Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме
В данной методической разработке содержится обобщенный и систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sposob_formulirovaniya_celi_uroka.docx | 50.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал разработан учителями русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 г.Комсомольска-на-Амуре
Литвиновой Н.А., Игнатченко Е.А., Марковой Т.В.
Методическая разработка
Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка.
Пояснительная записка.
Сегодня в условиях перехода на ФГОС нового поколения перед учителем остро встает вопрос о том, каким должен быть современный урок. В 2011-2012 учебном году учителя МОУ СОШ № 42 г. Комсомольска-на-Амуре организовали творческую группу «Проектирование современного урока». Разрабатывая урок русского языка, соответствующий новым стандартам, учителя-члены творческой группы столкнулись с проблемой постановки цели и задач урока, так как в методической литературе на этот счет нет никаких четких рекомендаций.
Изучение опыта коллег города, публикаций в печатных изданиях и в сети Интернет, посещение семинаров, взаимопосещение уроков членами группы позволили обобщить и систематизировать материал в методической разработке «Способ формулирования цели и задач урока».
В таблице 1 предложена модель формулирования цели и задач урока русского языка.
Рекомендации по работе с таблицей:
- Определить тему урока и тип урока в соответствии с рабочей программой по русскому языку.
- Наметить основные результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), которые должны проявиться у учащихся по завершении урока.
- Опираясь на прогнозируемый результат, сформулировать через существительное цель урока.
- Прописать планируемые действия, т.е. задачи урока, соответствующие цели урока.
Пример. Тема урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия». Урок введения нового знания.
Ожидаемый результат урока:
1. Личностный:
- сформированность потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу;
2. Метапредметный:
- планирование учащимися путей достижения целей урока на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
- адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
- установление причинно-следственных и родовидовых связей в границах сложного предложения;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
3. Предметный:
- знание структурно-семантических особенностей сложноподчиненных предложений с придаточным условия
- конструирование сложноподчиненных предложений с придаточным условия;
- нахождение сложноподчиненных предложений с придаточным условия в текстах разных стилей речи;
- уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в речи.
Цель: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия» и ценности совместной деятельности (личностная цель); обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (цель для достижения метапредметного результата); организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия сложноподчиненного предложения с придаточным условия (цель для достижения предметного результата).
Задачи:
- Подвести учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
- Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
- Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
- Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
- Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении вида придаточных;
- Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
- Научить видеть структурно-семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточным условия;
- Научить конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным условия;
- Научить находить сложноподчиненные предложения с придаточным условия в текстах разных стилей речи;
- Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции.
Таблица 1. Способ формулирования цели и задач урока русского языка.
Тема урока | Тип урока | Ожидаемый результат | Цель урока – прогнозируемый результат (формулируется через существительное) | Задачи урока – планируемые действия (формулируются через глагол) |
Ко всем типам уроков. | 1. Личностный результат: 1) внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; 2) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; 3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 4) установка на здоровый образ жизни; 5) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. 6) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 7) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Личностная цель – приоритетная цель (ставится ко всем урокам) Осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности. | - научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. - научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы. - научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы. - научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы. - научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, организатора, члена семьи и т.д.). - научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). - научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования; - подвести учащихся к осознанию ценности русского языка, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - и т.д. | |
Содействие развитию умений - самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи - преобразовывать практическую задачу в теоретическую - устанавливать целевые приоритеты | - научить учащихся самостоятельно ставить и формулировать цель, опираясь на тему урока (ключевые фразы)…. - научить постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - научить определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | |||
2. Метапредметный результат: Регулятивный 1) сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи. | ||||
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. | Обеспечение развития умений - планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения - осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | - научить планировать учебную деятельность на уроке - научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи - научить приемам самоконтроля | ||
3) умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания. | Создание условий для развития умений - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания. | - научить учащихся в ходе своей деятельности вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации. | ||
4) умение адекватно и критически оценивать себя и одноклассников в учебной деятельности. | Содействие развитию умения - самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников - содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия - адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. | - научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении…… - сформировать способность обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия - научить адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности | ||
5) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности. | Обеспечение развития умений - осознанно управлять своим поведением и деятельностью, быть готовым и способным противостоять внешним помехам деятельности. | - научить понимать необходимость… - научить быть готовым …. | ||
Познавательный | Создание условий для развития умений - сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; - строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации | - знать - понимать - уметь - перечислять (этапы процесса) - описывать (метод) - научить интегрировать (решения проблем) - научить комбинировать, объединять, суммировать (знания из разных областей в план для решения проблемы) - научить делать дедуктивные выводы (из абстракций), делать индуктивные выводы (из конкретной информации); - научить подтверждать, интерпретировать, соотносить, суммировать, аргументировать, проверять (убедительность доказательства) | ||
7) создание, применения и преобразование знаково-символических средств, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач. | Содействие развитию умения - применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения учебных и познавательных задач | - уметь составлять (схему для классификации информации, модель) - научить выделять… - научить демонстрировать… - указать - выбрать - идентифицировать - научить комбинировать, разрабатывать (схему для классификации), - научить реорганизовывать, модифицировать в новую целостность (идеи, материал, процесс) | ||
8) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста. | Создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений - анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.) - структурировать тексты, - выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - овладения основами ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового, рефлексивного чтения; | - совершенствовать навыки работы с….; - сформировать (продолжить формирование)…. | ||
Коммуникативный 9) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Обеспечить развитие умений - определять общие цели совместной деятельности, планировать общие способы работы - распределять функции и роли участников, способы взаимодействия | - понимать - уметь - обладать - ценить - ознакомиться - чувствовать | ||
10) умение работать в группе | Создать условия для развития умений - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. | - понимать - уметь - обладать - ценить - ознакомиться - чувствовать | ||
11) сформированность внутреннего умственного плана действий | Содействие развитию умения - отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи. | - научить составлять план действий … | ||
12) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Обеспечить развитие умений - адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - владения устной и письменной речью; - строить монологическое контекстное высказывание; - использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - владеть основами коммуникативной рефлексии. | - уметь - обладать - научить воспроизводить… | ||
Информационный 13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений - рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий. | |||
14) развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. | Создание условий для развития навыков - создания и поддержки индивидуальной информационной среды, - обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств. | |||
Урок введения нового знания. | 3. Предметный результат: Овладение лингвистической компетенцией 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа; как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии Овладение языковой компетенцией 9) использование коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии в собственной речевой практике; 10) уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения, умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей; 11 ) знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний 12) способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. | Обеспечение организации деятельности учащихся по планированию совместно с учителем изучения темы…. Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений … и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения) | - знать…. - понимать…. - уметь… - обладать… - уместно употреблять… - освоить…. - научить определять, подбирать, обозначать, выбирать (термин) - научить излагать …. - освоить…. | |
Урок отработки умений и рефлексии. (Урок закрепления знаний) | Обеспечение условий для закрепления понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения). Обеспечение условий для применения учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях | - знать…. - понимать…. - уметь… - обладать… - уместно употреблять… - освоить…. - научить переструктурировать (в сокращенной форме), переформулировать, пересказывать (своими словами), приводить примеры …. - научить различать (существенное, несущественное), объяснять …. | ||
Урок повторения и обобщения. | Создание условий для деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы …; Организация деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; | - знать…. - понимать…. - уметь… - обладать… - уместно употреблять… - научить обобщает, суммирует (факты), показывать, фиксировать … - научить демонстрировать правильное использование …. - научить применять (законы и теории к ситуациям практики). | ||
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Обеспечение условий для проверки и оценки знаний и способов действий учащихся по теме …; Организация деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий. | - знать…. - понимать…. - уметь… - обладать… - уместно употреблять… - научить различать (….ошибки, позиции, допущения и т.п.); - научить оценивать (логическую последовательность письменного материала, ….) соответствие выводов данным), - научить классифицировать ошибки… - научить распознавать, объяснять…. |
Литература и Интернет-ресурсы.
- Примерные программы основного общего образования. П76 Русский язык. Руководители проекта: вице-президент РАО А. А. Кузнецов, академик-секретарь Отделения общего образования РАО М. В. Рыжаков, член президиума РАО А. М. Кондаков. — М. : Просвещение, 2010. — 112 с. — (Стандарты второго поколения).
- www.kakprosto.ru/kak-90083-kak-opredelit-cel-uroka
- http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html
- http://fortee.ru/2012/09/08/kak-pravilno-formulirovat-celi-uroka/
- Н.В.Силантьев. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».№1(6). Май 2010. www.grani.vspu.ru http://grani.vspu.ru/files/publics/151_st.pdf
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- Таксономия Б. Блума.
- Абрамова М.Г. Особенности определения учителями понятия «цель урока». http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/abramova_m.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по самоанализу современного урока русского языка и литературы
Схема самоанализа...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...
Постановка целей и задач современного урока
Методический материал...
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
Поисковые задачи на уроках русского языка. Разделы русского языка
Деятельностный подход в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....
Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...