Анализ текста в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс)

Носкова Ольга Петровна

Работа с текстом - важная составляющая работы каждого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_5.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ 1

(Начало 1-й четверти).

(1) Муравьи — удивительные насекомые.  (2)  Знаете ли вы, ребята, что у них есть даже свой «молочный скот»?  (3) Это тля.  (4) Она выделяет сладкий сок, и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка.
(5) Если тли слишком расплодились, муравьи располагают их на новой ветке или на другом растении.  (6) Позаботятся они и об охране, которая защитит тлю от врагов: клеща, божьей коровки.  (7) В заботе о кормилице муравьи строят даже «коровники».  (8)  Их можно увидеть на многих растениях: на подорожнике, на сосне и ели, в зарослях кустов.  (9) Если «коровники» кто-то рушит, они не спасаются бегством, а бросаются на помощь тлям.  (10) Они подхватывают их и убегают с ними вместе.

1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
2. Из предложения 8 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного.
3. Среди предложений 5-7 укажите номера всех сложных  предложений.
4.  Из предложения 9 выпишите личное местоимение.
5. Из предложения 7 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений 1-5 выпишите глагол второго спряжения.
7. Из предложения 9 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

ТЕКСТ 2

(После изучения темы «Почему  корень, приставка, суффикс и окончание - значимые  части слова»).

(1)Туман исчез. (2)Первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы... (3)Через несколько минут мы все уже крепко спали. (4)Это был первый переезд до Багрова.
(5)Солнце стояло еще очень высоко, когда мы с крутой горы увидели Багрово. (6)Оно грустно лежало в долине между двух больших прудов, которые заросли камышом. (7)Я все это очень хорошо рассмотрел.
(8)Через несколько минут остановились мы у крыльца дома и постучались. (70 слов.)

(По С. Т. Аксакову)

1. Какое из высказываний, приведенных ниже, соответствует теме прочитанного текста?

1) Случай в Багрово
2) Приезд в Багрово
3) Солнечный день
4) Сон в дороге

2. Определи, какой тип речи представлен в тексте. Обведи нужную цифру.

1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) повествование и описание

3. Из предложений 1-4 выпишите слово с непроизносимой согласной.
4. Выпишите грамматическую основу второго предложения.
5. Среди предложений 1-6 укажите номер предложения с однородными членами.
6. Из предложений 1-3 выпишите существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.
7.  Выбери схему, которая соответствует составу слова 
сестрицы.

ТЕКСТ 3

(После изучения  темы «Правописание приставок»).

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Над рекой всегда было беспокойно. (2)Там хлопотали разные птицы. (3) Над цветами летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.
(4)Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и рассматривали его выпуклыми глазищами.
(5)И в воде было хорошо. (6)Смотришь на нее с берега, так и хочется нырнуть и поглядеть в глубину,  достать до черного дна. (7)И все чудится, что ползет по дну рак, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.
(8)Постепенно звери и птицы привыкли к Пете, а потом полюбили. (9)Он не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. (10) Он умел прислушиваться даже к шорохам.

(По К.Г. Паустовскому).

1. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
2. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
3. Среди предложений 1-4 укажите номер простого предложения с одним главным членом.
4. Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание гласной в корне которого определяется правилом: 
в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Из предложений  3-5 выпишите номера всех простых предложений.
6. Тип речи в предложениях 1-4: 1) описание  2) рассуждение   3) повествование  4) описание и повествование.
7. Сколько грамматических основ в предложении 9?

ТЕКСТ 4

(После изучения темы «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»)

(1) Солома в крестьянском хозяйстве всегда была нужным материалом. (2) Самое широкое применение она нашла в Полесье. (3) Из соломы делали бесподобные шкатулки и сундучки, мужские шляпы, ткали полотно для салфеток и занавесок. (4) Из соломы с лозой плели бельевые корзинки, короба для хранения зерна и продуктов, бочки, заплечные люльки для детей, игрушки.
(5) У соломы много оттенков. (6) Чтобы получить золотой цвет, ее сушат на солнце. (7) А потом из стеблей делают баранов, павлинов, пчелок, коней, сценки из народной жизни, сказочные композиции.

1. Среди предложений 1-5 укажите номера предложений с однородными членами.
2. Среди предложений 1-3 укажите номер односоставного предложения.
3. Из предложения 6 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
4.  Из предложений 1-3 выпишите существительное в творительном падеже.
5. Укажите номер  предложения без определений.
6. Из предложений 1-4 выпишите  слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
7. Из предложений 4-7  выпишите  слово, правописание которого определяется правилом: 
в корне после шипящего согласного под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с безударной гласной Е.

ТЕКСТ 5

(После изучения темы «Неопределённая форма глагола (инфинитив)»).

(1) Странная была встреча. (2)Олень глядел на меня и не спешил убегать. (3)Любопытство! (4)Два сливовых глаза глядели на меня  неотрывно. (5)Ноздри тянули обжигающий воздух и выпускали две струйки морозного пара.
(По В.М. Пескову).

1. Укажите номер односоставного предложения.
2. Укажите номера предложений с однородными членами.
3. Выпишите грамматическую основу предложения №4.
4. Из предложения 5 выпишите слово с проверяемой безударной гласной.
5. Выпишите местоимение из предложений 1-3.
6. Выпишите инфинитив.
7. Выпишите слово с чередующейся гласной.

ТЕКСТ 6

(После изучения темы «Корни с чередованием букв е-и»).

(1) Ассоль вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами, вдохновенного потрясения.  (2) «Секрет» в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась с белой палубы под огнем алого шелка.
(3) Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром события.  (4) Ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске.

(По А. Грину).

1. Укажите номер простого  предложения с однородными членами.
2. Сколько грамматических основ в предложении 4?
3. Из предложений 1-2 выпишите слова с чередующейся гласной.
4. Выпишите все собственные имена существительные.
5. Из предложений1-2  выпишите слово, которое не употребляется без НЕ.
6.  Из предложения 1 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от глухости-звонкости предыдущего согласного.
7. Из предложений 1-2 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «
в корне после шипящего согласного под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с безударной гласной Е».

ТЕКСТ 7

После изучения темы «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова».

(1)Деревья также показались  Алеше отменно  красивыми.  (2)Они  были разного цвета:  красные,  зеленые,  коричневые, белые, голубые и лиловые.  (3)Когда  посмотрел  он на них со вниманием, то увидел, что это  не  что  иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. (4)Министр рассказал ему,  что мох  этот  выписан королем за  большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.
(5) Из сада пошли  в зверинец. (6)Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на  золотых цепях.

(По А. Погорельскому)

1. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
3. Выбери слово, которое соответствует схеме:  

1) земного
2) рассказал 
3) показались
4) обыкновенного

4. Из предложения 4 выпишите все союзы.
5. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание «наречие +прилагательное.
6. Укажите номер простого односоставного предложения.
7. Среди предложений 4-6 укажите предложение, в котором есть однородные члены.

ТЕКСТ 8

(После изучения обращений и прямой речи).

(1) Перед заходом солнца дядя сказал мне: (2) «Витя, пора отправляться на рыбную ловлю».  (3)Дорога шла через густую рожь. (4)Под ногами пробежала мышь. (5) В роще слышался плач ночной птицы. (6)Наступил вечер, и ловля началась. (7) Кругом стола тишь, только камыш шептался с рекой. (8) Приближалась полночь. (9)Мы залезли в шалаш и легли спать. (10) Когда блеснул первый луч солнца, мы были на ногах и опять ловили рыбу.

1. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
2. Укажите номер предложения с обращением.
3. Укажите номера сложных предложений.
4. Из предложений 6-10 выпишите слово с непроизносимой согласной.
5. Из предложений 3-5 выпишите существительные женского рода 3 склонения.
6. Из предложений 4-5 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
7. Из предложений 6-10 выпишите переходный глагол.

ТЕКСТ 9

(После изучения обращений и прямой речи).

(1) В лощине между сопками, где зеленеют «елочки» амурского папоротника, слышались тонкие трели. (2)Я направился на звуки. (3)Возле колючего стволика пальмы – аралии раскачивается из стороны в сторону коричневая веточка с бутончиками красных ягод. (4)А рядом порхает, пробирается сквозь заросли синичка в своем голубоватом сюртучке. (5)Я пошел к тому месту, где скрылась в траве птичка. (6)Она выпорхнула почти из-под ног.
(7)Передо мной появилась веточка с ягодами. (8)Женьшень! (9)На буром морщинистом стебле возвышался над землей зонтик из желтых листьев. (10)А над зонтиком находилась упругая стрелка с букетом красных мягких ягод.
(11) «Спасибо тебе, птичка, за редкий трофей!» – поблагодарил я синичку.

(По М. Деменку)

1. Укажите номер предложения  с прямой речью.
2. Из предложения 4 выпишите слова с чередующейся гласной.
3. Среди предложений 1-10 укажите номер простого односоставного предложения.
4. Укажите номер предложения с однородными членами среди предложений 1-5.
5.  Среди предложений 1-7 укажите номера сложных предложений.
6. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях слов после шипящих под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным».
7. Укажите предложение с обращением.

ТЕКСТ 10

(После изучения темы «Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»).

(1) Видна Жилину из щелки дорога — под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее. (2)Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит — хвостиками подергивают. (3)Видит — из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. (4)Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке. (5)Прошла татарка в саклю с водой, вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете в шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. (6)На голове шапка высокая, баранья назад заломлена. (7)Вышел, подтягивается, бородку красную сам поглаживает. (8)Постоял, велел что-то работнику и пошел куда-то.

(По Л. Толстому)

1. Выпишите притяжательное имя прилагательное.
2. Сколько грамматических основ в предложении 5?
3. Из предложений 3-4 выпишите относительное имя прилагательное.
4. Из предложений 2-4 выпишите имя существительное, правописание гласной в корне которого определяется правилом:
 в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
6. Из предложения 6 выпишите качественное имя прилагательное.
7. Из предложений 3-5 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.

ОТВЕТЫ

 

1

2

3

4

5

6

7

Текст 1

муравьи насекомые

кустов

5,6

они

кормилице

расплодились

коровники

Текст 2

2

2

солнце

луч проник
осветил

2

карету
минут

4

Текст 3

летали шмели пчелы стрекозы

беспокойно

1

черного

3,5

3

1

Текст 4

3,4

3

золотой

материалом

5

бесподобные

пчелок

Текст 5

3

2,5

два глаза глядели

тянули

меня

убегать

обжигающий

Текст 6

1

3

замерла
вскочила

Ассоль
«Секрет»

неудержимыми

вздрогнула
вскочила
вспыхнув

шелка

Текст 7

2

2

2

что
и

отменно красивыми

5

4

Текст 8

мы залезли и легли спать

2

6,7,10

солнца

рожь
мышь

ногами
пробежала
ночной

ловили

Текст 9

11

пробирается
заросли

8

4

1,5

желтых

11

Текст 10

татарская

3

жестяной

черная

идет подрагивает перегибается ведет

высокая

раcпояской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 9 класс.

Материал для подготовки к ГИА....

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Комплексный анализ текста 5 класс

Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...