Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018g._urok_po_teme_chastitsa_kak_sluzhebnaya_chast_rechi_v_7_klasse.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Урок русского языка на тему «Частица как служебная часть речи»
Учитель: Гареева Г.Р.
2018 год
Тема урока: Частица как служебная часть речи.
Цели:
- Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
- Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь.
Слайд 1.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.
- Итак, не будем терять время и перейдём к работе.
- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?
Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, а вы поднимаете руку.
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?
3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?
6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
п | р | и | Ч | а | с | т | и | е | ||||||||
п | р | и | л | а | г | А | т | е | л | ь | н | о | е | |||
С | о | ю | з | |||||||||||||
ч | и | с | л | и | Т | е | л | ь | н | о | е | |||||
н | а | р | е | ч | И | е | ||||||||||
Ц | ||||||||||||||||
г | л | А | г | о | л |
Теперь мы уже можем назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)
- Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи»? Слайд 2.
Перед вами лежат маршрутные листы, подпишите их. Запишите число. Тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Чтобы выяснить, для чего служит частица, обратимся к примерам. Итак, внимательно посмотрите на доску. Слайд 3
Ты не хочешь остаться с нами?
Разве ты не хочешь остаться с нами?
-Об одном и том же спрашивается в предложении?
-Какие различия вы увидели в вопросах? (во втором предложении оттенок неуверенности, сомнения)
-С помощью какого слова достигается этот оттенок неуверенности? (разве)
Рассмотрим еще одно предложение. Слайд 4
Сегодня приехали гости.
Сегодня приехали бы гости.
-Отличаются ли эти предложения по смыслу?
-Благодаря какому слову вы это поняли?
-Какую функцию выполняет бы в этом предложении?
-Можно ли задать вопрос к словам разве, бы?
Имеют ли они лексическое значение?
Итак, перейдем к выполнению нашего 1 задания (в маршрутных листах). Давайте попробуем сформулировать определение частицы и представим в виде кластера « Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2. Не имеет лексического значения
3. Не изменяется
4.Не является членом предложения.
5.Вносит различные оттенки значений и служит для образования форм слова.
Итак, …., повтори еще раз определение частицы.
Задание 2. Исследовательская работа (в маршрутных листах)
Ребята, как вы думаете, в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.
Прочитайте текст и определите стиль текста. Озаглавьте его?
Давайте найдем в тексте частицы. Попробуйте исключить их из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
(По К. Паустовскому)
(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
Задание 3.(слайд 5)
-Ребята, мы знаем, что частицы с местоимениями могут быть омонимичны с союзами. Давайте вспомним, как их отличать, и выполним 3 задание. На это задание у вас 3 минуты.
Определить, где в предложениях союзы, а где местоимение с частицей.
- Он пел, что(бы) заглушить печаль.
- Всякий человек склонен рассуждать, что(бы) он сделал на месте другого.
- Мы то(же) советуем всем отдохнуть.
- Я буду рядом, что(бы) ни случилось.
- Я то(же) писал сочинение.
- Я писал то(же) сочинение, что и ты.
- Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
Итак, время вышло. Давайте проверим.
Задание 4. Творческая работа
- Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне “Частица” (слайд 6)
Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке.
Итак, урок подходит к концу, давайте обобщим. (слайд 7)
(Слайд 8) Домашнее задание. § 56,57. На выбор:
Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».
Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»
Итог урока.
Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо
Оцените свою работу на уроке в маршрутных листах. За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку:"Имя числительное как часть речи"
Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" (6 класс) разработан по технологиии развития критического мыщления. В уроке использованы различные приёмы данной технологии с подробным описанием каждого...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
Урок по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Цели урока: сформировать способность опознавать существительные в речи; развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; сформировать представление о существитель...
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Служебные части речи\'\' (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Служебные части речи'' (6 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...