урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_szd_6kl.docx | 13.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
- совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование презентации.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная, творческая, игра.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности.
1.Беседа с классом. Лингвистическая разминка.
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое показано на презентации.
Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»
(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)
- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?
Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.
Объявление темы и целей урока.
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное».
Что мы сегодня будем делать?
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим то, что изучили ранее.
Блиц-опрос. Давайте вспомним что мы знаем об имени существительном? Теория
1. Беседа с учащимися
- Что такое имя существительное? Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?
- К какому роду относятся имена существительные? Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду;
- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы? являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.
- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?
- Какие имена существительные называются собственными? К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.
- Какие имена существительные называются нарицательными? В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов.
- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?
- Каким членом предложения может быть?
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
IV. Творческая практическая деятельность.
Определение роли существительных в речи.
Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.
Назовем имена существительные в стихотворении.
(дети называют по цепочке)
(Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?
- Слов какой части речи больше всего использует поэт?
- Сколько существительных в этом стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Для чего они необходимы в данном стихотворении?
(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека).
Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.
- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили?
– Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо
Что вы узнали, повторили???
Учитель читает словарный диктант: (взаимопроверка)
Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, ёлка, аллея, ветка, ель, ветвь.
1 скл 2 скл. 3 скл.
М.р. и ж.р. на –а, -я м.р. с нул. оконч, ср. р. на –о, -е. ж.р., оканч. на ь
Брошюра тополь рожь
Ёлка цыган местность
Аллея луч смелость
Ветка шалаш ель
Циркуль ветвь
Работа с сигнальными карточками.
Учитель читает словосочетания, а уч-ся поднимают ту букву, какая должна писаться в окончании слова: Е или И.
Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, просить о помощи, идти к дороге, писать в тетради, петь от радости, участвовать в соревновании, рассказ о путешествии.
Самостоятельная работа
- Ребята, мы с вами повторили все морфологические признаки имён существительных. Теперь для закрепления этих знаний произведите морфологический разбор имён существительных из текста. 1 ряд – (освещал) кроны, 2 ряд –(над) рекой.
Мягким сиянием месяц освещал кроны* больших деревьев. Испарения над рекой* сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Голубой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.
Устная проверка:
Кроны – сущ., н.ф. – крона, неодуш., нариц., 1 скл., ж. р., мн. ч., В.п.. доп..
(над) рекой – сущ., н. ф. – река,. неодуш., нариц.. 1 скл., ж.р., ед.ч., Т.п., доп..
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение)
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
Домашнее задание: сделать 3 вариант ВПР.
Карточки работы ВПР (дополнительное задание)
1. Летчик* ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом.
Лётчик — сущ., обозначает предмет, (кто?) лётчик;
1. Нач. форма: лётчик,;
2. Пост. признаки: нариц., одуш., мужск. род, 2 скл.;
3. Непост. признаки: ед. число, именит. падеж;
4. Лётчик
2. Постепенно он набирает высоту и снова зависает*.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс
Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.
Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....
Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...
Сценарий урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" . 5 класс.
Материал можно использовать для открытого урока на тему "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя существительное - часть речи удивительная».
Тип урока: урок актуализации знаний и умений определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать навыки морфологического ра...
Урок русского языка "Частица как служебная часть речи" 7 класс
Урок-ролевая игра...