Развитие речи. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Репина Альбина Касимовна

Подготовка к изложению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_7_klass.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Подробное изложение по отрывку из повести А. М. Горького «В людях»  в 7 классе по требованиям ФГОС

Пояснение к уроку

Для современной школы особое значение имеют те положения, которые связаны с развитием личности школьников, с их личностными результатами. Русский язык - одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности является определяющей. В учащихся необходимо формировать осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию Автобиографические тексты, к которым относится трилогия А. М. Горького, имеют особые жанровые признаки. Использование автобиографических текстов для уроков развития речи создаёт дополнительные возможности для развития филологической, речевой и культуроведческой компетентности школьников. Повествование в таком тексте, как правило, строится от первого лица, что́ создает субъективность и подчеркивает эмоциональность переживаний рассказчика.

 Обращение к классике всегда обогащает мыслящего человека. Признание великого писателя в том, что чтение произведений Александра Сергеевича Пушкина изменило его жизнь, авторитетно и значимо для школьников: «Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни». 

В. Г. Белинский, блестяще разобравший лирические произведения Пушкина, в одной из своих статей о поэте написал: «…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей…».

Входные данные урока, цели урока, УУД и ожидаемые результаты

Урок развития речи.

Класс - 7

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Тема лингвистическая - подготовка к подробному изложению.

Тема коммуникативная - самообразование.

Технологии – технология саморазвития (самосовершенствование, самовыражение);

гуманно-личностная технология (формирование самооценки и взаимооценки).

Средства обучения -  печатные (небольшая выставка книг А. С. Пушкина и А. М. Горького), портреты писателей;  мультимедийный проектор и экран для проекции текста изложения.

Цели урока:

  1. Обучающие.
  1. Познавательные:

а) повторение ранее изученных сведений об изложении;

б) освоение новых сведений о подробном изложении.

  1. Практические:

а) закрепить умение выполнять изложение;

б) сформировать умение писать подробное изложение.

Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно-дедуктивный.

  1.   Развивающие.
  1. Развитие речевой деятельности (слушание – говорение, письмо – чтение).
  2. Развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, сопоставление, систематизация).
  3. Развитие разных видов памяти (зрительной, слуховой, механической, логической, ассоциативной).
  4. Развитие эмоций.
  1. Воспитательные.
  1. Формирование интереса к родному языку
  2. Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетентности (языковой, речевой, правописной).
  3. Воспитание нравственных качеств:

а) способности к саморазвитию, в частности к самообразованию;

б) воспитание потребности работать в этом направлении по отношению к себе..

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности;

метапредметные:  

познавательные: структурирование знания, извлечение необходимой информации, решение поставленной проблемы, адекватная оценка содержания текста, создание алгоритма написания подробного изложения.

коммуникативные: продуктивное речевое взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция.

предметные: овладение различными видами устной и письменной речи: умениями характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать письменные речевые высказывания в художественном стиле.  

Ход урока, рефлексия на уроке и его итоги.

1 этап урока.  Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя. Вид творческой работы и особенности ее выполнения (подробное изложение текста - отрывка из художественного произведения).

2 этап урока. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности.

Средства художественной выразительности (тропы и синтаксические средства).

Проверка домашнего задания – игра «Найди меня». Задание: в подготовленных к выразительному чтению отрывках из поэм и сказок А. С. Пушкина найти средства художественной выразительности.

- Чем привлекают вас стихи Пушкина, в чём сила их притягательности?

- Чем привлекает вас личность поэта?

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: смыслообразование, установление личностного смысла чтения художественной литературы, способствующей формированию личности; 

метапредметные:

познавательные:  анализировать текст, строить логические рассуждения; 

коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;

регулятивные: умение осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике, работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве, слушать и слышать друг друга.

предметные: овладение умениями различных видов устной и письменной речи: характеризовать коммуникативные цели говорящего.

  1. этап урока. Постановка учебной задачи.

Краткое сообщение целей урока учащимся.

Чтение текста изложения (А. М Горький, «В людях»,  отрывок из X главы).

         Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся пред тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

          Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к "Руслану" напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой.

                      Там, на неведомых дорожках,

                      Следы невиданных зверей,

- мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!
        Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются, Сидоров гладит меня по голове и тихонько говорит:

        - Вот славно, а? Ах, господи...  

                                                                                      ( М. Горький. «В людях»)

  1.  слова)

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: смыслообразование, установление личностного смысла чтения художественной литературы, способствующей формированию личности; 

метапредметные:

познавательные:  анализировать текст, строить логические рассуждения; 

коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;

регулятивные: умение осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике, стремиться к координации действий в сотрудничестве, слушать и слышать друг друга.

предметные: осознание эстетической функции русского языка и литературы.

4 этап урока. Построение выхода из затруднения.

1). Беседа с классом.

-   Мы прочитали текст. Какой тип речи в нём доминирует: повествование, описание, рассуждение? Аргументируйте свой ответ.

- Какой стиль речи представлен в тексте?

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Определите тему (Чтение и его роль в жизни человека) и основную мысль текста (Какое это счастье - быть грамотным!).

- Озаглавьте текст.

2). Работа над планом изложения.

-   Из каких структурных частей текст состоит?

-   О чём рассказывает Горький в первой части?

-  Какое чувства испытал герой произведения, читая поэмы Пушкина?

-  Какое воздействие на юного читателя оказали стихи Пушкина? Пролог к «Руслану и Людмиле»?

- Как изменилась жизнь героя после знакомства со стихами Пушкина?

-  Чем поразили мальчика сказки Пушкина?

- Какое впечатление на денщиков производило чтение героем наизусть сказок Пушкина?

 План изложения.

  1. Воздействие поэм Пушкина:
  1. жадное чувство;
  2. очарование.
  1. Простота и музыка пушкинского стиха:

   1) Пролог к "Руслану" как лучшие сказки бабушки;

   2) «полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко»;

   3) «стихи звучали, как благовест новой жизни».

  1. Великолепные сказки Пушкина:
  1. «были всего ближе и понятнее», знал их на память;
  2. нередко пересказывал денщикам («Вот славно, а? Ах, господи...»).  

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: смыслообразование, установление личностного смысла чтения; понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности; 

метапредметные:

познавательные:  анализировать текст, строить логические рассуждения; 

коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;

регулятивные: умение осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике, стремиться к координации действий в сотрудничестве, слушать и слышать друг друга.

предметные: овладение различными видами устной и письменной речи: умением выделять микротемы в тексте.

5 этап урока. Первичное закрепление во внешней речи.

     Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок. Лексический и морфемный анализ слов: очарованный, плодородный, чеканный, благовест и др. 

     Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок. Пунктуационный разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, составление схем предложений с прямой речью.

     Предупреждение орфографических  ошибок. Словарно-орфографическая работа: правописание н – нн в суффиксах прилагательных и причастий; правописание не с разными частями речи.

   

  Работа в группах над устным изложением текста.

  Создание устного монологического высказывания (подробный пересказ художественного текста).  Коррекция и редактирование устного изложения слушателями.

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: формирование нравственных основ личности, уважительного отношения к окружающим; 

метапредметные:

познавательные:  умение строить логические рассуждения; 

коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;

регулятивные: умение осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике, стремиться к координации действий в сотрудничестве, слушать и слышать друг друга.

предметные: овладение различными языковыми компетенциями.

6 этап урока. Самостоятельная работа

Повторное чтение текста.

Написание изложения.

7 этап урока. Рефлексия деятельности.

Беседа с учащимися по вопросам:

-  Что я узнал сегодня?

-  Чему я научился сегодня?

-  Как я изменился сегодня?

-  А у меня были в жизни такие встречи с книгой, читательские открытия?

-  Как я образовываю себя?

8 этап урока. Итоги урока. Домашнее задание.

Сообщение учителя о развитии УУД на уроке, кратко о предметных результатах и о метапредметных результатах. Общая оценка работы всего класса.

Вопрос: «Что бы вы хотели узнать дополнительно?»

Домашнее задание. Подготовиться к диспуту «Мой читательский мир. Как я образовываю себя?». Прочитать рассказ М. Горького «Челкаш».

Индивидуальные задания: «Чему научила любимая книга? (Уроки самопознания и самообразования)».

Выводы по УУД и ожидаемым результатам.

личностные: понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности; 

самопознание и саморазвитие в нравственном отношении, повышение самооценки и роли в учебном коллективе.

метапредметные:

познавательные – овладение приемами подробного изложения материала, структурирование знания, извлечение необходимой информации, решение поставленной проблемы, адекватная оценка содержания текста;

коммуникативные – организация общения в группе, закрепление навыка создания устного и письменного связного текста;

регулятивные – саморегуляция в процессе выполнения творческой работы, самопроверка, самооценка творческой деятельности;

предметные: овладение различными видами устной и письменной речи: умениями характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать письменные речевые высказывания в художественном стиле

          Литература

1. Данилюк А.Я. ,Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - 2-ое изд. –М.: Просвещение, 2011. – 23 стр.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7

Рабочая программа для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...