Урок русского языка в 7 классе на тему:«НЕ с наречиями на О-Е».
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

 Цели урока:  образовательные: : актуализировать знания о правописании НЕ с глаголами,существительными, прилагательными, причастиями, деепричастиями;  осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на -О и –Е;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «НЕ в наречиях на О-Е».

УМК:  М.М. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 7 класс; под ред. Баранова М.Т.. – М.: Просвещение, 2023.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

 Цели урока:  образовательные: : актуализировать знания о правописании НЕ с глаголами,существительными, прилагательными, причастиями, деепричастиями;  осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на -О и –Е;

Развивающие: развивать мыслительные операции, формировать коммуникативные умения.

Воспитательные: прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формирование умения работать в команде.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Мотивация

Проверка готовности к  уроку.

Психологический настрой.

                        (Чтение притчи).

Подготовка класса к работе.

 (Число, классная работа

пропуск строки  (для темы).

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний о написании НЕ с разными частями речи.

 -  Спишите слова и словосочетания, раскрыв скобки. Определите часть речи.

(Не)настье,(не)улыбался,(не)годовать,  (не)написанная  работа, (не)скошенная на лугу трава, (не)приятель, (не)решив, (не)правда, а ложь, луг  (не)скошен , далеко(не)удачный ответ , (не)интересный рассказ, (не)лепый поступок , (не)серьёзное отношение , (не)вежливый, а грубый ответ.                          

- Какие правила применяли при выполнении задания?

 

 

 - Проверьте работу по слайду.

                                       Слайд 2.

Записывают в тетради

словарный диктант.

Исследуют предложенный материал, определяют части речи.

 - Мы знаем правила написания НЕ с сущ., прил., гл., прич., дееприч.

Выполняют самопроверку

(оценивают свою работу).

Познавательные:

логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Замените в данных словосочетаниях прилагательные  наречиями, а существительные глаголами. Запишите получившиеся словосочетания по схеме гл.+наречие.

                               

     Далеко(не)удачный ответ, (не)интересный рассказ , (не)лепый поступок ,

(не)серьёзное отношение , (не)вежливый, а грубый ответ.

Ответить далеко не удачно, рассказывать неинтересно, поступить нелепо, относиться несерьёзно, отвечать не вежливо, а грубо.

- Проверьте работу по слайду.

- Кто допустил ошибки?– Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- А какова цель урока?

  -Может ли нам в достижении цели помочь учебник?                      

                                   

   

Для этого обратимся к материалу учебника

Записывают словосочетания.

Коллективная работа.

Сверяют записанное и делают вывод: не знают, как пишется  НЕ с наречиями.

Формулируют тему  урока и записывают в тетрадь.

 -Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и  — Е;

 - выбирать правильное написание нареий с НЕ.

Личностные: выдвижение гипотиз, их доказательство;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Построение проекта-выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Прочитайте материал учебника и расскажите о том, что вы узнали о правописании не с наречиями?

- Объясните слитное и раздельное написание НЕ с наречиями в словосочетаниях, составленных в начале урока .

Ответить далеко не удачно, рассказывать неинтересно, поступить нелепо, относиться несерьёзно, отвечать не вежливо, а грубо.

 

Работают с текстом параграфа.

Отвечают с опорой на таблицу.

С помощью учителя определяют действия и их последовательность;

Регулятивные: прогнозирование;

личностные: смыслообразование;

познавательные: моделирование;

логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической и диалогической речью.

Первичное закрепление.

Физминутка.

Мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы.

Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимающейся куда-то вверх. Ветер, вода и минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчётливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные.

Работа в парах (3 пары).

Для каждой пары даётся по наречию

Составить  предложения по группам (далеко, высоко, весело ).

 Необходимо составить по два  предложения с одним словом так, чтобы данное наречие  писалось с НЕ слитно/раздельно. Выполнить морфемный разбор наречий.

Выполняют исходное задание по алгоритму.

Повторяют способы образования наречий, синтаксическую роль.

Работа у доски.

Личностные: смыслообразование;

регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

общеучебные: умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

коммуникативные: умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Самостоятельная работа  с проверкой по эталону.

Организует самостоятельную деятельность по применению новых знаний.

Тест по изученному материалу (по рядам).

Замените фразеологизмы наречиями с НЕ, составьте с ними предложения, объясните написание не с наречиями.

Рукой подать

Как снег на голову

Как  кошка с собакой

Идти на поводу

Душа не лежит

Творческая работа  (разноуровневая)

1.Подобрать к данным наречиям антонимы  с НЕ. Объяснить  правописание  наречий. Составить со словосочетаниями 3 предложения.

   Рассказывать интересно (неувлекательно); написать аккуратно(небрежно); поступить обдуманно(нелепо); ответить честно(необъективно); приехал давно( недавно); разговаривает учтиво (невежливо).

2.Напишите сочинение - миниатюру, используя наречия, на тему «Вид из окна»

Работают самостоятельно, осуществляя самопроверку, сравнивая с эталоном.

Выполняют групповую работу на время.

Работают в парах

Личностные: самоопределение;

регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Рефлексия деятельности.

Организует диалог, позволяющий обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы.

 - Какова тема нашего урока?

- Достигли ли мы своей цели?

 - Почему удалось это сделать?

Домашнее задание.

1.Составить карточки по теме.2.Выполнить упражнение (дидактический материал)

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят задачи с результатами.

Личностные: смыслообразование;

познавательные: рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку  русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....

Урок русского языка 6 класс по теме "Дефис в наречиях"

Тема "Дефис в наречиях"  Тип урока: комбинированный  Вид урока: изучение нового Цели: познакомить с условиями написания дефисного написания наречий, уметь находить наречия в тексте, формиров...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....