Викторина «Осенняя пора – очей очарование»
план-конспект

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. 
Задачи:

  1. закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; 
  2. расширить кругозор воспитанников, развивать логику, воображение, умение работать в команде; 
  3. прививать любовь к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие

Викторина «Осенняя пора – очей очарование»

Викторина «Осенняя пора – очей очарование»

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. 
Задачи:

  1. закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; 
  2. расширить кругозор воспитанников, развивать логику, воображение, умение работать в команде; 
  3. прививать любовь к природе. 

Ход мероприятия: 
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса… 
А.С. Пушкин
Здравствуйте ребята! Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Осень - одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Сегодня будут соревноваться 2 команды, команда -
 рябинки и команда - грибочки. Команды, представьте нам своих капитанов. Мы познакомились с командами, капитанами. А судить наши соревнования будет строгое жюри, в лице Варламовой Д. П. (зам. директора по ВР). Каждое задание будет оцениваться и в конце викторины жюри подведёт итог. И так начнём…

  • Команда представляет своих капитанов, девизы и эмблемы. (оценивает жюри)
  • А начнем мы с разминки ума. (презентация)
  • Разминка «Доскажи словечко» (первая все вместе, а остальные по очереди каждая команда) 
    1) У избы помоет крышу. 
    Отведет в берлогу Мишу, 
    Труд крестьянский завершит, 
    А потом листвой шуршит. 
    Мы её тихонько спросим: 
    - Кто ты? – И услышим? …(осень) 



2) Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я…(капуста) 
3) И зелен, и густ - 
На грядке вырос куст. 
Покопай немножко: 
Под кустом… (картошка).

4) Возле леса на опушке, 
Украшая темный бор, 
Вырос пестрый, как петрушка, 
Ядовитый … (мухомор). 
5) Круглый бок, жёлтый бок, 
Сидит на грядке колобок. 
Врос в землю крепко. 
Что же это? (репка) 
6) Шло по грядке вдоль забора 
Войско храброе дозором. 
Держат пики сотни рук, 
Подрастает горький … (лук) 
7) Рыжий Егорка 
Упал в озерко. 
Сам не утонул 
И воды не всколыхнул. (лист) 
8) Что за дерево стоит? 
Ветра нет – оно дрожит. (осина) 
9) Есть у родственницы елки 
Очень мягкие иголки. 
Но в отличии от елки 
Опадают те иголки. (лиственница) 

  • А сейчас мы вспомним осенние месяца. Я буду читать стихи, а вы по описанию будите определять, о каком месяце я говорю. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.


Все мрачней лицо природы: 
Почернели огороды, 
Оголяются леса, 
Молкнут птичьи голоса, 
Мишка в спячку завалился. 
Что за месяц к нам явился? (октябрь)


 Опустел колхозный сад, 
Паутинки вдаль летят, 
И на южный край земли 
Потянулись журавли. 
Распахнулись двери школ. 
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)


Поле черно-белым стало: 
Падает то дождь, то снег. 
А еще похолодало - 
Льдом сковало воды рек. 
Мерзнет в поле озимь ржи. 
Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

  • Молодцы, с этим заданием вы справились .Мы знаем, что у каждого месяца есть своя примета. Сейчас каждая команда получит приметы о каждом из месяцев, но приметы будут перепутаны, ваша задача составить правильно. Проверяем , как только будет готова отвечать одна из команд.

В сентябре лес реже и птичий голос тише. 

Октябрь венчает белый снег с великой грязью. 

Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует

Осенних примет множество и сейчас мы проверим, хорошо ли вы их знаете. Для этого необходимо ответить на вопросы. (отвечают по очереди, а потом открывается ответ)(презентация)
1 конкурс: «Что осень нам готовит»
 
Вопрос 1. Считается, что настоящий снег, сколько бы его ни выпало, не ляжет надолго, пока: 
a) Не улетят аисты 
b) Не кончатся грибы 
c) Не выкопают картошку 
d) 
С вишен не облетят листья 
Ответ: Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. 
Вопрос 2. Согласно примете, можно еще осенью спрогнозировать время наступления весны. Зависит это от того, с какой стороны: 
a) 
Желтеют березы 
b) Дует ветер в первый снегопад 
c) Замерзают лужи после первых холодов 
d) Поспевает быстрее клюква 
Ответ: Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Вопрос 3. 19 ноября - на Павла-исповедника наблюдали за реками - если на реке образуются ледяные горы, то следует ожидать еще и «гор»: 
a) Грязи 
b) 
Хлеба 
c) Снега 
d) Денег 
Ответ: Следующий год должен быть урожайным: хлеба будут "горы". 

ПОДВЕДЁМ ИТОГ(считаем баллы)

  • Отлично, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться. Наши предки относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде. 
    2 конкурс: Ваша задача продолжить пословицу. За каждую правильную пословицу получаете один балл. (разрезные пословицы)
    • Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 
    • На одном месте лежа и камень мхом обрастает. 
    • Муравей не велик да горы копает. 
    • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. 
    • Кто рано встает тому бог дает. 
    • Кончил дело гуляй смело. 
    • Лентяй праздники знает да будней не помнит. 
    • Работа с зубами а лень с языком. 
    • Труд человека кормит а лень портит.

(ПРОВЕРКА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ)

  • Какие молодцы вы сегодня, опять справились с заданием. Пришло время капитанам продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый сообразительный - покажет следующий конкурс. За каждый правильный ответ команда получает балл. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
    3 конкурс: «Самые умные» 
    1. Это месяц проливных дождей, разноцветных листьев, прощальных птичьих песен. Он просит осень в гости. Как называется этот месяц? (Сентябрь) 
    2. Назовите самый «усатый» овощ? (Горох) 
    3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка.) 
    4. У каких овощей «красный нос»? (Редис, свекла, томаты) 
    5. Листья каких деревьев опадают зелеными? (Ольха.) 
    6. Деревянная обитель квашеной капусты. (Бочка) 
    8. Композиция из сухих цветов. (Гербарий) 
    9. У какого овоща есть «глазки»? (Картофель.) 
    10. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен.) 
  • Мы проверили как капитаны работают одни, а сейчас работать будет вся команда.
    4 конкурс: «На осенней грядке» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
    В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на букву"А” и два слова будут спрятаны в ребусах
    Ответы: Репа, свекла, брюква, редька , капуста ,укроп, томат
  • На вопросы вы ответили, а теперь попробуйте, не глядя определить и назвать какие угощения приготовила для вас осень. От каждой команды прошу выйти по 1 человеку.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА)
5 конкурс «Осенний листопад»

  • Подул сильный ветер и сорвал листочки с деревьев, но листочки не простые с сюрпризом. ( рассыпанные по полу листочки с загадками, участники по очереди подбирают листочки, читают загадки и отвечают на них.)

Загадки

  • Сидит – зеленеет.

Падает – желтеет.

  • Лежит – чернеет. (Лист.)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

  • И бормочет, и поёт? (Дождь.)
  • Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

  • Она их главная еда. (Трава.)
  • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Сноп.)
  • Всех наградила, всё загубила. (Осень.)
  • Без рук, без ног, по снегу рыщет, поёт, да танцует. (Ветер.)
  • Красный сапог в земле торчит. (Свекла.)
  • Неказиста, шишковата,

А придёт на стол к ребятам

«Как рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)

  • Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина.)
  • Летел Егорка, упал в озёрко (Лист.)
  • - Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту зовусь я …(Подосиновик)

  • Несли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву.

Скорлупа мягонька,

Белок сладенький,

  • А желток костяной. (^ Слива)
  • Под землей птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла (Картошка)

  • Не бьет, не ругает,

А от него плачут (Лук)

  • Немного размялись, пришла пора выполнять следующее задание.

Конкурс «Разгадай кроссворд»

  • Осень часто называют «золотой», потому, что из всех цветов, которыми она раскрашивает листья, предпочтение отдает золотому. И людям очень нравятся осенние пейзажи золотой осени. Известный русский художник Левитан посвятил золотой осени свою картину, которую так и назвал «Золотая осень». Давайте вместе посмотрим на эту картину. (Показать картину) Наш следующий конкурс связан со словом «золотой», потому, что называется «Золотая книга сказок».


6 конкурс «Золотая книга сказок»

  • Это конкурс – викторина по осенним сказкам, т. е. по тем сказкам, в которых рассказывается про урожай или про осенние заботы.

В какой сказке рассказывается о вершках и корешках? («Мужик и медведь».)

Она уродилась большая – пребольшая. (Репка.)

Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом. («Теремок».)

В какой сказке у донного царя был великолепный сад с яблоней, на которой росло много золотых яблок? («Иван – царевич и серый волк».)

В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку? («Дюймовочка».)

В какой сказке грибы воевали с ягодами? («Война грибов и ягод».)

Как называется сказка, в которой хитрая лиса, поселившись на зиму в доме медведя, съела весь запас меда да его же в этом и обвинила? («Медведь и лиса».)

Вспомните и назовите сказку, где три веселых братца осенью решили построить себе домики? («Три поросенка».)

7 конкурс «Грибы-грибы» (Показать грибы)

Учитель дает описание гриба, а дети должны отгадать, что это за гриб.

 Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

 Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

 Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

 Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

 Этот гриб растет под деревом, которое является символом России. (Подберезовик)

 А этот гриб растет под деревом, листочки которого всегда дрожат. (Подосиновик)

 Этот гриб — «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

 

  • Подведение итогов.
  • Награждение победителей.

Подготовила и провела: воспитатель Журавлева Е. А.

На мероприятии присутствовал: Заместитель директора по ВР Варламова Д. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ осеннего праздника «Унылая пора…Очей очарованье…» (А.С.Пушкин)

Данный сценарий можно использовать для прооведения осеннего  праздника как в отдельном классе, так и в параллели.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Осенняя пора! Очей очарование!

Разработка внеклассного мероприятия проведеннго в стенах школы - интерната VIII вида в предверие Бабьего лета....

Внеклассное мероприятие к осеннему балу «Унылая пора - очей очарование!» для учащихся 8-11 классов

Методическая разработка данного мероприятия имеет цель организации познавательного досуга, воспитания чувства товарищества, доброжелательности среди школьников....

Проект "Осенняя пора очей очарование"

Данный проект составлен для детей с нарушением интеллекта. Он направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и способствует развитию творческих способностей в ходе работы с бумагой в т...

Логопедический проект "Осенняя пора! Очей очарованье!"

Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания ипредставления об осени, ее характерных признаках, развить творческиеспособности, поисковую деятельность, связную речь детей....

Пошаговый мастер-класс по изготовлению панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».

Панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».Цель: Изготовить декоративное панно в технике гильоширование.Задачи: - воспитательные: трудовое и эстетическое вос...

Осенняя пора, очей очарованье… Урок - творческая мастерская

Осенняя пора, очей очарованье…Урок - творческая мастерская...