Внеклассное мероприятие "Занимательный русский язык"
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в рамках предметной недели. Целевая аудитория - учащиеся 5-7 классов. Мероприятие проходит в форме соревнования двух команд, предусмотрена также игра с болельщиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Разработка
внеклассного мероприятия
по русскому языку,
проведённого в рамках предметной недели
Целевая аудитория – учащиеся 5-7 классов
Цели:
учить работать в группе, применять полученные на уроках знания в новых условиях;
способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, название мероприятия (цветные буквы), грамоты для награждения, высказывания русских писателей и поэтов о русском языке, мультимедийная аппаратура.
Оформление:
- эпиграф, портрет И.С.Тургенева;
- выставка книг и словарей по русскому языку;
- высказывания русских писателей о русском языке.
Эпиграф:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык -
это клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием: в руках умелых оно в
состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего.
Сегодняшний вечер посвящён самому дорогому, что есть у народа – языку. В нашей многонациональной стране государственным языком является русский. Послушайте, с какой любовью говорит о нём Г.Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса.
Чтец 1.
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Чтец 2.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский, – стану я глухой.
Ведущий. Писатели-классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. Послушайте, с какой любовью говорили они о нём.
(Чтение высказываний сопровождается показом слайда с портретом писателя)
1-ый ученик: «Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков».
( М. Ю. Лермонтов).
2-ой ученик: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам предками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». ( И. В. Тургенев).
3-ий ученик: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г. Паустовский).
4-ый ученик: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И. Куприн).
Ведущий. В игре «Грамотеи», которую мы проводим среди лучших знатоков русского языка, примут участие две команды: «Языковеды» (7а класс) и «Лингвисты» (7б класс).
1 тур. Викторина
- Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
- Сколько существует степеней сравнения? (две)
- Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
- [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
- В начале слова буква ё обозначает… (два звука)
- Гласных букв 10, а гласных звуков … (6)
- Назовите первую букву алфавита (а)
- Чем кончается день и ночь? (ь)
Второй тур. «Загадочный»
- Русской речи государь
По прозванию… (СЛОВАРЬ)
- Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено…
(СЛОВАМИ)
- На снежном склоне
Черные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(БУКВЫ)
- В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твердо помните, друзья,-
В языке без нас нельзя!
(ПРИСТАВКИ)
- Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
- НА дороге пес сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги - кот идет,
У дороги – поворот.
НАД дорогой – облака.
Шел К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь ее не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли…
(ПРЕДЛОГИ)
- О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают,-
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Мое вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я - падеж…
(ПРЕДЛОЖНЫЙ)
Третий тур. «Анаграммы»
Ведущий. Поиграем в анаграммы, но с одним условием: слова должны включать как можно большее количество букв из слов, которые вы видите перед собой.
1. ЦВЕТОНОЖКА
2. ПОДОРОЖНИК
Игра со зрителями.
Ведущий. Я буду называть слова, а вы постарайтесь сформулировать его лексическое значение. Тот, кто ответит правильно, сможет отдать свой балл команде, за которую болеет!
Амбиции – чрезмерное самомнение, самолюбие
Аномалия – отклонение от нормы, закономерности
Бартер – обмен товарами или услугами
Деградация – постепенное ухудшение, упадок
Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны
Дисплей- экран, монитор
Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.
Лаконичный – краткий
Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса
Презентация – торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы
Принтер – устройство для печати информации из компьютера
Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо
Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет
Подведение итогов третьего тура.
Четвёртый тур. «Скороговорки»
Ведущий: Теперь прошу выйти капитанов каждой команды. Им предстоит выполнить очень трудное, но очень веселое задание! Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова».
Игроки по очереди произносят эту фразу.
Ведущий: Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. Вы получите карточки со скороговорками. Через 30 секунд вы должны быстро произнести вслух скороговорку 2 раза и постараться сделать это без ошибок.
1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.
3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!
4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Пятый тур. «Редакторы»
Ведущий. Сейчас вы увидите сочинение школьника, который очень редко посещает уроки русского языка, не учит правил, обращается с языком небрежно.
Прочитайте текст. Отредактируйте его: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.
Перепишите текст без ошибок.
Житье тиграф.
Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк друга.
Шестой тур.
Ведущий: Последний конкурс для команд называется «Что написано пером, того не вырубишь топором».
Задание: каждый участник должен написать небольшой диктант. Оценивется диктант по 5-балльной системе.
Диктант
Родной язык
Я люблю уроки русского языка. На них мы учимся понимать силу и красоту родной речи.
Подведение итогов тура, всей игры. Объявление и награждение победителей.
Чтец 1:
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружен,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Чтец 2:
Воздушно легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Открытое внеклассное мероприятие "Русский язык +".
Открытое занятие кружка в национальной школе помогли провести Г. Остер и "Методическая копилка" И.Агеевой. Если не боитесь хулиганить, можно провести в 5-6 классах русской школы....
Презентация к внеклассному занятию "Русский язык+" в национальной школе.
Презентация поможет провести занятие весело....
Внеклассное мероприятие "Русский язык - язык мира и добра"
Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели русского языка и литературы...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...