Разработка проектных задач на уроках русского языка в 5-7 классах
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Краткосрочный проект для урока русского языка в 5-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_proektnoy_zadachi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Техническое задание № 2 (А)
для сетевой группы учителей русского языка и литературы краевого проекта «Образовательный лифт: ШНОР»
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ (на выбор учителя)
Выполнила: Иванова С.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 11 г.Березники
Пермь, 2024 год
Проектная задача по русскому языку
Тема: « Загадочные фразеологизмы »
Целевая категория обучающихся: 6 класс
Замысел проектной задачи
Компонент | Содержание |
Тип проектной задачи (нужное подчеркнуть или выделить) |
Возраст, на который рассчитана проектная задача: 6 класс |
Стратегия решения проектной задачи (нужное подчеркнуть или выделить) | 1. Последовательность выполнения заданий жестко регламентирована. 2. Задания напрямую не связаны друг с другом, их выполнение возможно в любой последовательности. 3. Требуемая последовательность скрыта и должна быть определена самими обучающимися по ходу выполнения заданий. |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Методическая разработка используется для учащихся 6 класса во 2 учебной четверти при изучении тем «Лексика», «Фразеология». Примерное количество уроков для выполнения задачи – 2-3 урока. |
Предметные знания и умения по русскому языку (формулировки взять из ФРП по русскому языку … класса) | Предметные:
|
Метапредметные учебные действия | Метапредметные полностью согласуются с дидактическими целями:
|
Дидактические цели (педагогический результат) | Демонстрация обучающимися:
|
Критерии оценивания | Оценка решения должна быть многокритериальной, охватывающей как отдельные компоненты задачи, так и умения анализировать различные варианты решения и выбирать среди них наилучший. В таких условиях, крайне важным становится этап обсуждения полученных результатов. На обсуждение результатов выносится «Таблица значения и происхождения фразеологизмов» и обоснование предлагаемого выбора. А также владение необходимым предметным материалом. Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение ролей и качества работы между учащимися внутри группы, организация коммуникации внутри группы, взаимодействие учащихся в ходе работы, а также устанавливается, в какой степени организация работы в совместной деятельности повлияла на полученный результат. |
Список литературы:
1. Фразеологизмы и их значения примеры фразеологизмов [Электронный ресурс]. - http://voda.molodostivivat.ru
2. Фразеологизмы русского языка [Электронный ресурс]. - http://orfogrammka.ru
3. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://bitclass.ru
4. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://infoogle.ru
5.Фразеологический словарь русского языка. / Сост. Степанова М.И. – С.-П.: Виктория плюс, 2005.
6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. –М.: Педагогика, 1984. – стр. 323.
Замысел проектной задачи.
Проектная задача по теме « Загадочные фразеологизмы» охватывает такие темы курса русского языка в 6 классе, как «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», связанные с измерением таких языковых категорий как слово, фразеологизм; при выполнении одного из заданий опытной части учащиеся применят знания темы «Фразеология». При выполнении проектного задания по употреблению фразеологизмов учащиеся продемонстрируют навыки в области развития речи.
Ученикам предстоит взять на себя роль исследователей фразеологизмов. Их задача - распознавать фразеологизмы, определять их значение и использовать их в речи.
Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся активно обращались к анализу текстовой информации, результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.
Данная проектная задача рассчитана на участие 4-5 человек в каждой из 6 групп, с осуществлением взаимоконтроля выполненных действий. На выполнение задачи отводится 90 минут – 2 урока. На последнем этапе работы должен быть создан конечный продукт – Альманах «Крохотки» и проведена презентация полученного продукта.
Цель, которую должны достичь дети: создать словарик фразеологизмов, иллюстрации к ним и микротексты с использованием фразеологизмов. В результате работы данные всех 6 групп объединяются в альманах «Крохотки».
Задание 1. Используя справочный материал, дать определение фразеологизму, назвать его основные признаки.
Справочный материал:
- Учебник
- Словарь
- Энциклопедия
- Интернет-ресурсы
Комментарий к заданию 1.
На данном этапе учащиеся демонстрируют навыки работы с предложенной информацией, навыки поиска и отбора информации для выполнения поставленного задания.
В качестве решения учащиеся должны дать определение фразеологизму.
Задание 2: Экспериментальная (опытная) часть.
Проведите практическую работу по нахождению фразеологизмов, определению их происхождения и современного значения.
Набор материалов для каждой группы:
1 группа: Фразеологизмы, пришедшие из мифов;
2 группа: Фразеологизмы, пришедшие из Библии;
3 группа: Фразеологизмы из басен И.А. Крылова;
4 группа: Фразеологизмы из русских народных сказок;
5 группа: Фразеологизмы, связанные с историческими событиями;
6 группа: Фразеологизмы, связанные с обычаями и бытом предков.
Комментарий к заданию 2. На данном этапе учащиеся демонстрируют умения находить фразеологизмы. Первый лингвистический эксперимент – определение происхождения фразеологизмов. Второй эксперимент – определение современного значения фразеологизма.
Решением задания может послужить заполненная таблица, следующего вида:
Фразеологизм | Происхождение | Современное значение |
Задание 3: Творческое задание.
Комментарий к заданию 3. На данном этапе учащиеся демонстрируют умение иллюстрировать фразеологизмы.
Решением задания являются рисунки, по которым учащиеся других групп должны отгадать фразеологизм.
Задание 4: Творческое задание.
Учащиеся демонстрируют умение создавать текст, используя фразеологизмы.
Решением задания являются маленькие тексты.
Задание 5.
Собрать и объединить полученный материал в один сборник на листе формата А4 , включив в него словарик фразеологизмов, иллюстрации и созданные тексты. Создайте цветовое оформление либо создайте сборник в электронном варианте в текстовом редакторе, также примените цветовое оформление и распечатайте альманах. Презентуйте свою работу учителю по группам.
Комментарий к заданию 5. На данном этапе учащиеся демонстрируют умения анализа и синтеза полученной информации. Для создания готового продукта проявляют творческие способности. Презентация готовой работы показывает уровень владения коммуникативной составляющей.
Содержание проектной задачи
Ребята, сегодня мы окунёмся в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Изучая тему «Фразеология», мы говорили о фразеологизмах. В одном из заданий ВПР 6 класса необходимо определить значение фразеологизма и составить небольшой текст , включив в него фразеологизм. К сожалению, не все учащиеся справляются с этим заданием, так как большинство ребят отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы.
Прочитайте справочный материал в учебнике, словаре, воспользуйтесь интернет-ресурсами (на партах находятся ноутбуки) по теме и проанализируйте основные признаки фразеологизмов. Как вы думаете, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? Что необходимо знать для их правильного употребления?
Вам предлагается разделиться по группам (например, по названиям фруктов), поработать со справочными материалами, самостоятельно разработать таблицу, нарисовать рисунок и сочинить небольшой текст. А затем, используя материалы всех групп, создать альманах «Крохотки» и презентовать его классу и учителю.
Задание 1: Используя справочный материал, дайте определение фразеологизму, назовите его основные признаки.
Справочный материал:
- Учебник
- Словарь
- Энциклопедия
- Интернет-ресурсы
Задание 2: Экспериментальная (опытная) часть.
Проведите практическую работу по нахождению фразеологизмов, определению их происхождения и современного значения. У каждой группы будут разные фразеологизмы.
Набор материалов для каждой группы:
1 группа: Фразеологизмы, пришедшие из мифов;
2 группа: Фразеологизмы, пришедшие из Библии;
3 группа: Фразеологизмы из басен И.А. Крылова;
4 группа: Фразеологизмы из русских народных сказок;
5 группа: Фразеологизмы, связанные с историческими событиями;
6 группа: Фразеологизмы, связанные с обычаями и бытом предков.
В результате работы можно оформит таблицу
Фразеологизм | Происхождение | Современное значение |
Задание 3: Творческое задание.
Проиллюстрируйте фразеологизмы, чтобы другие группы могли определить фразеологизм.
Задание 4: Творческое задание.
Составьте небольшой текст, включив в него фразеологический оборот ( подобное задание встретится в ВПР)
Задание 5: Соберите и объедините полученный материал в один сборник на листе формата А4 , включив в него словарик фразеологизмов, иллюстрации и созданные тексты. Создайте цветовое оформление либо создайте сборник в электронном варианте в текстовом редакторе, также примените цветовое оформление и распечатайте альманах. Презентуйте свою работу учителю по группам.
Экспертный лист решения проектной задачи в группе
Фамилия и имя______________________________
Поставьте отметки на оценочных шкалах:
- Оцените, насколько полезной вам показалась данная работа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Оцените сложность выполняемых заданий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Оцените свой вклад в решение задач. Насколько вы оказались полезным для своей группы при выполнении заданий?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Оцените, насколько дружно и слажено проходила работа в группе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Хотели бы вы еще раз работать в той же группе?
ДА НЕТ
Оценочный лист
Фамилия имя | Роль | оценка |
Организатор | ||
Хранитель времени | ||
Хранитель тишины | ||
Оформитель | ||
Докладчик | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...
Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"
В данной методической разработке содержится обобщенный и систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка....
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 6-7 классах
Организацичя проектной деятельности на уроках русского является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позв...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы» Проектная деятельнос...
Мастер -класс "Проектная деятельность на уроке русского языка" для учащихся 5 классов
На данном мастер классе показывается как через проектную деятельность можно подать учебный материал....