Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока разработана по учебнику "Русский язык" для 7 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_kak_chast_rechi.docx | 47.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
А.А.Гафиятуллина, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ачасырская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района РТ»
Тема: Причастие как часть речи.
Цель: знакомство с причастием как самостоятельной частью речи и с ее грамматическими признаками.
Задачи:
- Уметь применять способ определения причастия как части речи, применять знания по морфологии, полученные в 1-6 классах;
- Развивать и обогащать словарный запас учащихся через применение терминов и понятий;
- Развивать аналитическое мышление;
- Развивать навыки управления собственной учебной деятельностью, способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка; воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия;
- определять синтаксическую роль причастия;
Метапредметные:
- формирование нравственных ценностей.
Личностные:
- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Ресурсы урока: карточки с текстом, учебник «Русский язык. 7 класс» (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.), мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока
Этапы урока | ||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||||||||||||
1. Мотивация | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе. - Ребята, послушайте стихотворение об осени. Пожелтел наш старый сад. Листья жёлтые летят. Пожелтевших клёнов ряд… Это осени наряд. Я в желтеющем саду Лета больше не найду. - Ребята, что помогает автору создать образ осени? - Какими частями речи являются эти слова? - А слова «пожелтевших» и «в желтеющем»? - Давайте сделаем морфемный разбор всех однокоренных слов. | Учащиеся читают стихотворение - Однокоренные слова: пожелтел, желтые, пожелтевших, желтеющем.
- Слово «пожелтел» - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос «что сделал?»; слово «жёлтые» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какие?» - Похожи на прилагательные, т.к. отвечают на вопрос «какой?», но показывают, что клёны пожелтели, сад желтеет, т.е. произошло действие, а действие обозначают глаголы. Учащиеся разбирают слова и замечают, что в словах «пожелтевших» и «желтеющем» есть суффиксы, с которыми они раньше не сталкивались. Пожелтевших желтеющем | ||||||||||||
2. Целеполагание. Постановка учебных задач. | - Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются эти слова, мы поняли лишь, что они каким-то образом причастны к прилагательным и глаголам,но это не прилагательные и не глаголы,так как имеют различие в значении и морфемном составе. Какую цель мы себе поставим? - Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить? - Тогда давайте выполним морфологический разбор слов «пожелтел» и жёлтые». -Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные. А что вы хотите узнать о словах новой части речи? | - Исследовать подобные слова, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте. -Прилагательного и глагола, так как мы уже выяснили, что новые слова причастны именно к этим частям речи. Пожелтел – гл., нач. ф.- пожелтеть, сов.в., изъяв.н., прош.вр., 1 спр., м.р., ед.ч., сказ. Желтые – прилаг., нач.ф.- желтый, качеств., им.п., мн.ч., опред. Работа выполняется по вариантам. Два ученика выполняют её у доски. - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают? - Что имеют общего с прилагательным и глаголом? - Какие морфологические признаки имеют? - Какова синтаксическая роль подобных слов? | ||||||||||||
3. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения (цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила) | - Приступим к исследованию. Обратим внимание на слова «пожелтевший» и «желтеющий». Обозначают ли они признак предмета? - Постоянный ли это признак? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми?
- Итак, мы выяснили общее значение слов данной части речи. Давайте определим, какими членами предложения они являются. - Давайте продолжим сопоставлять новые слова с прилагательными. Что мы для этого будем делать? - Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово. Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное другой причастие, выделяют окончания - А изменяются ли они по числам? - А по родам? (всё записывается на доске, окончания выделяются) - Мы увидели, что у слов новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Давайте сопоставим два новых слова «пожелтевший» и «жёлтеющий». Что они означают? Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет. - Ребята, мы много наблюдали, сопоставляли. Кто сможет обобщить наши наблюдения и сделать вывод о том, какими признаками обладают исследуемые нами слова? | -Да, жёлтый цвет, они отвечает на вопрос «какой», как прилагательное. -Нет, клёны пожелтели в какое-то время, сад сейчас желтеет. Если прилагательные обозначают постоянный признак, то эти слова - признак, проявляющийся в какое-то время. Учащиеся подчёркивают слова «пожелтевших и желтеющем». Делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слова новой части речи являются определением.
и т.д. - Да, изменяются. Жёлтый лист – жёлтые листья Желтеющий сад – желтеющие сады Желтеющий сад – желтеющая роща – желтеющее поле. Вывод: новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания. - Пожелтевший – значит уже пожелтел, действие завершилось в прошлом. Желтеющий – сейчас желтеет, действие длится в настоящем. Значит, эти слова, как и глагол, могут иметь время и вид. - Это часть речи, которая отвечает на вопрос «какой», обозначает признак предмета, проявляющийся во времени. Как и глаголы, причастия имеют форму вида и времени (настоящего и прошедшего), как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. В предложениях обычно бывают определениями, реже – сказуемыми. | ||||||||||||
- Молодцы, ребята, мы не случайно весь урок говорили о том, что новые слова причастны к прилагательному и глаголу. Эта часть речи так и называется – причастие. Давайте посмотрим, какое определение причастия предложено в учебнике (стр.33). Все ли выводы мы сделали правильно? Учитель уточняет, что авторы учебника (Баранов, Ладыженская) относят причастие к самостоятельным частям речи, а некоторые лингвисты считают его особой формой глагола, о чём тоже можно подумать. В.И. Даль дал такое яркое определение этой части речи: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". | Читают определение по учебнику, видят, что все выводы они сделали правильно | |||||||||||||
4. Самостоятель ная работа с самопроверкой (цель: закрепить понимание нового понятия /правила) | - Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» о прекрасном юноше Данко и о его подвиге во имя людей. Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. - Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно Самопроверка задания ( на экране) Освещенный ( м.р., ед.ч., им.п., прош. вр.) лес; дрожащая ( ж.р., ед.ч., им.п., наст. вр.) тьма; изумленные ( мн.ч.. им.п., прош. вр.) люди; горящее (ср.р., ед.ч., в.п., наст. вр.) сердце | ||||||||||||
5. Рефлексия (Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | - Ребята, мы достигли своей цели? - А как мы всё это узнали, что мы для этого делали? - Используя рабочие материалы, составьте кластер ( эталон – в приложении 1) | - Да, узнали, что есть новая часть речи – причастие, определили, какие морфологические признаки она имеет, какую роль играет в предложении. - Мы прочитали текст и поняли, что не можем определить часть речи некоторых слов. - Выполняли морфемный разбор и увидели, что в составе причастий есть неизвестные нам суффиксы. - Выполняли синтаксический разбор предложения, чтобы выявить синтаксическую роль причастий. - Мы исследовали морфологические признаки причастия (склоняли, изменяли по числам и родам,определяли вид и время),сопоставляли причастия с прилагательными и глаголами, искали, что у них общего. Работа по группам. | ||||||||||||
6. Домашнее задание Постановка проблемы и мотивация к дальнейшей учебной деятельности | - Ребята, а какие умения вы будете тренировать дома? - Хорошо. Выполните дома упр. 76 ( 1 вариант), найдите причастия в тексте из учебника физики, запишите предложения с причастиями, укажите их морфологические признаки, подчеркните как члены предложения ( 2 в. - у кого не было ошибок при выполнении задания по тексту). | - Умение отличать причастие от других частий речи. - Умение определять род, число и падеж причастий. - Умение определять вид и время причастий -Умение определять синтаксическую роль причастий. |
Список литературы.
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2023.
2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе.- Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2022.
3. Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2023.
4. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2023.
5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2022.
6. Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2023.
7. Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2022.
8. Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2021.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....