Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Каждый язык должен оставаться фундаментом личности. Ведь помимо чисто внешних, этнических признаков принадлежности человека к тому или иному народу основными аспектами являются внутреннее осознание, язык и культура, то есть духовная составляющая человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iispolzovanie_etnokulturnogo_komponenta.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своё место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так и человек. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти!
Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Каждый язык – марийский ли, русский ли – должен оставаться фундаментом личности. Ведь помимо чисто внешних, этнических признаков принадлежности человека к тому или иному народу основными аспектами являются внутреннее осознание, язык и культура, то есть духовная составляющая человека.
Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа.
Именно уроки этнокультурной направленности, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры.
Именно мы, педагоги, должны обогатить духовный мир учеников, показать и передать великолепие и разнообразие духа народа. И не просто передать, а сохранить их в душах, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям.
В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к русскому и марийскому государственному языку через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения и национальный колорит, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа.
Особое значение при этнокультурном подходе придается использованию краеведческого материала. Такой подход воспитывает у учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у учащихся национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.
Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности, в связи с чем данный лексический пласт представляет интерес и как историко-географический материал, и как лингвистический источник.
Работа с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои знания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера, способствует развитию речи школьников.
Знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Этот материал можно использовать, например, на уроках в 5-6 классах, когда идет подробное изучение темы "Имя существительное", "Собственные и нарицательные имена существительные". На уроках при изучении тем "Способы словообразования", "Имя числительное", "Имя прилагательное" также частично можно использовать данные микротопонимии..
Главным средством для формирования эстетических и духовных потребностей учащихся являются фольклорные произведения, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - дать добрый совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к малой родине, основанной на развитии национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с историей семьи, языка, родного края.
Почти на каждом уроке отвожу время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала или же просто снимают напряжение, усталость. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка. Разрабатываю и провожу с учащимися фольклорные праздники, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии, уроки – презентации.
Активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, например, на темы «Герои сказок», «Угадай-ка», «Кто быстрее», конкурс на лучшую волшебную сказку собственного сочинения.
Уроки языка и литературы для наших учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Внеурочные занятия со школьниками также решают немаловажную образовательную задачу приобретения навыков групповой работы, воспитания толерантного отношения друг к другу, развивают культуру межнационального общения. На занятиях кружка «По родным тропинкам» изучаем обычаи, обряды, традиции родного края, проводим встречи с интересными людьми. Путь к основной национальной сокровищнице - языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.
Очень эффективной технологией является ведение исследовательской работы. Дети с удовольствием включаются в исследование: записывают старинные песни, пословицы, загадки, прибаутки, легенды, предания, которые умело используют на уроках марийского и русского языка и литературы. Много материала собрано о прошлом нашего села, сделана презентация. Также объектами нашего исследования становились известные люди родного села.
Этнокультурная направленность обучения и воспитания — одно из актуальных направлений современной образовательной политики в нашей республике. Значительный блок юбилейных мероприятий направлен именно на сохранение и обогащение языка и культуры народа мари. В рамках подготовки к празднованию знаменательных дат значительно расширился круг мероприятий этнокультурной направленности, в которых учащиеся нашей школы принимают активное участие. Каждый год учащиеся принимают участие межмуниципальных конкурсах чтецов. Учащиеся школы ежегодно становятся призерами и победителями конкурсов исследовательских работ на муниципальном и республиканском уровнях.
Таким образом, я считаю, что богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников нашей школы. И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.
Библиографический список
1.Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.
2. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М.: Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. – 152 с.
3. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000,№ 3. - С.43-46.
4.Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. – Ставрополь: Литера, 2006. – 300 с.
5.Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. Москва, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...
«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...
Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
СодержаниеВведениеI. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В докладе содержатся методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время....
Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.
В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое вн...