: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Шалаева Оксана Ивановна

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное».

            Пособие предназначено для учащихся 6  класса и учителей русского языка, а также для учащихся 7 класса с целью повторения и закрепления материала по теме за курс 6 класса по разделу «Морфология. Части речи». Пособие поможет учащимся эффективно изучить имя числительное, закрепить и отработать навыки правописания числительных. Пособие можно использовать в ходе урока, при самостоятельной работе.

            Учебный проект позволит обучающимся применять знания по составлению и выполнению проекта на уроках русского языка и информатики. Практическая значимость проекта состоит в изучении таких понятий, как имя числительное, составление плана, презентаций, в умении составлять алгоритмы для составления презентаций. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_shalaeva_o.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Шалаева О.И.

Проектная деятельность на уроках русского языка как способ развития коммуникативных умений учащихся

На современном этапе преподавания  русского языка в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения. Актуальность коммуникативного подхода определяется прежде всего общественным запросом , так как владение языком , речью, умение общаться ,добиваться в процессе коммуникации поставленной цели необходимы человеку в личной , профессиональной и общественной жизни .Именно проектная деятельность позволяет объединить усилия по формированию коммуникативных умений школьников.

Основной целью проектной деятельности является  содействие формированию открытой для общения , творчески активной ,способной к сотрудничеству ,владеющей навыками коммуникации, планирования и  организации работы по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Суть метода проекта можно выразить пословицей: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь ». Работа над проектом включает 5 «П»:

-проблема

-проектирование

-поиск информации

-продукт

-презентация.

На каждом этапе работы над проектом формируются и развиваются определённые коммуникативные умения учащихся. На этапе погружения в проект - умение слушать, планировать свою деятельность в целом и в рамках изучаемой темы, умение определять пути к собственным достижениям, умение выделять главное и второстепенное.

На этапе организации деятельности – умение использовать терминологию , участвовать в обсуждении, выражать свои мысли словами ,учитывать мнение одноклассников.

На  этапе осуществления деятельности формируется умение находить нужную информацию, устанавливать причинно - следственные связи, формировать обоснование выводов и доказательств, умение сообща работать в группе.

На этапе  презентации результатов проектной деятельности осуществляется основной принцип коммуникативного подхода :  речи можно научиться только в процессе говорения. Презентация продукта проекта – это учебная ситуация общения, где развиваются умения учащихся логично и связно строить речевое высказывание, представлять изученный материал, творчески его осмыслив, умение дискутировать. Во время работы над проектом ребята осуществляют речевую деятельность во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании и в монологической, и в диалогической форме, овладевая коммуникативными умениями.

Так как проектная методика позволяет решать ту или иную проблему в комплексе ,  то в реальной практике чаще всего приходиться иметь дело со смешанными типами проектов. Важно ,  чтобы учитель представлял цель данного проекта. Так, в 5-6 классах целесообразнее использовать творческие проекты, позволяющие  учащемуся самореализоваться , что помогает преодолеть ребятам коммуникативный барьер, формирует учебную мотивацию, уверенность в своих силах.

Проект ,  осуществлённый 5-м классом, «Нужно ли заниматься спортом» - этап в подготовке к сочинению- рассуждению по данной теме. Продуктом  проекта являются  творческие работы учащихся об истории спортивных состязаний, рассказы о любимых спортсменах, фотографии спортивной жизни класса, которые на деле доказывают , что спорт- это здоровье, будущее каждого человека.

В старших классах ребята работают над проектами смешанных типов. Так  , проект 10 класса «Именные части речи. Всё ли мы о них знаем?» соединил черты информационного, исследовательского, творческого проекта, так как на основе систематизированного теоретического и практического материала ребята подготовили сборник с  таблицами и тестами.

Осуществление любого типа проекта ведёт к изменению роли учителя и учащегося. Учитель перестаёт быть единственным активным участником познавательного процесса, а становится его дирижёром  .Именно ученик обретает статус субъекта , активно участвующего о образовательном процессе на принципах сотрудничества.

Практика показывает , что проектная деятельность учащихся даёт качественный скачок в овладении любого программного материала, развивает творческую личность, повышает  познавательную мотивацию учащихся.

         Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное».

        Пособие предназначено для учащихся 6  класса и учителей русского языка, а также для учащихся 7 класса с целью повторения и закрепления материала по теме за курс 6 класса по разделу «Морфология. Части речи». Пособие поможет учащимся эффективно изучить имя числительное, закрепить и отработать навыки правописания числительных. Пособие можно использовать в ходе урока, при самостоятельной работе.

        Учебный проект позволит обучающимся применять знания по составлению и выполнению проекта на уроках русского языка и информатики. Практическая значимость проекта состоит в изучении таких понятий, как имя числительное, составление плана, презентаций, в умении составлять алгоритмы для составления презентаций. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

        Дидактические цели:

1. Развитие самостоятельной познавательной деятельности.

2. Приобретение навыков отбора, анализа и представления информации в соответствии с поставленными целями и задачами

После завершения проекта учащиеся смогут:

- сформировать компетентность в сфере алгоритмического мышления,

- приобрести навыки работы в команде,

- приобрести навыки работы с большими объёмами информации

- увидеть проблему и наметить пути её решения,

- пользоваться программами MS Office для оформления результатов,

- кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Оценивание в ходе работы над проектом 

Ученики работают над проектом и выполняют задания в индивидуальном порядке и в групповой форме.

        Во время групповой работы (исследовательской и практической деятельностей, создания презентаций) обучающиеся заполняют оценочный лист работы своей группы

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Умение создавать презентации в программе Microsoft Office PowerPoint;

умение работать в группе;

умение пользоваться дополнительной литературой;

способность к правильному составлению вопросов;

базовые знания по теме "Имя числительное»

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Ученикам будет предложено дополнительное время для анализа подобранного материала, оказана помощь в оформлении работы.

Одаренный ученик

Ученикам будут предложены дополнительные вопросы высокого уровня сложности, требующие более глубокого понимания материала.

Класс: 6

Тема: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Цель: повторение  и обобщение сведений об именах числительных.

Задачи: 

  • совершенствовать навыки нормативного употребления числительных в речи и навыки в их написании;
  • повторить изученные орфограммы и пунктограммы, различные виды грамматического разбора;
  • провести работу по лексике и фразеологии;
  • расширить кругозор учащихся.

Задачи проекта:

1) определить и поставить  проблему;
2) создать группы по интересам и уровню знаний;
3) совместно определить цели и задачи проектной деятельности;
4) распределить подтемы проекта по группам;
5) определить цели подтем каждой группы;
6) составить план работы над проектом;
7)подобрать тренировочные упражнения.
Развитие навыков:

• самостоятельной работы с источниками по русской филологии;
• самостоятельного принятия решения;
• коммуникативной компетентности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
• мыслительной деятельности при проектировании, анализе, структурировании информации;
• самоанализе.
Время работы над проектом:  2 недели: 2 часа (практическая часть)

Режим работы: урочный.

Характеристика учебного проекта:

Тип проекта: практико - ориентированный
Цель типа проекта: решение практических задач проекта.
Продукт проекта: пособие по теме «Имя числительное» в виде презентации
Тип деятельности учащихся: практический.
Проект по содержанию: групповая работа
По количеству участников: групповой.
По продолжительности выполнения: среднесрочный

Оборудование: компьютер, словари русского языка, дополнительная литература, листы, распечатанные тесты, тексты для практической работы.

Класс делится на 4 группы, которые будут оформлять материал

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Разминка:

Смор 1 на, по 2 л, элек 3 к, 100 л, ви 3 на, о 5, 40 а, 100 рона, пи 100 лет, 100 янка

- В чем особенность некоторых слов в ребусе?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель и задачи урока.

- В какой момент удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

  1. Подготовительная работа). Актуализация опорных знаний.

А) Теоретическая часть:

-  Какова проблема проекта?

- Какова цель информационного проекта?

Проблема проекта: 
- При изучении темы «Имя числительное» учащиеся 6 класса испытывали наибольшие трудности, чем при изучении других частей речи, проблема при правописании числительных (особенно их склонении).

 Оценивание перед началом проекта:

1. Оценивание знаний по данной теме с помощью теста

2. Самооценка навыков сотрудничества в команде.

3. Формирование команд.

4. Распределение обязанностей в команде.

5. Ознакомление участников с критериями оценивания работ.

Б)  Практическая часть:

Задание №1  

Оформите свой ответ в виде цифровой записи: 1+, 2– и т. д. Знак «+», если вы согласны с утверждением, «–» – если нет.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок действий при счете.

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятьдесят.

5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.

7. В предложении числительное может быть сказуемым.

8. Порядковое числительное изменяется по падежам, числам и родам.

9. Собирательное числительное оба не изменяется по родам.

10. В середине числительного мягкий знак никогда не пишется.

Задание №2

Запишите предложения, замените цифры словами.

Самое большое животное – синий кит. Он быва..т дли..ой до 33 метров, весом до 120 то.. . Столько же вес..т 25 слонов или 150 крупных быков? Такой кит дает около 30 то..  жира. Чтобы собрать столько жира, надо было бы выр..стить 1 000 крупных свиней или 5 тысяч(?) баранов.

Задание №3

Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1. Из семьсот пятьдесят вычесть два.

2. По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Трое подруг ехали в трамвае.

4. Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

Задание №4

Игра «Переводчики».

– Несмотря на то что мы не знаем белорусского языка, многие слова, сказанные на нем, нам понятны. Это происходит потому, что у наших языков общие корни – и тот, и другой относятся к славянским.

– Переведите на русский язык слова и запишите.

Сем, восем, адзiнаццаць, чатырнаццаць, шаснаццаць, семдзесят, восемдзесят, дзвесце, двума, трыма.

Выходзiлi дванаццаць малайцоў, выносiлi пяцьдзесят двух сокалаў, выпускалi трыста шэсцьдзесят пяць лебедзяў.

– Какие числительные вы записали: количественные или порядковые?

– Образуйте от количественных числительных семь, восемь, одиннадцать, четырнадцать, шестнадцать порядковые. Составьте с ними словосочетания.

    Задание №5

- Прочитайте текст, у имен числительных определите падеж (подпишите сверху);

№1 (город Беломорск)

В XIV - XV вв. земли колонизировали славяне-переселенцы из Новгорода, Ладоги и северо-восточных княжеств Руси. В XVI - XVII вв. территория современного Беломорска являлась приграничной местностью Российского государства и неоднократно подвергалась нашествиям захватчиков. Для обороны рубежей государства Соловецкий монастырь выстроил в 1582 - 1585 годах в селении Сумы (нане - село Сумпосад) острог, ставший важным форпостом на севере России.

№2 (остров Кижи)

Небольшой остров - уникальный уголок русской земли на Онежском озере. Длина острова около 5,5 км, ширина до 1,4 км. Название острова произошло от карельcкого «кижат» - игрища, и свидетельствует о том, что когда-то сюда со всей округи съезжались люди на языческие празднества. Положение среди Онежского озера дает климат более теплый, чем на окружающем побережье. На острове расположен знаменитый ансамбль кижских храмов, включающий в себя более 80 памятников деревянного зодчества.

  1. Выполнение теста.
  2. Физическая минутка (1 минута)

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

 

  1. Этап усвоения новых знаний. Основная часть (практико-ориентированная)

(самостоятельная работа групп по  реализации информационного проекта)

  • Имя числительное как часть речи.
  • Разряды количественных числительных.
  • Порядковые числительные.
  • Правописание числительных.
  1. Этап проверки уровня усвоенного материала. Выступления, защита информационных проектов обучающихся.

См. приложение:  Параметры оценивания

  1. Подведение итогов. Оценивание после завершения проекта.
  1. Самоанализ (см. приложение)
  2. Выставление оценок

  1. Рефлексия

 Написание отзыва о совместной работе по методике незаконченного предложения.

Обучающимся  предложено закончить и записать следующие фразы:

Я узнал... Меня удивило... Мне понравилось... У меня получилось...

Теперь я могу... Мне захотелось…

Приложение

 Тест по русскому языку в 6 классе по
теме  «Имя числительное»

1.Имя числительное обозначает:
А) предмет б) признак предмета в) действие г) число, количество, порядок предметов при счете
2.Числительные делятся на две группы:
А) собирательные и одушевленные б)количественные и порядковые в)собственные и нарицательные г) относительные и качественные
3. В строчке зачеркните четвертое лишнее:
А) пятый, двухсотый, тридцатый, шестиэтажный
б) двое, пятеро, одиннадцать, семеро
В) сто пять, двадцать два, пятьсот, семьсот семь
Г) тридцатый, шестой, семнадцатый, двадцать пятый

4.Числительные имеют постоянные морфологические признаки:
А) качественные, относительные, порядковые
Б) одушевленные- неодушевленные, собственные - нарицательные
в) простые, составные, сложные
5. Поставьте числительные обе, оба в нужную форму
А) В ….. руках девочка держала цветы.
Б) Лодки приткнулись к ….. берегам реки.
В) Юля играла с ……….. девочками.
Г) ………. ботинка были чисто вымыты.
6. Исправьте ошибки, где это необходимо:
А) Мама купила в магазине пять апельсин (?)
Б) Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля.
в) На прилавке лежат пять пар (носок - носков).
Г) У меня нет (чулков - чулок). .
Д) Шесть килограмм(?) яблок(?) купили на праздник.

7. Подчеркните числительные и определите их падеж:
На седьмом небе от счастья-
У четырех ворот -
поделите пять яблок на две равные части -
тремстам восьмидесяти пяти ученикам -
к первому сентября -
со ста сорока пятью конвертами

Приложение

№1 (город Беломорск)

В XIV - XV вв. земли колонизировали славяне-переселенцы из Новгорода, Ладоги и северо-восточных княжеств Руси. В XVI - XVII вв. территория современного Беломорска являлась приграничной местностью Российского государства и неоднократно подвергалась нашествиям захватчиков. Для обороны рубежей государства Соловецкий монастырь выстроил в 1582 - 1585 годах в селении Сумы (нане - село Сумпосад) острог, ставший важным форпостом на севере России.

№2 (остров Кижи)

Небольшой остров - уникальный уголок русской земли на Онежском озере. Длина острова около 5,5 км, ширина до 1,4 км. Название острова произошло от карельcкого «кижат» - игрища, и свидетельствует о том, что когда-то сюда со всей округи съезжались люди на языческие празднества. Положение среди Онежского озера дает климат более теплый, чем на окружающем побережье. На острове расположен знаменитый ансамбль кижских храмов, включающий в себя более 80 памятников деревянного зодчества.

Критерии самооценки устного выступления на конференцию

Баллы

4

3

2

1

Довод

Я четко формулирую довод, который выражает обоснованную позицию по теме.

Я четко формулирую довод, который выражает мою позицию.

С помощью посторонних я формулирую довод, который выражает мою позицию.

Я не могу сформулировать довод и путаю его с другими видами утверждений.

Доказательство

Я применяю стандарты качества к доказательствам, которые использую для поддержания моей точки зрения.

Я пользуюсь доказательствами из компетентных источников для подтверждения моих доводов.

Я подтверждаю свою позицию доказательствами, но некоторые мои доказательства могут не относиться к теме или добыты из недостоверных источников.

Я часто использую слабые доказательства
в подтверждение своей позиции.

Понимание аудитории

Я учитываю особенности аудитории при составлении аргументации и включаю в свою речь такую информацию, которая убедила бы аудиторию согласиться с моим доводом.

Я думаю об аудитории при формулировании своей аргументирован-ной речи и учитываю интересы и потребности данной аудитории.

Я стараюсь думать об аудитории при выстраивании аргументации, но часто мои доводы не соответствуют интересам и потребностям данной аудитории.

Я не думаю об интересах или потребностях аудитории, когда
я формулирую аргументацию.

Противоположная точка зрения

Я прогнозирую, какие вопросы могут быть в аудитории среди тех, кто не согласен с моей позицией и включаю в свою аргументацию разъяснения и ответы по этим вопросам.

Я объясняю, в чем неверность тех позиций, с которыми я не согласен.

Иногда я не отвечаю по тем пунктам, с которыми со мной не соглашаются в моей аргументиро-ванной речи.

Я не комментирую позиции, с которыми я не согласен в своей аргументации.

Коммуникация

Я четко и основательно описываю свою позицию и доказательства, обосновывающие ее.

Я составляю свою аргументацию, чтобы моя деятельность в проекте была эффективной.

С помощью посторонних я составляю аргументацию, но она может быть путанной и не очень ясно выраженной.

Моя аргументация запутанная и не убеждает аудиторию в правильности моей позиции.

Ссылки

Я корректно ссылаюсь на ресурсы, когда использую информацию найденную другими.

Обычно я корректно цитирую и ссылаюсь на ресурсы.

Иногда я забываю ссылаться на ресурсы или не  точно оформляю на них ссылки.

Я не ссылаюсь на ресурсы или оформляю их не точно.

п/п

Параметры оценивания

 1 группа

2 группа 

3 группа 

4 группа

 1.

 Актуальность выбранной темы

 

 

 

 2.

 Глубина раскрытия темы

 

 

 

 3.

 Практическая ценность проекта

 

 

 

 4.

 Композиционная стройность

 

 

 

 5.

Логика изложения

 

 

 

 6.

 Соответствие плану

 

 

 

 7.

 Обоснованность выводов

 

 

 

 8.

 Правильность и грамотность оформления

 

 

 

 9.

 Аккуратность и дизайн оформления

 

 

 

10.

Самостоятельность при выполнении работы

 

 

 

11.

Использование собственных (авторских) материалов

 

 

 

12.

Содержательность приложения

 

 

 

13.

Источники и полнота их использования

 

 

 

14.

Сценарий защиты (логика изложения)

 

 

 

15.

Грамотное построение доклада

 

 

 

16.

Умение изложить самое интересное и ценное

 

 

 

17.

Владение материалом

 

 

 

18.

Умение отвечать на вопросы

 

 

 

19.

Умение защищать свою точку зрения

 

 

 

20.

Владение аудиторией при защите

 

 

 

21.

Итоговая оценка

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...