Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5b.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ««Средняя общеобразовательная школа №4»
Технологическая карта урока по русскому языку
по теме: «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных»
Карту составила:
Растегаева М.Д.
учитель русского языка и литературы 1
квалификационной категории
МАОУ «СОШ №4»
г. Набережные Челны
2018г
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5б
Тип урока: общеметодологической направленности
Учитель Растегаева М.Д.
Тема | «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных» |
Цель | Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности. |
Задачи | Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных. Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета. |
Планируемые | Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию. Метапредметные: познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника; коммуникативные:планировать учебное сотрудничество; Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом;. |
Основные понятия | Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание |
Ресурсы: основные дополнительные | Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2015г. Презентация к уроку, раздаточный материал. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, построение урока с учетом работоспособности учащихся эвристический метод; |
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку. | Приветствие учащихся, подготовка к уроку Слушают. | Познавательные: осознают познавательную задачу |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. - Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? - Назовите морфологические признаки прилагательного. -Назовите синтаксическую роль прилагательного. Диктует предложение: На лесной полянке дети лакомились спелой земляникой. - Выполните синтаксический разбор предложения. -Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите главное и зависимое слово. Определите род, число, падеж прилагательных. | Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Развивают речь, память. - Имя прилагательное. - Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета. - Род, число, падеж.Определение и сказуемое. 1 ученик у доски, остальные в маршрутных листах записывают, выполняют синтаксический разбор предложения. На лесной полянке, спелой земляникой. | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание. Коммуникативные: формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога |
III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | После ответов детей уточняет цель и тему урока\ -Какому окончанию имени прилагательного вы доверяете? -Почему? -А в слабой позиции? - Как вы думаете, какова будет тема урока? - Какие задачи сегодня на уроке вы себе поставите? | Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). -Ударному. -Сильная позиция. -Нужно проверять. -Правописание падежных окончаний имен прилагательных. -Узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных. | Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Предлагает мини – исследование Работа в паре. На доске написаны словосочетания. -Ребята, решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий. В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн.. вечером, из гибк.. ветви. Сверим с выводом авторов учебника | Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.
| |
V. Первичное закрепление | 1)Предлагает послушать текст и поработать с ним. Даётся учителем задание на листочках, и текст проецируется на доске. Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц. 1)-Определите тему текста, главную мысль. -Как можно озаглавить текст? -Определите стиль речи и тип речи. - Зачитайте прилагательные. 2)Решите орфографические задачи, комментируя свои действия. -Обратите внимание на произношение в Р.п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук (в). -Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам? -Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И.п. и В.п.? 2)- Вы убедились в том, что прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Но для того, чтобы наша речь была красива, очень важно правильно употреблять прилагательные. -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесной ландышем-__________; у аккуратных девочки-_____________; о весёлые ручейке-____________; над нежным облаками -_________. | Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы Стиль: художественный. Тип речи: повествование с элементами описания.«Весеннее утро в лесу». Благодаря прилагательным. Выходят по очереди, в тексте на доске решают орфографическую задачу. -Далекого, легкого, весеннего. -В косвенных падежах. -Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой. Комментируют свои действия. На слайде ответы: 1)с чудесным ландышем (м.р.,ед.ч.,Т.п.) 2)у аккуратной девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.) 3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.) 4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.) | Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Предлагаю вам выполнить тест.1.Как изменяется имя прилагательное? а) по родам и падежам б) по падежам в) по родам, числам, падежам 2.Как определить падеж прилагательных? а) по окончаниям прилагательных б) по вопросу от существительного к прилагательному в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное 3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом. а) на низк… потолке б) близк… другом в) горяч… сердцем 4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных. а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца. б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем. в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные | Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде). Ключ к тесту: 1-в 2-в 3-а 4-б Оценивают свою работы по следующим критериям: нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 4 ошибки – «2» | Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания. |
VII. Рефлексия. | -Итоги. - Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. -Как ты собираешься преодолевать трудности? Отметки за урок. | - Я ставил перед собой задачу узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных. Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Мне было трудно… | Регулятивные: констатация необходимости продолжения действий Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании. | №582 (обязательно)- обозначить окончания прилагательных в стихотворении Е.Благининой «Радуга»; №581-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни. | Слушают и записывают задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...
Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)
урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...
Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса
Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...