Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Технологическая карта урока разработана по учебнику "Русский  язык" для 7 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

А.А.Гафиятуллина, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ачасырская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района РТ»

Тема: Причастие как часть речи.

Цель: знакомство с причастием как самостоятельной частью речи и с ее грамматическими признаками.

Задачи:

  • Уметь применять способ определения причастия как части речи, применять знания по морфологии, полученные в 1-6 классах;
  • Развивать и обогащать словарный запас учащихся через применение терминов и понятий;
  • Развивать аналитическое мышление;
  • Развивать навыки управления собственной учебной деятельностью, способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка; воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия;

- определять синтаксическую роль причастия;

Метапредметные:

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Ресурсы урока: карточки с текстом, учебник «Русский язык. 7 класс» (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.), мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе.

- Ребята, послушайте стихотворение об осени.

Пожелтел наш старый сад.

Листья жёлтые летят.

Пожелтевших клёнов ряд…

Это осени наряд.

Я в желтеющем саду

Лета больше не найду.

- Ребята, что помогает автору создать образ осени?

- Какими частями речи являются эти слова?

- А слова «пожелтевших» и «в желтеющем»?

- Давайте сделаем морфемный разбор всех однокоренных слов.

Учащиеся читают стихотворение

- Однокоренные слова: пожелтел, желтые, пожелтевших, желтеющем.

- Слово «пожелтел» - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос «что сделал?»; слово «жёлтые» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какие?»

- Похожи на прилагательные, т.к. отвечают на вопрос «какой?», но показывают, что клёны пожелтели, сад желтеет, т.е. произошло действие, а действие обозначают глаголы.

Учащиеся разбирают слова и замечают, что в словах «пожелтевших» и «желтеющем» есть суффиксы, с которыми они раньше не сталкивались.

Пожелтевших

желтеющем

2. Целеполагание. Постановка учебных задач.

- Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются эти слова, мы поняли лишь, что они каким-то образом причастны к прилагательным и глаголам,но это не прилагательные и не глаголы,так как имеют различие в значении и морфемном составе. Какую цель мы себе поставим?

- Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить?

- Тогда давайте выполним морфологический разбор слов «пожелтел» и жёлтые».

-Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные. А что вы хотите узнать о словах новой части речи?

- Исследовать подобные слова, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте.

-Прилагательного и глагола, так как мы уже выяснили, что новые слова причастны именно к этим частям речи.

Пожелтел – гл., нач. ф.- пожелтеть, сов.в., изъяв.н., прош.вр., 1 спр., м.р., ед.ч., сказ.

Желтые – прилаг., нач.ф.- желтый, качеств., им.п., мн.ч., опред.

Работа выполняется по вариантам.

Два ученика выполняют её у доски.

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Что имеют общего с прилагательным и глаголом?

- Какие морфологические признаки имеют?

- Какова синтаксическая роль подобных слов?

3. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения (цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила)

- Приступим к исследованию. Обратим внимание на слова «пожелтевший» и «желтеющий». Обозначают ли они признак предмета?

- Постоянный ли это признак? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми?

- Итак, мы выяснили общее значение слов данной части речи. Давайте определим, какими членами предложения они являются.

- Давайте продолжим сопоставлять новые слова с прилагательными. Что мы для этого будем делать?

- Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово.

Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное другой причастие, выделяют окончания

- А изменяются ли они по числам?

- А по родам?

(всё записывается на доске, окончания выделяются)

- Мы увидели, что у слов новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Давайте сопоставим два новых слова «пожелтевший» и «жёлтеющий». Что они означают?

Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет.

- Ребята, мы много наблюдали, сопоставляли. Кто сможет обобщить наши наблюдения и сделать вывод о том, какими признаками обладают исследуемые нами слова?

-Да, жёлтый цвет, они отвечает на вопрос «какой», как прилагательное.

-Нет, клёны пожелтели в какое-то время, сад сейчас желтеет.

Если прилагательные обозначают постоянный признак, то эти слова - признак, проявляющийся в какое-то время.

Учащиеся подчёркивают слова «пожелтевших и желтеющем». Делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слова новой части речи являются определением.

падеж

прилагательное

причастие

И.п.

жёлтый лист

желтеющий сад

Р.п

жёлтого листа

желтеющего сада

Д.п.

жёлтому листу

желтеющему саду

и т.д.

- Да, изменяются.

Жёлтый лист – жёлтые листья

Желтеющий сад – желтеющие сады

Желтеющий сад – желтеющая роща – желтеющее поле.

Вывод: новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания.

- Пожелтевший – значит уже пожелтел, действие завершилось в прошлом.

Желтеющий – сейчас желтеет, действие длится в настоящем.

Значит, эти слова, как и глагол, могут иметь время и вид.

- Это часть речи, которая отвечает на вопрос «какой», обозначает признак предмета, проявляющийся во времени. Как и глаголы, причастия имеют форму вида и времени (настоящего и прошедшего), как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. В предложениях обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

- Молодцы, ребята, мы не случайно весь урок говорили о том, что новые слова причастны к прилагательному и глаголу. Эта часть речи так и называется – причастие. Давайте посмотрим, какое определение причастия предложено в учебнике (стр.33). Все ли выводы мы сделали правильно?

Учитель уточняет, что авторы учебника (Баранов, Ладыженская) относят причастие к самостоятельным частям речи, а некоторые лингвисты считают его особой формой глагола, о чём тоже можно подумать.

В.И. Даль дал такое яркое определение этой части речи: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

Читают определение по учебнику, видят, что все выводы они сделали правильно

4. Самостоятель

ная работа с самопроверкой (цель: закрепить понимание нового понятия /правила)

- Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» о прекрасном юноше Данко и о его подвиге во имя людей. Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно

Самопроверка задания ( на экране)

Освещенный ( м.р., ед.ч., им.п., прош. вр.) лес; дрожащая ( ж.р., ед.ч., им.п., наст. вр.) тьма; изумленные ( мн.ч.. им.п., прош. вр.) люди; горящее (ср.р., ед.ч., в.п., наст. вр.) сердце

5. Рефлексия

(Цель: осознание учащимися своей

учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- Ребята, мы достигли своей цели?

- А как мы всё это узнали, что мы для этого делали?

- Используя рабочие материалы, составьте кластер ( эталон – в приложении 1)

- Да, узнали, что есть новая часть речи – причастие, определили, какие морфологические признаки она имеет, какую роль играет в предложении.

- Мы прочитали текст и поняли, что не можем определить часть речи некоторых слов.

- Выполняли морфемный разбор и увидели, что в составе причастий есть неизвестные нам суффиксы.

- Выполняли синтаксический разбор предложения, чтобы выявить синтаксическую роль причастий.

- Мы исследовали морфологические признаки причастия (склоняли, изменяли по числам и родам,определяли вид и время),сопоставляли причастия с прилагательными и глаголами, искали, что у них общего.

Работа по группам.

6. Домашнее задание

Постановка проблемы и мотивация к дальнейшей учебной деятельности

- Ребята, а какие умения вы будете тренировать дома?

- Хорошо. Выполните дома упр. 76 ( 1 вариант), найдите причастия в тексте из учебника физики, запишите предложения с причастиями, укажите их морфологические признаки, подчеркните как члены предложения ( 2 в. - у кого не было ошибок при выполнении задания по тексту).

- Умение отличать причастие от других частий речи.

- Умение определять род, число и падеж причастий.

- Умение определять вид и время причастий

-Умение определять синтаксическую роль причастий.

Список литературы.

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2023.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе.- Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2022.

3. Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2023.

4. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2023.

5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2022.

6. Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2023.

7. Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2022.

8. Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2021.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....