Урок-путешествие в страну "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гололобова Ирина Ивановна

Урок-путешествие по теме "Лексика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок «Путешествие в страну «Лексика».   6 класс.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

-Повторить и обобщить тему «Лексика и фразеология»;

-Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

-Закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

-Повышать творческую активность учащихся;

-Совершенствовать грамматический строй речи, чуткости и внимательности к слову.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к родному языку;

-Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Тип урока:  Урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.

Форма урока:   Урок-путешествие

Оборудование:

Компьютер

Мультимедийная аппаратура

Презентация  Power Point

Маршрутный лист

Ход урока

1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас открытый урок, потому давайте хорошо поработаем и покажем все, чему научились. Давайте улыбнемся и настроимся на урок.

2. Вступительное слово учителя.

Вадим Шефнер

СЛОВА

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

- Велика сила слова. Из всех  созданий на Земле только человек  имеет  дар слова. Словом мы можем передавать свои мысли и чувства, желания.

- Есть  люди, которые всю свою жизнь посвятили изучению слов. Один из них В.И. Даль.

Эпиграф: высказывание  В.И. Даля  «В русском слове не менее жизни, как и в самом человеке».

Можем ли мы знать все слова языка? (Нет).

Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова около 57 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.

- Где живут слова?

- Какие бывают словари? (Выставка словарей)

Слово учителя. “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц).

3. Слово учителя.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

- Итак,  мы совершим путешествие на остров Лексика.

- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке. Перед вами карта. Сначала мы посетим Терминологический причал, побываем в Проливе Словарных слов, поднимемся на вулкан Словарей, посетим музей Древнерусского быта, поднимемся на гору Профессионализмов, побываем в долине Диалектизмов, отдохнем на дискотеке, перекусим в кафе «Визави», посетим бухту Антонимов и Синонимов и вернемся на причал Фразеологический.

В конце подведем итоги нашего урока.

- Перед вами маршрутные листы, в которые вы будете заносить результаты ваших работ.

-Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Путешествие по Острову Лексика.

Терминологический причал (повторение терминологии).

- Мы находимся на причале, готовые сойти на берег. Но путь на остров Лексика открыт только тем, кто хорошо знает язык жителей нашей страны. Это термины, и потому причал носит название – Терминологический. Сейчас мы проверим, насколько хорошо мы запомнили новые для вас слова.

Терминологический диктант.

За каждый правильный ответ вы будете получать звездочки.

Вопросы:

1. Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

4. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

5. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

6.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

7. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

8. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

9. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

Пролив Словарных слов.

Словарный диктант у нас будет необычный. Я вам буду говорить лексическое значение слова, а ваша задача – записать правильно  само понятие. Помните,  ответом будет являться какое- либо словарное слово.

1. Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром и пряностями – конфеты, плитки….

2. Цитрусовое дерево с круглыми оранжевыми плодами в толстой кожуре.

3. Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней года.

4. Торжественный день, установленный в честь или в память чего-нибудь, кого-нибудь.

5. Военнослужащий, не имеющий командного чина, воинского звания, вообще военный человек.

Вулкан Словарь.

- Поднимаемся на вулкан Словари.

Задание: вам нужно отгадать, о каком словаре идет речь.

Словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов.

Музей Древнерусского быта.

 -Мы путешествуем дальше и  попадаем в город. Местная достопримечательность – музей древнерусского быта.

Выполним задание. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.

Горница – комната, зерцало — зеркало, ендова – посуда, жернов        - мельничный каменный круг,

кафтан        - верхняя одежда, кушак - пояс, плат        - платок.

Гора Профессионализмов.

- Мы с вами поднимаемся на гору Профессионализмов.

- Какие слова мы называем профессионализмами.

-Здесь тоже нас ждет задание:  по терминам, которыми пользуются люди той или иной профессии, определить название профессии.

Опера, кларнет, романс, скрипка, нота - музыканты

Артиллерия, снаряд, десант, патрон, батальон - военные

Микстура, бронхит, ингаляция, прививка, фурункул - врачи

Квадрат, уравнение, умножить, равенство, окружность - математики

Император, крестьяне, воевода, феодализм, реформа - историки

Аккумулятор, карбюратор, шиномонтаж, бампер, тормоз - шофёры

Адвокат, прокурор, судья, свидетель, обжалование - юристы

Долина диалектизмов.

- А наше путешествие продолжается.  Мы находимся в прекрасной горной долине. А вот и люди, которые здесь живут. Давайте прислушаемся к их разговору:

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Люба?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый!  По ________________.

Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

– Чего принести, бабушка?

– Бураков.

– А это что такое?

– Ну, у нас так  _______________ называют.

- Все ли вам, ребята, понятно? А почему мы не все поняли из их разговора? (они употребляют слова, которые встречаются только в той или иной местности).

- Как называются такие слова? (Диалектные).

Задание: найдите диалектные слова и  замените их общеупотребительными.

Оценка задания: 1 звездочка за каждое  слово.

На дискотеке.

- Наконец, долгожданная остановка. Все молодые люди спешат на вечеринки, отдавая преимущество дискотекам.

Задание: заменить в диалоге жаргонизмы общеупотребительными словами-синонимами.

- Ты вчера хорошо оттянулась на дискотеке?

- Я ловлю кайф от танцев.

- А я  тащусь от музыки.

- Ну, ты даёшь,  в натуре!

- Я в полном отпаде!

Физминутка

В кафе «Визави»

- Вы, наверное устали и проголодались?  Я приглашаю вас в небольшое, но уютное кафе.

- А кто, ребята, знает, что такое визави?

(Визави́ (фр. vis-a-vis — «друг против друга») — напротив, друг против друга; тот, кто находится напротив.)

- Как мы называем слова, пришедшие из других языков? (заимствованные).

-  Усаживайтесь удобнее. А вот и меню

Задание: прочитайте названия блюд. Сделайте заказ, в который войдут только блюда, в название которых входит хотя бы одно заимствованное слово. По каким графическим приметам вы догадались? Определите, из какого языка пришло к нам название того или иного блюда.

Меню кафе «Визави»

Салаты

Салат (итал.) с авокадо (португ.)

Теплый салат из филе кролика

Салат из осетрины

Салат из языка с грибами

Супы

Борщ красный с фасолью (гречес.)

Суп куриный с гренками

Окрошка с квасом

Гарниры

Гречка с луком и грибами

Пюре картофельное

Рис (гречес.) отварной

Картофель фри (француз.)

Десерты

Ассорти  из ягод

Мороженое с сиропом (француз)

Торт (итальянс.) с лесными ягодами

Яблоки в карамели (француз.)

Карпаччо из манго

Фламбе из лесных ягод

Напитки

Кофе (гол, араб) со сливками

Коктейль (англ.)  ягодный

Чай (тюркс, китайск) черный

Квас русский

Сок яблочный

- Все ли слова вам знакомы? Как, находясь в кафе, не попасть в глупую ситуацию при выборе блюд? Есть ли у вас вопросы?

Фламбе - термин французской кулинарии, блюдо поливают алкоголем, а затем поджигают.

Цель – придать блюду аромат, показать шоу.

Термин «карпаччо» употребляется применительно практически к любому тонко нарезанному продукту питания, включая мясо, рыбу, морепродукты, грибы, фрукты, овощи и многое другое.

Аж, пю, бю, кю, ню, шт, хт, тч, дж

Бухта Синонимов и  Антонимов.

-Следующая  остановка. Выполним задание: подберите к словам синонимы и антонимы.

Алфавит                Алый

Огонь                     Скакать

Прыгать                 Азбука

Бросать                  Пламя

Красный                 Кидать

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

Гонка за лидером

Объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.

Баклуши бить - бездельничать

После дождичка в четверг - никогда

Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Бирюком жить - быть угрюмым, ни с кем не общаться

Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)

Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости

Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем

Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся

Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко

Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий

На краю земли - где-то очень далеко

На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства

Кинуться очертя голову - действовать безрассудно, с отчаянной решимостью

Съесть пуд соли - хорошо узнать друг друга

Скатертью дорога - уходи, без тебя обойдемся

Работать засучив рукава - работать горячо, со старанием

4. Конкурс «Лицедеи»

Учащиеся вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.        

Не находить места.

Прикусить язык.        

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.        

Зарубить на носу.

Ломать голову.        

В рот воды набрал.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.

 Итак, все в сборе. Сейчас мы с вами будем подводить итоги нашего дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.

- Какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

- Что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным?

 Оценка.

- Сосчитайте  свои баллы в путевых листах, запишите итоговое количество.

- Оцените свою работу на уроке.

«5»        «4»       «3»

- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.

- Значит, наше путешествие в страну «Лексика» оказалось ненапрасным.

 

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...