Разработка проектных задач на уроках русского языка в 5-7 классах
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Иванова Светлана Вячеславовна

Краткосрочный проект для урока русского языка в 5-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_proektnoy_zadachi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Техническое задание № 2 (А)

для сетевой группы учителей русского языка и литературы краевого проекта «Образовательный лифт: ШНОР»

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ (на выбор учителя)

        Выполнила: Иванова С.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 11 г.Березники

        

                                                     

Пермь, 2024 год

Проектная задача по русскому языку

Тема: « Загадочные фразеологизмы »

Целевая категория обучающихся: 6 класс

Замысел проектной задачи

Компонент

Содержание

Тип проектной задачи

(нужное подчеркнуть или выделить)

  • Монопредметная или межпредметная; 
  • одновозрастная или разновозрастная;

Возраст, на который рассчитана проектная задача: 6 класс

Стратегия решения проектной задачи

(нужное подчеркнуть или выделить)

1. Последовательность выполнения заданий жестко регламентирована. 

2. Задания напрямую не связаны друг с другом, их выполнение возможно в любой последовательности.

3. Требуемая последовательность скрыта и должна быть определена самими обучающимися по ходу выполнения заданий.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Методическая разработка используется для учащихся 6 класса во 2 учебной четверти при изучении тем «Лексика», «Фразеология». Примерное количество уроков для выполнения задачи – 2-3 урока.

Предметные знания и умения по русскому языку

(формулировки взять из ФРП по русскому языку … класса)

Предметные:

  • знать: что такое фразеологизм, особенности его строения, истоки происхождения фразеологизмов.
  • уметь: распознавать фразеологизмы в речи; объяснять смысл фразеологизмов; использовать фразеологизмы в речи письменной и устной.

Метапредметные учебные действия

Метапредметные полностью согласуются с дидактическими целями:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности;
  • владение навыками исследовательской и проектной деятельности;
  • готовность и способность к информационной деятельности;
  • умение строить логическое доказательство;
  • умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и преобразовывать их для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности.

Дидактические цели

(педагогический результат)

Демонстрация обучающимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умения, работая в малой группе (команде), создать итоговый  «продукт» - подготовить альманах «Крохотки» для одноклассников; привести соответствующие обоснования.

Критерии оценивания

Оценка решения должна быть многокритериальной, охватывающей как отдельные компоненты задачи, так и умения анализировать различные варианты решения и выбирать среди них наилучший.

В таких     условиях, крайне важным становится этап обсуждения полученных результатов. На обсуждение результатов выносится «Таблица значения и происхождения фразеологизмов»  и обоснование предлагаемого выбора. А также владение необходимым предметным материалом.

Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение ролей и качества работы между учащимися внутри группы, организация коммуникации внутри группы, взаимодействие учащихся в ходе работы, а также устанавливается, в какой степени организация работы в совместной деятельности повлияла на полученный результат.

                                Список  литературы:

1. Фразеологизмы и их значения примеры фразеологизмов [Электронный ресурс]. - http://voda.molodostivivat.ru

2. Фразеологизмы русского языка [Электронный ресурс]. - http://orfogrammka.ru

3. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://bitclass.ru

4. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://infoogle.ru

5.Фразеологический словарь русского языка. / Сост. Степанова М.И. – С.-П.: Виктория плюс, 2005.

6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. –М.: Педагогика, 1984. – стр. 323.

Замысел проектной задачи.

Проектная задача по теме « Загадочные фразеологизмы» охватывает такие темы курса русского языка в 6 классе, как «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», связанные с измерением таких языковых категорий как слово, фразеологизм; при выполнении одного из заданий опытной части учащиеся применят знания темы «Фразеология». При выполнении проектного задания по употреблению фразеологизмов учащиеся продемонстрируют навыки в области развития речи.

Ученикам предстоит взять на себя роль исследователей фразеологизмов. Их задача -  распознавать фразеологизмы, определять их значение и использовать их в речи.

Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся активно обращались к анализу текстовой информации, результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.

Данная проектная задача рассчитана на участие 4-5 человек  в каждой из 6 групп, с осуществлением взаимоконтроля выполненных действий. На выполнение задачи отводится 90 минут – 2 урока. На последнем этапе работы должен быть создан конечный продукт – Альманах «Крохотки» и проведена презентация полученного продукта.

Цель, которую должны достичь дети: создать словарик фразеологизмов, иллюстрации к ним и микротексты с использованием фразеологизмов. В результате работы данные всех 6 групп объединяются в альманах «Крохотки».

Задание 1. Используя справочный материал, дать определение фразеологизму, назвать его основные признаки.

 Справочный материал:

  1. Учебник
  2. Словарь
  3. Энциклопедия
  4. Интернет-ресурсы

Комментарий к заданию 1.

На данном этапе учащиеся демонстрируют навыки работы с предложенной информацией, навыки поиска и отбора информации для выполнения поставленного задания.

В качестве решения учащиеся должны дать определение фразеологизму.

 

Задание 2: Экспериментальная (опытная) часть.

Проведите практическую работу по нахождению фразеологизмов, определению их происхождения и современного значения.

Набор материалов для каждой группы:

1 группа: Фразеологизмы, пришедшие из мифов;

2 группа: Фразеологизмы, пришедшие из Библии;

3 группа: Фразеологизмы из басен И.А. Крылова;

4 группа: Фразеологизмы из русских народных сказок;

5 группа: Фразеологизмы, связанные с историческими событиями;

6 группа: Фразеологизмы, связанные с обычаями и бытом предков.

Комментарий к заданию 2. На данном этапе учащиеся демонстрируют умения находить фразеологизмы. Первый лингвистический эксперимент  – определение происхождения фразеологизмов.  Второй эксперимент – определение современного значения фразеологизма.

Решением задания может послужить заполненная таблица, следующего вида:

Фразеологизм

Происхождение

Современное значение

Задание 3: Творческое задание.

Комментарий к заданию 3. На данном этапе учащиеся демонстрируют умение иллюстрировать фразеологизмы.

Решением задания являются рисунки, по которым учащиеся других групп должны отгадать фразеологизм.

Задание 4: Творческое задание.

Учащиеся демонстрируют умение создавать текст, используя фразеологизмы.

Решением задания являются маленькие тексты.

Задание 5.

Собрать и объединить полученный материал в один сборник  на листе формата А4 , включив в него словарик фразеологизмов, иллюстрации и созданные тексты.  Создайте цветовое оформление либо создайте сборник в электронном варианте в текстовом редакторе, также примените цветовое оформление и распечатайте альманах. Презентуйте свою работу учителю по группам.

Комментарий к заданию 5. На данном этапе учащиеся демонстрируют умения анализа и синтеза полученной информации. Для создания готового продукта проявляют творческие способности. Презентация готовой работы показывает уровень владения коммуникативной составляющей.

        

Содержание проектной задачи

     Ребята, сегодня мы окунёмся в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Изучая тему «Фразеология», мы говорили о фразеологизмах. В одном из заданий ВПР 6 класса необходимо определить значение фразеологизма и составить небольшой текст , включив в него фразеологизм. К сожалению, не все учащиеся справляются с этим заданием, так как  большинство ребят отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы.

    Прочитайте справочный материал в учебнике, словаре, воспользуйтесь интернет-ресурсами (на партах находятся ноутбуки) по теме и проанализируйте основные признаки фразеологизмов. Как вы думаете, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? Что необходимо знать для их правильного употребления?

     Вам предлагается разделиться по группам (например, по названиям фруктов), поработать со справочными материалами, самостоятельно разработать таблицу, нарисовать рисунок и сочинить небольшой текст. А затем, используя материалы всех групп, создать альманах «Крохотки» и презентовать его классу и учителю.

Задание 1: Используя справочный материал, дайте определение фразеологизму, назовите его основные признаки.

 Справочный материал:

  1. Учебник
  2. Словарь
  3. Энциклопедия
  4. Интернет-ресурсы

Задание 2: Экспериментальная (опытная) часть.

Проведите практическую работу по нахождению фразеологизмов, определению их происхождения и современного значения. У каждой группы будут разные фразеологизмы.

Набор материалов для каждой группы:

1 группа: Фразеологизмы, пришедшие из мифов;

2 группа: Фразеологизмы, пришедшие из Библии;

3 группа: Фразеологизмы из басен И.А. Крылова;

4 группа: Фразеологизмы из русских народных сказок;

5 группа: Фразеологизмы, связанные с историческими событиями;

6 группа: Фразеологизмы, связанные с обычаями и бытом предков.

В результате работы можно оформит таблицу

Фразеологизм

Происхождение

Современное значение

Задание 3: Творческое задание.

Проиллюстрируйте фразеологизмы, чтобы другие группы могли определить фразеологизм.

Задание 4: Творческое задание.

Составьте небольшой текст, включив в него фразеологический оборот ( подобное задание встретится в ВПР)

Задание 5: Соберите и объедините полученный материал в один сборник  на листе формата А4 , включив в него словарик фразеологизмов, иллюстрации и созданные тексты.  Создайте цветовое оформление либо создайте сборник в электронном варианте в текстовом редакторе, также примените цветовое оформление и распечатайте альманах. Презентуйте свою работу учителю по группам.

                

Экспертный лист решения проектной задачи в группе

Фамилия и имя______________________________

Поставьте отметки на оценочных шкалах:

  1. Оцените, насколько полезной вам показалась данная работа.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

  1. Оцените сложность выполняемых заданий.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

  1. Оцените свой вклад в решение задач. Насколько вы оказались полезным для своей группы при выполнении заданий?


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

  1. Оцените, насколько дружно и слажено проходила работа в группе.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

  1. Хотели бы вы еще раз работать в той же группе?

ДА           НЕТ

Оценочный лист

Фамилия имя

Роль

оценка

Организатор

Хранитель времени

Хранитель тишины

Оформитель

Докладчик



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"

В данной методической разработке  содержится обобщенный и  систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка....

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 6-7 классах

                 Организацичя проектной деятельности на уроках русского является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позв...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...

Мастер -класс "Проектная деятельность на уроке русского языка" для учащихся 5 классов

На данном мастер классе показывается как через проектную деятельность можно подать учебный материал....