Анализ текста в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс)
Работа с текстом - важная составляющая работы каждого учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta_5.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТ 1
(Начало 1-й четверти).
(1) Муравьи — удивительные насекомые. (2) Знаете ли вы, ребята, что у них есть даже свой «молочный скот»? (3) Это тля. (4) Она выделяет сладкий сок, и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка.
(5) Если тли слишком расплодились, муравьи располагают их на новой ветке или на другом растении. (6) Позаботятся они и об охране, которая защитит тлю от врагов: клеща, божьей коровки. (7) В заботе о кормилице муравьи строят даже «коровники». (8) Их можно увидеть на многих растениях: на подорожнике, на сосне и ели, в зарослях кустов. (9) Если «коровники» кто-то рушит, они не спасаются бегством, а бросаются на помощь тлям. (10) Они подхватывают их и убегают с ними вместе.
1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
2. Из предложения 8 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного.
3. Среди предложений 5-7 укажите номера всех сложных предложений.
4. Из предложения 9 выпишите личное местоимение.
5. Из предложения 7 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений 1-5 выпишите глагол второго спряжения.
7. Из предложения 9 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
ТЕКСТ 2
(После изучения темы «Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова»).
(1)Туман исчез. (2)Первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы... (3)Через несколько минут мы все уже крепко спали. (4)Это был первый переезд до Багрова.
(5)Солнце стояло еще очень высоко, когда мы с крутой горы увидели Багрово. (6)Оно грустно лежало в долине между двух больших прудов, которые заросли камышом. (7)Я все это очень хорошо рассмотрел.
(8)Через несколько минут остановились мы у крыльца дома и постучались. (70 слов.)
(По С. Т. Аксакову)
1. Какое из высказываний, приведенных ниже, соответствует теме прочитанного текста?
1) Случай в Багрово
2) Приезд в Багрово
3) Солнечный день
4) Сон в дороге
2. Определи, какой тип речи представлен в тексте. Обведи нужную цифру.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) повествование и описание
3. Из предложений 1-4 выпишите слово с непроизносимой согласной.
4. Выпишите грамматическую основу второго предложения.
5. Среди предложений 1-6 укажите номер предложения с однородными членами.
6. Из предложений 1-3 выпишите существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.
7. Выбери схему, которая соответствует составу слова сестрицы.
ТЕКСТ 3
(После изучения темы «Правописание приставок»).
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Над рекой всегда было беспокойно. (2)Там хлопотали разные птицы. (3) Над цветами летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.
(4)Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и рассматривали его выпуклыми глазищами.
(5)И в воде было хорошо. (6)Смотришь на нее с берега, так и хочется нырнуть и поглядеть в глубину, достать до черного дна. (7)И все чудится, что ползет по дну рак, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.
(8)Постепенно звери и птицы привыкли к Пете, а потом полюбили. (9)Он не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. (10) Он умел прислушиваться даже к шорохам.
(По К.Г. Паустовскому).
1. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
2. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
3. Среди предложений 1-4 укажите номер простого предложения с одним главным членом.
4. Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание гласной в корне которого определяется правилом: в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Из предложений 3-5 выпишите номера всех простых предложений.
6. Тип речи в предложениях 1-4: 1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование.
7. Сколько грамматических основ в предложении 9?
ТЕКСТ 4
(После изучения темы «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»)
(1) Солома в крестьянском хозяйстве всегда была нужным материалом. (2) Самое широкое применение она нашла в Полесье. (3) Из соломы делали бесподобные шкатулки и сундучки, мужские шляпы, ткали полотно для салфеток и занавесок. (4) Из соломы с лозой плели бельевые корзинки, короба для хранения зерна и продуктов, бочки, заплечные люльки для детей, игрушки.
(5) У соломы много оттенков. (6) Чтобы получить золотой цвет, ее сушат на солнце. (7) А потом из стеблей делают баранов, павлинов, пчелок, коней, сценки из народной жизни, сказочные композиции.
1. Среди предложений 1-5 укажите номера предложений с однородными членами.
2. Среди предложений 1-3 укажите номер односоставного предложения.
3. Из предложения 6 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
4. Из предложений 1-3 выпишите существительное в творительном падеже.
5. Укажите номер предложения без определений.
6. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
7. Из предложений 4-7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: в корне после шипящего согласного под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с безударной гласной Е.
ТЕКСТ 5
(После изучения темы «Неопределённая форма глагола (инфинитив)»).
(1) Странная была встреча. (2)Олень глядел на меня и не спешил убегать. (3)Любопытство! (4)Два сливовых глаза глядели на меня неотрывно. (5)Ноздри тянули обжигающий воздух и выпускали две струйки морозного пара.
(По В.М. Пескову).
1. Укажите номер односоставного предложения.
2. Укажите номера предложений с однородными членами.
3. Выпишите грамматическую основу предложения №4.
4. Из предложения 5 выпишите слово с проверяемой безударной гласной.
5. Выпишите местоимение из предложений 1-3.
6. Выпишите инфинитив.
7. Выпишите слово с чередующейся гласной.
ТЕКСТ 6
(После изучения темы «Корни с чередованием букв е-и»).
(1) Ассоль вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами, вдохновенного потрясения. (2) «Секрет» в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась с белой палубы под огнем алого шелка.
(3) Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром события. (4) Ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске.
(По А. Грину).
1. Укажите номер простого предложения с однородными членами.
2. Сколько грамматических основ в предложении 4?
3. Из предложений 1-2 выпишите слова с чередующейся гласной.
4. Выпишите все собственные имена существительные.
5. Из предложений1-2 выпишите слово, которое не употребляется без НЕ.
6. Из предложения 1 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от глухости-звонкости предыдущего согласного.
7. Из предложений 1-2 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «в корне после шипящего согласного под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с безударной гласной Е».
ТЕКСТ 7
После изучения темы «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова».
(1)Деревья также показались Алеше отменно красивыми. (2)Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. (3)Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. (4)Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.
(5) Из сада пошли в зверинец. (6)Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях.
(По А. Погорельскому)
1. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах.
2. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
3. Выбери слово, которое соответствует схеме:
1) земного
2) рассказал
3) показались
4) обыкновенного
4. Из предложения 4 выпишите все союзы.
5. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание «наречие +прилагательное.
6. Укажите номер простого односоставного предложения.
7. Среди предложений 4-6 укажите предложение, в котором есть однородные члены.
ТЕКСТ 8
(После изучения обращений и прямой речи).
(1) Перед заходом солнца дядя сказал мне: (2) «Витя, пора отправляться на рыбную ловлю». (3)Дорога шла через густую рожь. (4)Под ногами пробежала мышь. (5) В роще слышался плач ночной птицы. (6)Наступил вечер, и ловля началась. (7) Кругом стола тишь, только камыш шептался с рекой. (8) Приближалась полночь. (9)Мы залезли в шалаш и легли спать. (10) Когда блеснул первый луч солнца, мы были на ногах и опять ловили рыбу.
1. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
2. Укажите номер предложения с обращением.
3. Укажите номера сложных предложений.
4. Из предложений 6-10 выпишите слово с непроизносимой согласной.
5. Из предложений 3-5 выпишите существительные женского рода 3 склонения.
6. Из предложений 4-5 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
7. Из предложений 6-10 выпишите переходный глагол.
ТЕКСТ 9
(После изучения обращений и прямой речи).
(1) В лощине между сопками, где зеленеют «елочки» амурского папоротника, слышались тонкие трели. (2)Я направился на звуки. (3)Возле колючего стволика пальмы – аралии раскачивается из стороны в сторону коричневая веточка с бутончиками красных ягод. (4)А рядом порхает, пробирается сквозь заросли синичка в своем голубоватом сюртучке. (5)Я пошел к тому месту, где скрылась в траве птичка. (6)Она выпорхнула почти из-под ног.
(7)Передо мной появилась веточка с ягодами. (8)Женьшень! (9)На буром морщинистом стебле возвышался над землей зонтик из желтых листьев. (10)А над зонтиком находилась упругая стрелка с букетом красных мягких ягод.
(11) «Спасибо тебе, птичка, за редкий трофей!» – поблагодарил я синичку.
(По М. Деменку)
1. Укажите номер предложения с прямой речью.
2. Из предложения 4 выпишите слова с чередующейся гласной.
3. Среди предложений 1-10 укажите номер простого односоставного предложения.
4. Укажите номер предложения с однородными членами среди предложений 1-5.
5. Среди предложений 1-7 укажите номера сложных предложений.
6. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях слов после шипящих под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным».
7. Укажите предложение с обращением.
ТЕКСТ 10
(После изучения темы «Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»).
(1) Видна Жилину из щелки дорога — под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее. (2)Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит — хвостиками подергивают. (3)Видит — из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. (4)Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке. (5)Прошла татарка в саклю с водой, вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете в шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. (6)На голове шапка высокая, баранья назад заломлена. (7)Вышел, подтягивается, бородку красную сам поглаживает. (8)Постоял, велел что-то работнику и пошел куда-то.
(По Л. Толстому)
1. Выпишите притяжательное имя прилагательное.
2. Сколько грамматических основ в предложении 5?
3. Из предложений 3-4 выпишите относительное имя прилагательное.
4. Из предложений 2-4 выпишите имя существительное, правописание гласной в корне которого определяется правилом: в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
6. Из предложения 6 выпишите качественное имя прилагательное.
7. Из предложений 3-5 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
ОТВЕТЫ
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Текст 1 | муравьи насекомые | кустов | 5,6 | они | кормилице | расплодились | коровники |
Текст 2 | 2 | 2 | солнце | луч проник | 2 | карету | 4 |
Текст 3 | летали шмели пчелы стрекозы | беспокойно | 1 | черного | 3,5 | 3 | 1 |
Текст 4 | 3,4 | 3 | золотой | материалом | 5 | бесподобные | пчелок |
Текст 5 | 3 | 2,5 | два глаза глядели | тянули | меня | убегать | обжигающий |
Текст 6 | 1 | 3 | замерла | Ассоль | неудержимыми | вздрогнула | шелка |
Текст 7 | 2 | 2 | 2 | что | отменно красивыми | 5 | 4 |
Текст 8 | мы залезли и легли спать | 2 | 6,7,10 | солнца | рожь | ногами | ловили |
Текст 9 | 11 | пробирается | 8 | 4 | 1,5 | желтых | 11 |
Текст 10 | татарская | 3 | жестяной | черная | идет подрагивает перегибается ведет | высокая | раcпояской |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс
Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...
Комплексный анализ текста. 9 класс.
Материал для подготовки к ГИА....
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки...
Комплексный анализ текста 5 класс
Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...