Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Неполные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

закрепить и углубить знания по теме «Неполные предложения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_8b.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ««Средняя общеобразовательная школа №4»

Технологическая карта урока по русскому языку

по теме: «Неполные предложения»

Карту составила:

Растегаева М.Д.

учитель русского языка и литературы 1

квалификационной категории

МАОУ «СОШ №4»

г. Набережные Челны

2023г

Тип урока: урок рефлексии

Тема урока: Неполные предложения

Цели урока: закрепить и углубить знания по теме «Неполные предложения».

Планируемые результаты (предметные):

  1. знание языковой единицы - неполное предложение, его признаков;
  2. умение проводить синтаксический анализ неполного предложения.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  2. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

  1. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные:

  1. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  2. Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  3. Выделять основные признаки неполных предложений;
  4. Составлять алгоритм определения неполного предложения;

Личностные:

  1. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;
  2. Понимать необходимость учения;
  3. Соблюдать нормы речевого поведения в различных ситуациях общения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы: метод деятельностного подхода, репродуктивный метод, частично – поисковый.

Оборудование: Компьютер, проектор, проекционный экран, раздаточный материал, «Русский язык. 8 класс»: учебник /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др..-М.:Просвещение, 2022.

п/№

Этап урока

Продолжительность

Деятельность

Учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемый образовательный результат

1

Организационный момент

(Мотивация к учебной деятельности)

1 мин.

Оценивают свою готовность к уроку.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Пожелания друг - другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Чувствовать необходимость учения

(Личностные УУД)

Волевая саморегуляция (Регулятивные УУД)

2

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

5 мин

Осуществляют самостоятельную проверку домашнего задания по эталону. Оценивают свои работы.

Координирует действия учащихся. Выводит их из затруднительных ситуаций.

Домашнее упражнение 253 на проекционной доске:

1) Плот плыл вдоль берега, а лодка – ему наперерез.(2 прост. предл. – неполн. двусост.). 2) Егорушка долго оглядывал его, а он – Егорушку.(2 прост.предл. – неполн. двусост.).3) Правда правдой остается , а молва себе – молвой. .(2 прост. предл. – неполн. двусост.). 4)В ту зиму я привязался к сестре. Ей шел восьмой год. В нашей семье все были черные, а онабеленькая. .(2 прост. предл. – неполн. двусост.). 5) А как она ловко хозяйничала в свои семь лет! Впрочем, хозяйство было простое: в одном углу чердака лежала картошка, в другом -свекла и капуста, соль и лук. .(2 прост. предл. – неполн. двусост.).

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

6 мин.

Индивидуальная работа на местах. Учащиеся переписывают предложения, обозначают их грамматические основы предложений, находят неполные предложения.

У учащихся возникает трудность в нахождении неполного предложения. Озвучивают возникшую проблему: иногда односоставное предложение можно перепутать с неполным.

Координирует действия учащихся.

Выводит в нужное русло.

Озвучивает цель и задачи урока.

На проекционной доске – предложения: 1)Соседи приехали, опять сверлят. 2)Похоже где-то начался ремонт, опять сверлят. 3)Пятно на ковре сначала было почти белым. А теперь на глазах темнеет.4) Солнце, казалось, застряло в зените. А теперь на глазах темнеет.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать

(Познавательные УУД)

Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно

(Регулятивные УУД)

2

Повторение и углубление темы

12 мин.

Работа в парах на местах.

Составление алгоритма рассуждения. Защита нескольких работ.

Анализируют, выявляют закономерности.

Объясняют свой выбор.

Выведение единого алгоритма.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Алгоритм определения неполного предложения:

1) нахожу грамматическую основу;

2) проверяю, содержит ли предложение оба главных члена, если:

ДА – предложение двусоставное,

НЕТ – предложение односоставное;

3)проверяю, можно ли восстановить отсутствующий главный или второстепенный член (мысленно восстанавливаю из контекста пропущенные члены предложения), если :

ДА – предложение неполное,

НЕТ – предложение полное.

Углубление и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Неполные предложения». Систематизация знаний по теме «Односоставные предложения»(Предметные УУД).

Развитие навыков анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий. Систематизация материала по теме в форме алгоритма (памятки). (Познавательные УУД).

Развитие умения работать в парах (Коммуникативные УУД).

3

Физминутка

1 мин

-

Разъясняет действия.

Контролирует выполнение работы

-

4

Закрепление полученных знаний

8 минут

Самостоятельно выполняют упражнение 255(выписать из текста неполные предложения, графически обозначить пропущенные орфограммы). Анализируют, выявляют закономерности.

Объясняют свой выбор.

Сверяют свою работу с эталоном.

Разъясняет действия.

Контролирует выполнение работы

Выполненное упражнение 255 на проекционной доске.

Неполные предложения: До Спасского недалеко. Пастух прогнал стадо, а у ограды уже четыре автобуса. Студенты из Орла. Свое гнездо Спасское-Лутовиново писатель берег, сюда возвращался после скитаний, здесь писал, охотился.

Углубление и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Неполные предложения»(Предметные УУД).

Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения (Познавательные УУД).

Умение строить устное и письменное высказывание с учетом предложенной сферы и ситуации (Коммуникативные УУД).

5

Контроль полученных знаний

8 мин

Контрольное тестирование (работа с карточками)

Разъясняет действия.

Контролирует выполнение работы

Найдите неполные предложения. Укажите типы односоставных предложений.

1)Петровы вчера опять поссорились. Шумели до пяти утра. 2) Сделал дело – гуляй смело. 3) Не знаешь, где найдешь, где потеряешь. 4) Вздумалось ему купаться. 5) Во дворах жгут сухие листья. 6) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья.

Контроль и коррекция (Регулятивные УУД).

6

Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин.

Самооценка

Шкала самооценки:

  • «+» - знаю и умею применять.
  • «!» - знаю, но не всегда могу применить.
  • «?» - не уверен в своих знаниях.
  • «--» - пока не знаю и не умею.

Выводит результаты на проекционный экран.

Анализирует результаты

Выставляет оценки

- Назовите тему нашего урока.

- Смогли ли мы достигнуть поставленной цели?

- Какие задания не смогли выполнить и почему?

- Что не учли при выполнении задания?

- Каких знаний не хватило?

- Что необходимо предпринять, чтобы закрыть пробелы?

Самооценка (Регулятивные УУД)

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

Записывают домашнее задание в дневниках

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

&25(знать определение неполных предложений, их отличительные особенности):

  1. упр.256 (п) по заданию,
  2. найти и выписать неполные предложения из художественных текстов (8-10 примеров).

Планирование и волевая саморегуляция (Регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Синтаксический разбор словосочетаний".8 класс

Цель: Актуализировать знания по темам: «Словосочетание», « Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)»....

технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "

Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений....

Презентация урока по русскому языку на тему "Неполные предложения" 8 класс(для детей с ОВЗ)

Презентация урока по русскому языку на тему "Неполные предложения"Тема урока: «Неполные предложения» Цель урока: сформировать  понятие об особенностях строения неполных...