Осенняя пора, очей очарованье… Урок - творческая мастерская
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Осенняя пора, очей очарованье…

Урок - творческая мастерская 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._prilozhenie_4_tvorch.master._osen.docx315.28 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя пора, очей очарованье…

Урок - творческая мастерская

Цель:  научить ребят создавать свой художественный образ и с его помощью формировать представление о мире природы.

Задачи:

- развитие ассоциативного мышления, письменной и устной речи;

- развитие творческого воображения;

- формирование умения вглядываться, вслушиваться во всё окружающее;

- воспитание чувства прекрасного, интереса к русскому языку.

Ожидаемые результаты:

Личностные: понимание детьми того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение выбирать  языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; восприятие русского языка как явления национальной культуры;  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные: умение самостоятельно составлять связные письменные тексты на заданную тему в прозе и в стихах;  развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.

                                                                                                          Эпиграф к уроку

Слово учителя:

Когда наступает осень и деревья раскрашиваются в разные цвета: жёлтый, оранжевый, красный, когда под ногами шуршат золотые листья, невольно на память приходят строки А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Хочется тоже сказать своё слово, поделиться своими впечатлениями. И у вас, ребята, сегодня появится такая возможность.

  1. Индуктор. Просмотр видео.

Рассмотрите картины известных художников под музыку  П. И.Чайковского (Времена года. Октябрь. «Осенняя песня»)  и А. Вивальди (концерт №3 «Осень»).

-Какие картины  возникли в вашем воображении? Запишите свои ощущения в виде слов и словосочетаний.

-        Подумайте, сформулируйте и запишите, что значит для вас
слово «осень».

Учащиеся проговаривают записи, а учитель записывает на доске:

Осень-это

—        Что же главное? Попробуем выделить.

  1. Раздается дополнительный материал на карточках о значении слова. Дети читают и записывают понравившиеся определения.
  2. Учитель предлагает учащимся нарисовать листья разных деревьев и написать на них свои ассоциации к слову осень.
  3. Учащиеся проговаривают свои записи.
  4. Прочитайте фразы, выберите любую, подумайте и дополните ее:

Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года.

Уильям Каллен Брайант

Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок.

Альберт Камю

Учащиеся дополняют фразу, проговаривают в паре, а желающие перед всем классом.        

6.        Индивидуальная работа.

—        Сосредоточьтесь, закройте глаза и припомните тот момент,
когда вы наслаждались красотой осенней природы. Вспомнили день, когда любовались ею? Место, где вы находились? Чувство, которое вы испытали в те минуты, и которое не забылось до сих пор? Поделитесь воспоминанием в 2-3 предложениях (не больше). Скорее (чтобы не забыть) запишите предложения.

- А теперь прочитайте, что у вас получилось.

7.Ответьте на вопросы: 

  • Какого цвета слово «осень»?
  • Какая погода бывает осенью?
  • Какие  запахи у вас ассоциируются с осенью?
  • Какой, по-вашему, «вкус» осени?
  • С какими звуками  вы связываете слово осень?

Цитаты про осень.

8. Прослушайте стихотворения об осени  известных поэтов и запишите понравившиеся изобразительно-выразительные средства.

Самуил Маршак

Цветная осень

Цветная осень — вечер года -

Мне улыбается светло.

Но между мною и природой

Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир — как на ладони,

Но мне обратно не идти.

Еще я с вами, но в вагоне,

Еще я дома, но в пути.

***

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

***

Николай Некрасов

Перед дождем

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится,

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон…

***

Константин Бальмонт

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Какие изобразительно-выразительные средства вам особенно понравились?

9. Творческая работа.

Перечитайте все свои записи, вспомните свои ощущения и впечатления и напишите сочинение-миниатюру или стихотворение на тему «Моя осень».

Представьте себя мастером слова. Ведь в каждом из нас дремлет поэт. Перед вами чистые листы бумаги, творите.  (Звучит музыка П. И.Чайковского)

10.Чтение сочинений.

11.Рефлексия. Что особенно взволновало тебя? Какие мысли появились?

12.Подведение итогов урока.

- Что вам понравилось делать на уроке?

- Каким было ваше настроение?

13.Домашнее задание. Продумать оформление и  презентацию сборника сочинений одноклассников на тему «Такие разные картины осени», подобрать иллюстрации к своим работам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

СЦЕНАРИЙ осеннего праздника «Унылая пора…Очей очарованье…» (А.С.Пушкин)

Данный сценарий можно использовать для прооведения осеннего  праздника как в отдельном классе, так и в параллели.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Осенняя пора! Очей очарование!

Разработка внеклассного мероприятия проведеннго в стенах школы - интерната VIII вида в предверие Бабьего лета....

Внеклассное мероприятие к осеннему балу «Унылая пора - очей очарование!» для учащихся 8-11 классов

Методическая разработка данного мероприятия имеет цель организации познавательного досуга, воспитания чувства товарищества, доброжелательности среди школьников....

Проект "Осенняя пора очей очарование"

Данный проект составлен для детей с нарушением интеллекта. Он направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и способствует развитию творческих способностей в ходе работы с бумагой в т...

Логопедический проект "Осенняя пора! Очей очарованье!"

Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания ипредставления об осени, ее характерных признаках, развить творческиеспособности, поисковую деятельность, связную речь детей....

Пошаговый мастер-класс по изготовлению панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».

Панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».Цель: Изготовить декоративное панно в технике гильоширование.Задачи: - воспитательные: трудовое и эстетическое вос...