Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
«Харламовская школа»
Таврического района Омской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам.директора Директор
____________________ _________________ ОУ «Харламовская школа»
____________________ Иноземцева Н.В. __________________
Протокол №____. Кабылдакова Г.К.
от «___» сентября 20__
Рабочая программа учебного предмета
«Письмо и развитие речи»
Класс 7
Всего часов на учебный год__35______
Количество часов в неделю____1_____
Составлена по УМК:
программа *«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс. В двух сборниках. Сборник 1.» - (под ред. В.В. Воронковой) М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2014
Составитель: Баранова Т.А.
учитель математики
Общеобразовательного учреждения «Харламовская школа»
Таврического района Омской области
2018-2019 уч. год.
- Пояснительная записка
В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
- Общая характеристика учебного предмета
Грамматика и правописание
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
- Описание места учебного предмета
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для 2 и 9 классов 34 учебных недели, для 5-8 классов 35 недель. В течение учебного года проводятся каникулы (осенние, зимние, весенние: 30 дней).
Обучение русскому (родному) языку и литературе осуществляется в двух направлениях: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи по 1 часу в неделю в 2-9 классах, Задачи обучения - овладение навыками беглого и выразительного чтения, доступных пониманию учащихся произведений писателей; получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; выработка у детей правильного в последовательного изложения своих мыслей в устной и письменной форме; социальная адаптация в плане развития и сформированности нравственных качеств.
5.Содержание учебного предмета
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки поды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.).
Повторение пройденного за год.
- Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
По плану | По факту | |||
Повторение | ||||
1 | 4.09 | Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. | Выполнить упр. 8 | |
2 | 11.09 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. | Выполнить упр. 14 | |
Слово Состав слова | ||||
3 | 18.09 | Корень, приставка, суффикс, окончание. | Выполнить упр. 34, 36 | |
4 | 25.09 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | Выполнить упр. 59 | |
5 | 2.10 | Сложные слова. | Выполнить упр.82 | |
6 | 9.10 | Связная речь. Работа с деформированным текстом. | Выполнить упр. 41 | |
Имя существительное. | ||||
7 | 16.10 | Основные грамматические категории имени существительного | Выполнить упр.94 | |
8 | 26.10 | Правописание падежных окончаний имен существительных | Выполнить упр.109 | |
9 | 23.10 | Связная речь. Изложение | Выполнить упр. 116 | |
Имя прилагательное. | ||||
10 | 13.11 | Значение имени прилагательного в речи. | Выполнить упр.137 | |
11 | 20.11 | Правописание окончаний имен прилагательных | Выполнить упр.147 | |
Местоимение. | ||||
12 | 27.11 | Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. | Выполнить упр.189 | |
13 | 4.12 | Личные местоимения | Выполнить упр.193 | |
14 | 11.12 | Склонение и правописание личных местоимений | Выполнить упр.207 | |
15 | 18.12 | Связная речь. Сочинение по картине | Выполнить упр.232 | |
Глагол. | ||||
16 | 25.12 | Понятие о глаголе. | Выполнить упр.235 | |
17 | 15.01 | Изменение глагола по временам и числам. | Выполнить упр.244 | |
18 | 22.01 | Неопределенная частица не с глаголами. | Выполнить упр.268 | |
19 | 29.01 | Изменение глаголов по лицам. | Выполнить упр.275 | |
20 | 5.02 | Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. | Выполнить упр.279 | |
21 | 12.02 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | Выполнить упр.306 | |
22 | 19.02 | Глаголы на -ся (-сь). | Выполнить упр.301 | |
23 | 26.02 | Связная речь. Продолжение рассказа по данному началу. | Выполнить упр.295 | |
Предложение | ||||
24 | 5.03 | Простое и сложное предложение. | Выполнить упр.316 | |
25 | 12.03 | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. | Выполнить упр.318 | |
26 | 19.03 | Простое предложение с однородными членами. | Выполнить упр.322 | |
27 | 2.04 | Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. | Выполнить упр.324 | |
28 | 9.04 | Распространенные однородные члены предложений. | Выполнить упр.330 | |
29 | 16.04 | Связная речь. Составление рассказа по опорным словам. | Выполнить упр.333 | |
30 | 23.04 | Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. | Выполнить упр. 328 | |
31 | 28.04 | Знаки препинания при однородных членах. | Выполнить упр.340 | |
32 | 7.05 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | Выполнить упр.335 | |
33 | 14.05 | Связная речь. Сочинение «История нашей улицы» | Выполнить упр. 351 | |
34 | 21.05 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Выполнить упр.344 | |
35 | 28.05 | Повторение пройденного за год. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс. В двух сборниках. Сборник 1.» - (под ред. В.В. Воронковой) М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2014
8. Планируемые результаты изучения предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 1 класс разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы специальных (коррекцио...
Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс
Рабочая программа для школы VIII вида по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы....
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающегося ОВЗ (5 класс)
Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей ОВЗ, обучающегося по программе...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)1 вариант...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Письмо и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...
Рабочая программа учебного предмета "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность предмета «Письмо и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и нев...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса
Данная рабочая программа содержит цели и задачи обучения, календарно - тематическое планирование. На изучение предмета отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю)...