Повторение изученного по теме " Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок разработан для учащихся 6 класса, проходящих базовый курс для общеобразовательных школ.
Для учебного плана, отводящего на изучение русского языка 4 часа в неделю.
Урок является завершающим по теме « Глагол».
Урок рассчитан на следующий уровень подготовки учащихся:
1. На базовые навыки разговорной речи как в стандартных, так и не в стандартных ситуациях.
2. В письменной речи умение использовать глаголы в нужной форме.
3.Делается акцент на использование в речи часто употребляемых алгоритмов, устойчивых выражений, применение правил по изученной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области
|
Методическая разработка урока
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
Составила: Батурина Светлана Олеговна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная
2023 -2024учебный год
Оглавление:
1. Введение стр. 3
2. Основная часть стр. 5
3. Заключение стр. 18
4. Список используемой литературы стр. 18
5. Приложение стр. 19
Введение
Пояснительная записка
Данный урок разработан для учащихся 6 класса, проходящих базовый курс для общеобразовательных школ.
Для учебного плана, отводящего на изучение русского языка 4 часа в неделю.
Урок является завершающим по теме « Глагол».
Урок рассчитан на следующий уровень подготовки учащихся:
1. На базовые навыки разговорной речи как в стандартных, так и не в стандартных ситуациях.
2. В письменной речи умение использовать глаголы в нужной форме.
3.Делается акцент на использование в речи часто употребляемых алгоритмов, устойчивых выражений, применение правил по изученной теме.
В процессе урока используются все этапы закрепления знаний: слушание, чтение, понимание, запоминание полученных знаний и информации в устной и письменной речи.
Предлагаемые работы на уроке направлены на развитие аналитического и созидательного компонентов творческого мышления.
Для работы по предложенной разработке требуется соответственное оборудование:
компьютер, проектор, экран. Цель использования ЦОР направлен на формирование интереса учащихся к урокам
русского языка через использование ИКТ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока: Батурина Светлана Олеговна
Учебный предмет: русский язык
Класс:6
Автор УМК: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. в двух частях
Тема урока: Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Цель урока: повторить морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, закрепить умение находить глаголы в тексте и определять их вид, время, спряжение; формировать умение правильного написания глаголов и употребления их в речи.
Образовательная:
- выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
- закрепить полученные понятия, углубить представление о глаголе, способах его образования, отработать умения правильного написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Развивающая:
- развитие речи;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
- обогащать словарный запас школьников.
Оборудование:
- учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
- раздаточный материал ( задания, листочки)
- обобщающие таблицы
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности | Ход урока: I.Организационный момент (1 мин.) - Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Установка. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, вдохнули, выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Прошу садиться. - Помогите, пожалуйста, мне отгадать загадку (слайд 1) Он предметы оживляет, Всех их в дело привлекает. ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго он затем следит. Он три времени имеет, И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтобы знали про… (про что?) - Верно! Это Глагол! А как вы догадались? -Вы молодцы! Подумайте, какова цель нашего урока? - Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить. Сегодня мы повторим знания по теме «Глагол». - Откроем тетради и запишем число и тему урока «Повторение изученного по теме «Глагол» » (слайд 2) | Формулируют цель урока. Записывают число, классная работа, тему урока.
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений | Продолжите высказывания (устно) (слайд 3) 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы… 2. Глаголы бывают … и … вида 3.Глаголы изменяются…( по временам, лицам и числам) 4. В предложении глаголы чаще всего выступают в роли…(сказуемого) Молодцы, ребята, а сейчас мы проверим наши знания на практике. Кто пойдет к доске? Записываем предложение. Задание№1. Выполните синтаксический разбор предложения. Светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат. (Повест, невосклиц, простое, распр.,осложн. Однр.членами) -Найдите глаголы. -Докажите, что это глаголы. -Сделайте синтаксический разбор предложения. Задание № 2. (слайд 4) Сейчас, ребята, мы прочитаем загадки и поработаем с ними. Найдите глаголы и определите их вид. 1. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег) 2. Текло, текло и легло под стекло. (Лед) 3. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес) - Кто отгадал загадки? - А как мы с вами можем определить вид глагола? Задание № 3 (слайд 5) -Что мы знаем о времени глагола. -На какие вопросы отвечает настоящее время, прошедшее, будущее. Работа в группах. Каждый ряд получает свое задание. Определите время глагола. Запишите их в три столбика. Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует, заплачет, пошел, прочитал, прочитает. - Как может образовываться будущее время глагола? (С помощью вспомогательного слова буду + неопр. форма) Задание № 4 (слайд 5) -Давайте вспомним, как мы определим у глагола лицо. - На какие вопросы единственное и множественное число. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо и число глагола. Дело мастера боит(?)ся ( 3 л, мн ч). Любишь катат(?)ся (2 л., ед. ч.), люби (2 л., ед. ч.) и саночки возить. Имя человека трудом славит(?)ся (3 л., мн. ч). - Объясните пропущенные буквы. Какое правило мы вспомнили? ( В глаголах неопределенной формы пишется ь знак, у глаголов 3 лица мн.ч. мягкий знак не пишется) -Кто скажет, а как пишется не с глаголами?
Физкультминутка. Сейчас я буду зачитывать вам глагол, а вы должны определить, слитно или раздельно он пишется. Если слитно, то вы хлопаете в ладоши. Ненавидел, не смотрел, нездоровится, негодовал, не увидел, не читают, не спросят, недоумевал, недолюбливал, не умею, не знали, не поедешь, не хотел, не принес, не любить, не улыбнулся. - А что можно определить по неопределенной форме глагола? (спряжение)(Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни времени, ни рода) Задание №5 - Скажите, а какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко второму спряжению? (слайд 7) - Прочитаем правило на стр. учебника 101. Если личное окончание глагола безударное, спряжение определяется по неопределённой форме глагола. 2-ое спряжение 1. Все на -ить (кроме брить, стелить); 2. 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 3. 4 на -ать: гнать, дышать, держать, слышать 1-ое спряжение Все остальные глаголы + брить, стелить Работаем с упражнением 512. Задание: Прочитаем стихотворение, выпишем глаголы в неопределенной форме и в форме 3-его лица единственного числа. | Слушают высказывания о глаголе и дополняют их.
Один ученик у доски, остальные в тетради выполняют задания разминки. К доске выходят трое учеников, работают по карточкам. Отгадывают загадки, записывают их на доске. Отвечают на вопрос учителя. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
1 ряд выписывает прошедшее время, второй ряд выписывает настоящее, третий – будущее. Отвечают на вопросы. Один ученик делает задание у доски. Отвечают на вопросы: Хлопают в ладоши.
Отвечают на вопросы. Работа с учебником. Слушают учителя. Записывают предложение, объясняют , в какой форме употреблен глагол, отрабатывают навыки определения спряжения. Чтение текста, определение основной мысли. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания. |
3. Включение изученного в систему знаний | Задание №5 - Скажите, а какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко второму спряжению? (слайд 7) - Прочитаем правило на стр. учебника 101. Если личное окончание глагола безударное, спряжение определяется по неопределённой форме глагола. 2-ое спряжение 1. Все на -ить (кроме брить, стелить); 2. 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 3. 4 на -ать: гнать, дышать, держать, слышать 1-ое спряжение Все остальные глаголы + брить, стелить Работаем с упражнением 512. Задание: Прочитаем стихотворение, выпишем глаголы в неопределенной форме и в форме 3-его лица единственного числа. Задание № 6. (слайд 9) Работа с текстом. Выразительно прочитаем текст. Определим основную мысль и озаглавим. Утро только наступа..т. Ве..т утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.Работа с текстом Бредешь по заречному лугу и вид..шь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется. Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дыш..тся легко. Воздух душистый и свежий. - Озаглавьте текст. |
Внимательно слушают стихотворения А.Хайта, находят речевые ошибки, комментируют их, записывают в тетради правильное употребление притяжательных местоимений. -евонный –его обед, ихние –их желудки, ейные –её упрёки Записывают предложения в тетрадь, вставляют и комментируют пропущенные буквы, определяют синтаксическую роль местоимений в предложениях. Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Ты –подлежащее. Света хочет приготовить какой-нибудь необычный подарок для подруги. Какой-нибудь –определение Я тебе ничего не скажу. Я- подлежащее, тебе, ничего-дополнения. | Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, самостоятельно находят нужную информацию в тетрадях для правил |
4. Рефлексия учебной деятельности. | 1.Что вы сегодня вспомнили о местоимении? 3. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений. Учитель предлагает нарисовать смайлик, передающий настроение ученика. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, составить кроссворд по теме «Местоимение» | Отвечают на вопросы: 1.Разряды местоимений, употребление их в речи, правописание отрицательных и неопределённых местоимений.
Рисуют в рабочей тетради |
|
Заключение :
Урок русского языка проводился в 6 классе. На данном занятии использовались технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. В ходе урока дети повторили изученный материал по теме «Глагол».
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 138 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
1. Селезнёва Е. В. Тесты по русскому языку. Часть 1-2. 6 класс. К учебнику Ладыженской Т. А. и другие. Русский язык. 6 класс. Часть 1-2. ФГОС. – М.: Экзамен, 2017 г.
Приложение
Тренировочные задания, которые можно использовать после проведения урока.
Выбор элемента из выпадающего списка
Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасёт мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.
Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к переходным.
Правильный ответ: А, В
Подчеркивания / зачеркивания элементов
Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:
а) изменяются по лицам, числам, падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
г) в настоящем времени изменяются по родам.
Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить основные морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, переходность, возвратность.
Правильный ответ: б, в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-391816-1478011601.jpg)
Повторение изученного по теме "Глагол".
Тренировочные задания, тест и словарная работа по теме "Глагол"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/23/picture-1201790-1577110309.png)
Повторение изученного по теме «Глагол»
Авторы программы – Т.А.Ладыженская, учебника – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.Тип урока: повторение Цели урока:• углубить знани...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204360-1578509758.jpg)
Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»
Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока: урок повторенияФормы рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591446-1423678644.jpg)
повторение изученного по теме "Глагол" 6 класс
открытый урок по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи»
Повторение изученного по теме«Глагол как часть речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/26/picture-1340554-1627321672.jpg)
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"
План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971400-1510263882.jpg)
Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».
Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....