Внеклассное мероприятие "Час занимательного русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Гололобова Ирина Ивановна

Внеклассное мероприятие "Час занимательного русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Час занимательного русского языка"

Цели:

Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.

Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.

Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация, плакаты.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...

 Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

 не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И.Куприн

Ход игры

Разминка.

Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

Как называется школьный известняк? (Мел.)

Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

У него глаза велики. (У страха.)

Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд. Ответьте на вопросы: что это? кто это?

 Этот автор спит в портфеле,

 Этот пони – день недели.

 Этот плот – из полотна,

 Этот рак сильней слона,

 Эта марка ест бананы,

 Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)

Ответы:

Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка. Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные.

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

Букву Е

БРТ – БеРеТ    СВР – СеВеР    ВР – ВееР   КЛЩ – КЛеЩ

Ребята получают задание на карточках:

Букву О

КН – окно

 ГРХ – горох

 КЛКЛ – колокол

 ТПТ – топот

 БЛТ – болт

 ПКЙ – покой

 ГРН – горн

 ТРН – трон

 КРК – окорок

 ГЛТК – глоток

Букву А

БРН – баран

 ТК – атака

 РФ – арфа

 МРК – марка

 СТР – астра

КРМН – карман

 БРК – барак

 ШЛШ – шалаш

 ФНТ – фант

 ШРМ – шрам, шарм

Букву У

СД – суд

 ШРП – шуруп

 КСС – уксус

 КСТ – куст

 БРНДК – бурундук        

Букву И

ПРЗ – приз

 PC – рис

 ЛЛЯ – лилия

 ФЛН – филин

 PC – ирис

Конкурс 4. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)

1. Не ударить в грязь лицом.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

2. Держать себя в руках.

Б. Обязательно.

3. Мелькнуть, как молния.

В. Очень быстро.

4. Игра не стоит свеч.

Г. Точно в цель.

5. Стрелять без промаха.

Д. Сохранять самообладание.

6. Во что бы то ни стало.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

7. Не находить себе места.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

8. Вешать голову.        

З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки. Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, кто из вас самый  внимательный и грамотный. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.

 У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Конкурс 7. Веселая грамматика». Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)

Подведение итогов.

Объявление результатов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет  проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"

Цель:  закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....

Внеклассное мероприятие "Занимательный русский язык"

Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в рамках предметной недели. Целевая аудитория - учащиеся 5-7 классов. Мероприятие проходит в форме соревнования двух команд, предусмотрена также игра ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия.  Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....