Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тип урока: комбинированный:
Форма работы: индивидуальная
Цель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его; условия для формирования умения находить местоимения в тексте.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по выведению определения о местоимении как части речи, учить различать местоимения от других частей речи, находить морфологические признаки местоимения.
Развивающие: развивать внимание, память, речь детей, наблюдательность, любознательность; развивать познавательные мотивы.
Воспитывающие: способствовать углублению знаний по русскому языку, воспитывать потребность в грамотном письме, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Коррекционные: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества, мелкую моторику рук;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Выполнила: Голота Т.А.
учитель начальных классов
ГБОУ школы-интерната №113 г.о. Самара
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: комбинированный:
Форма работы: индивидуальная
Цель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая
указывает на предмет, не называя его; условия для формирования умения находить местоимения в тексте.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по выведению определения о местоимении как части речи, учить различать местоимения от других частей речи, находить морфологические признаки местоимения.
Развивающие: развивать внимание, память, речь детей, наблюдательность, любознательность; развивать познавательные мотивы.
Воспитывающие: способствовать углублению знаний по русскому языку, воспитывать потребность в грамотном письме, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Коррекционные: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества, мелкую моторику рук;
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Средства обучения: компьютер, учебник, карточки с заданиями, средства ИКТ (презентация).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности. 2мин. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие 5мин. Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи. 3мин. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения. 4мин. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 3мин. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 5мин. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. 2мин. Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.8мин. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. 4мин. Цель: закрепить полученные знания 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3мин. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. 1мин. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы! Читаю стихотворение Я рада видеть каждого из вас, И пусть осень прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг дуга любит, Чувствует и слышит. В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. - Какой частью речи являются данные слова? -Какой теме будет посвящен наш урок? - Сообщение темы и цели урока Запись даты и темы урока - Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. Работа с предложением. Такой он пришел несколько дней назад. - Понятен ли вам смысл этого предложения? - Кто или что он такой? - Когда он пришел? Какое получилось предложение? -Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько? - Чем отличаются местоимения от данных частей речи?
Самостоятельная работа. Задача. Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости. - Какие морфологические признаки имеет местоимение? … Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле Работа со словосочетаниями. В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями. Подарила ребятам, любимый край, пять дней, послышались вдалеке. - Если кто затрудняется, то можно использовать слова для справок: им, наш, несколько. - Определите морфологические признаки этих местоимений. - К какому выводу пришли? Гимнастика под песню «Родина моя» (Я, ты, он, она …) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Текст (отрывок) из стихотворения. Какие местоимения употреблены в стихотворении? Почему они так называются? Какова их особенность? Выписать местоимения:1 гр. 1лицо, 2 гр.- 2л, 3 гр.-3л. Выполнять учебное задание, используя алгоритм - Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? - На стр. 86 прочитайте текст упражнения 112 - Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте? - Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим? - Какие действия вы будете совершать, выполняя задание? - Выполните это задание, оцените результат. - Выразительно прочитайте текст. Какую картину представили? - Определите стиль и тип речи. - Озаглавьте текст. - Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания. С какими орфограммами они связаны? - Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так? Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? Какими местоимениями следует заменить повторяющиеся слова? Какую роль в тексте выполняют местоимения? Выполните синтаксический разбор предложения. Я люблю эту березку. - Каким членом предложения является местоимение? - Определите синтаксическую роль местоимения во втором предложении - Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте. Индивидуальная проверка. - Кому из вас потребовалась помощь? - На каком этапе работы? - По алгоритму возникли затруднения? -О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка учащихся к работе. Ребята, сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Я, мы, вы, он, их, ты, она, подо мной, тебя, они, у них, о нас - Какие части речи здесь написаны? - Разбейте их на группы. С какой группой местоимений мы будем сегодня заниматься? - Что нам это даст? 2. Домысливание - Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Правописание местоимений с предлогами» С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока: Повторим…. Узнаем…… Проверим… Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями - наш урок будет посвящен местоимению - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы. Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос. Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений Читают предложение. Теплый апрель пришел пять дней назад. Отвечают. Вместо прилагательного теплый, существительного апрель, числительного пять. Записывают высказывание в тетради.
Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают. Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его. Записывают в тетрадь. Проверка по эталону. Отвечают. Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они замещают Выполняют упражнения Личные Они указывают на лицо. Работают, выполняют задание. Правильность выполнения задания проверяют по эталону. Отвечают. 1. Прочитаю предложение 2. Спишу в тетрадь. 3. Выделю грамматическую основу. 4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения. 5. Определю, каким членом предложения оно является. 6.Подчеркну. Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным. Читают текст. Березка. На склоне небольшого пригорка нашего села одиноко стояла молоденькая березка. У березки была нежная и светлая атласная кожица. Березка по-детски радостно встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на березке изумрудные листочки. Я любил эту березку. Любил вдыхать запах листвы березки, смотреть, как березка доверчиво протягивала свои ветви. Отвечают. Одиноко стоит молоденькая березка. Автор текста любуется ее красотой. Художественное описание. Березка. Работают с текстом. Несколько раз повторяется слово березка. Заменить слово березка местоимением. Работают самостоятельно, сверка с эталоном. Являются средством связи между предложениями в тексте. Выполняют синтаксический разбор. В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением. Учащиеся отвечают. Задают возникшие вопросы. Учитель оценивает уровень участия детей во всех видах деятельности, переводит данный уровень в пятибалльную систему. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль, оценка, коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Личностные– умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Дают оценку себе Планируемые образовательные результаты достигнуты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе
Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...
Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...