самопроверка. Произносит правильный порядок цифр

4. Вновь поиграем. «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.

Сведения, указанные в приложении, верны.

  • Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
  • Через несколько минут опустился... парашют.
  • Елка слишком высока, достает до... потолка.
  • Взял художник краски, рисует на... терраске.
  • Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
  • Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
  • В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш".
  • Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
  • Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
  • Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
  • Я подошел к окошку, и луч поймал в... ладошку.

Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Распределительный диктант.

Определите род имен существительных, разместите слова в трех столбцах.

Картофель, пальто, трамвай, метро, ведерко, полотенце, рояль, манжета, туфля, заря, фамилия, какао, тюль, врач, мощь, овощ, дочь, шалаш, гость.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Дайте оценку нашей работе: если урок прошел хорошо и вам понравился, поставьте на полях смайлик улыбающийся, а если нет, то грустный.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Для чего нужны имена существительные?»

Урок окончен. Спасибо за урок!

Сведения, указанные в приложении, верны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи"

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи" 7 класс...

Конспект урока по русскому языку, 5 класс, "Имя существительное"

Представлен материал конспекта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"....

урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»

Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»...