Повторение изученного по теме " Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Батурина Светлана Олеговна

повторить морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, закрепить умение находить глаголы в тексте и определять их вид, время, спряжение; формировать умение правильного написания глаголов и употребления их в речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока33.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

 Солигаличского муниципального района Костромской области

 

Методическая разработка урока

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 класс

                                                                                                                           

                                                                                                                         

        Составила: Батурина Светлана Олеговна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная

  2023 -2024учебный год

Оглавление:

1.  Введение                                                    стр. 3

2.  Основная часть                                        стр. 5

3.   Заключение                                              стр. 18

4.   Список используемой литературы      стр. 18

5.  Приложение                                               стр. 19

                                             

                                                                                     

                                                                                                   Введение                                    

                                                                            Пояснительная  записка

Данный урок разработан для учащихся 6 класса, проходящих базовый курс для общеобразовательных школ.

Для учебного плана, отводящего на изучение русского языка 4 часа в неделю.

Урок является завершающим  по теме « Глагол».

Урок рассчитан на следующий уровень  подготовки учащихся:

1. На  базовые навыки разговорной речи как в стандартных, так и не в стандартных ситуациях.

2. В письменной речи умение использовать глаголы в нужной форме.

3.Делается акцент на использование в речи часто употребляемых алгоритмов, устойчивых выражений, применение правил по  изученной теме.

В процессе урока используются все этапы закрепления  знаний: слушание, чтение, понимание, запоминание полученных знаний и информации в устной и письменной речи.

Предлагаемые работы на уроке направлены на развитие аналитического и созидательного компонентов творческого мышления.

Для работы по предложенной разработке требуется соответственное оборудование:

компьютер, проектор, экран.  Цель использования  ЦОР направлен на формирование интереса учащихся к урокам

русского языка через использование ИКТ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Батурина Светлана Олеговна

Учебный  предмет:  русский язык

Класс:6

Автор  УМК: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. в двух частях

Тема урока: Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол»  

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цель урока: повторить морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, закрепить умение находить глаголы в тексте и определять их вид, время, спряжение; формировать умение правильного написания глаголов и употребления их в речи.

Образовательная:

  • выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • закрепить полученные понятия, углубить представление о глаголе, способах его образования, отработать умения правильного написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

Воспитательная: 

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  • развитие речи;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

  • учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
  •  раздаточный материал ( задания, листочки)
  • обобщающие таблицы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

 Ход урока:

I.Организационный момент (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть сегодня на  уроке.

Установка.

 Посмотрели друг на друга, улыбнулись, вдохнули, выдохнули.

   Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. 

Прошу садиться.

- Помогите, пожалуйста, мне отгадать загадку (слайд 1)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело привлекает.

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго он затем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтобы знали про… (про что?)

- Верно! Это Глагол! А как вы догадались?

-Вы молодцы! Подумайте, какова цель нашего урока?

- Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить.

Сегодня мы повторим знания по теме «Глагол».

- Откроем тетради и запишем число и тему урока «Повторение изученного по теме «Глагол» » (слайд 2)

Формулируют цель урока.

Записывают  число, классная работа, тему урока.

                                       

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

Продолжите высказывания (устно) (слайд 3)

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…

2. Глаголы бывают … и … вида

3.Глаголы изменяются…( по временам, лицам и числам)

4. В предложении глаголы чаще всего выступают в роли…(сказуемого)

Молодцы, ребята, а сейчас мы проверим наши знания на практике.

Кто пойдет к доске? Записываем предложение.

Задание№1. Выполните синтаксический разбор предложения.

Светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат. (Повест, невосклиц, простое, распр.,осложн. Однр.членами)

-Найдите глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

Задание № 2. (слайд 4)

Сейчас, ребята,  мы прочитаем загадки и поработаем с ними.

 Найдите глаголы и определите их вид.

1. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

2. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

3. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

- Кто отгадал загадки?

- А как мы с вами можем определить вид глагола?

Задание № 3 (слайд 5)

-Что мы знаем о времени глагола.

-На какие вопросы отвечает настоящее время, прошедшее, будущее.

Работа в группах. Каждый ряд получает свое задание.

Определите время глагола. Запишите их в три столбика.

Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует, заплачет, пошел, прочитал, прочитает.

- Как может образовываться будущее время глагола?

(С помощью вспомогательного слова буду + неопр. форма)

Задание № 4 (слайд 5) 

-Давайте вспомним, как мы определим у глагола лицо.

- На какие вопросы единственное и множественное число.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо и число глагола.

Дело мастера боит(?)ся ( 3 л, мн ч).

Любишь катат(?)ся (2 л., ед. ч.), люби (2 л., ед. ч.) и саночки возить.

Имя человека трудом славит(?)ся (3 л., мн. ч).

- Объясните пропущенные буквы. Какое правило мы вспомнили?

( В глаголах неопределенной формы пишется ь знак, у глаголов 3 лица мн.ч. мягкий знак не пишется)

-Кто скажет, а как пишется не с глаголами?

 

Физкультминутка.

Сейчас я буду зачитывать вам глагол, а вы должны определить, слитно или раздельно он пишется. Если слитно, то вы хлопаете в ладоши.

Ненавидел, не смотрел, нездоровится, негодовал, не увидел, не читают, не спросят, недоумевал, недолюбливал, не умею, не знали, не поедешь, не хотел, не принес, не любить, не улыбнулся.

- А что можно определить по неопределенной форме глагола? (спряжение)(Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни времени, ни рода)

Задание №5

- Скажите, а какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко второму спряжению?

(слайд 7) 

- Прочитаем правило на стр. учебника 101.

Если личное окончание глагола безударное, спряжение определяется по неопределённой форме глагола.

 2-ое спряжение

1. Все на -ить (кроме бритьстелить);

2. 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3. 4 на -ать: гнать, дышать, держать, слышать

1-ое спряжение

Все остальные глаголы + бритьстелить

Работаем с упражнением 512.

Задание: Прочитаем стихотворение, выпишем глаголы в неопределенной форме и в форме 3-его лица единственного числа.

Слушают высказывания о глаголе и дополняют их.

 

Один ученик у доски, остальные в тетради выполняют задания разминки.

К доске выходят трое учеников, работают по карточкам.

Отгадывают загадки, записывают их на доске.

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

1 ряд выписывает прошедшее время, второй ряд выписывает настоящее, третий – будущее.

Отвечают на вопросы.

Один ученик делает задание у доски.

Отвечают на вопросы:

Хлопают в ладоши.

                                                   

Отвечают на вопросы.

Работа с учебником.

Слушают учителя.

Записывают предложение, объясняют , в какой форме употреблен глагол, отрабатывают навыки определения спряжения.

Чтение текста, определение основной мысли.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки.

3. Включение изученного в систему знаний

Задание №5

- Скажите, а какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко второму спряжению?

(слайд 7) 

- Прочитаем правило на стр. учебника 101.

Если личное окончание глагола безударное, спряжение определяется по неопределённой форме глагола.

 2-ое спряжение

1. Все на -ить (кроме бритьстелить);

2. 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3. 4 на -ать: гнать, дышать, держать, слышать

1-ое спряжение

Все остальные глаголы + бритьстелить

Работаем с упражнением 512.

Задание: Прочитаем стихотворение, выпишем глаголы в неопределенной форме и в форме 3-его лица единственного числа.

Задание № 6. (слайд 9) Работа с текстом. Выразительно прочитаем текст. Определим основную мысль и озаглавим.

Утро только наступа..т. Ве..т утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.Работа с текстом

        Бредешь по заречному лугу и вид..шь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.      

        Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дыш..тся легко. Воздух душистый и свежий.

- Озаглавьте текст.

 

Внимательно слушают стихотворения А.Хайта, находят речевые ошибки, комментируют их, записывают в тетради правильное употребление притяжательных местоимений.

-евонный –его обед,

 ихние –их желудки,

 ейные –её упрёки

Записывают предложения в тетрадь, вставляют и комментируют пропущенные буквы, определяют синтаксическую роль местоимений в предложениях.

 Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Ты –подлежащее.

Света хочет приготовить какой-нибудь необычный подарок для подруги. Какой-нибудь –определение

 Я тебе ничего не скажу. Я- подлежащее, тебе, ничего-дополнения.

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, самостоятельно находят нужную информацию в тетрадях для правил

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Рефлексия учебной деятельности.

1.Что вы сегодня вспомнили о местоимении?
2. Какие трудности испытывали в процессе работы?

3. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений. 
4.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? 
5.Что вызвало затруднения?

Учитель предлагает нарисовать смайлик, передающий настроение ученика.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, составить кроссворд по теме «Местоимение»

Отвечают на вопросы:

1.Разряды местоимений, употребление их в речи, правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

                                                                             

Рисуют в рабочей тетради


Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Заключение :

 Урок  русского языка проводился в 6 классе. На данном занятии использовались технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. В ходе урока дети повторили изученный материал по теме «Глагол».

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 138 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1. Селезнёва Е. В. Тесты по русскому языку. Часть 1-2. 6 класс. К учебнику Ладыженской Т. А. и другие. Русский язык. 6 класс. Часть 1-2. ФГОС. – М.: Экзамен, 2017 г.

Приложение

Тренировочные задания, которые можно использовать после проведения урока.

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите предложения с переходными глаголами.

А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

Б) Мужество рождается в борьбе.

В) Красота спасёт мир.

Г) Верить в победу добра и справедливости.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к переходным.

Правильный ответ: А, В

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:

а) изменяются по лицам, числам, падежам;

б) бывают совершенного и несовершенного вида;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по родам.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить основные морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, переходность, возвратность.

Правильный ответ: б, в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме "Глагол".

Тренировочные задания, тест и словарная работа  по теме "Глагол"....

Повторение изученного по теме «Глагол»

Авторы программы –  Т.А.Ладыженская, учебника – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.Тип урока: повторение Цели урока:•      углубить знани...

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»

Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока:  урок повторенияФормы рабо...

повторение изученного по теме "Глагол" 6 класс

открытый урок по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи»

Повторение изученного по теме«Глагол как часть речи»...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"

План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....