Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе (план-конспект) по теме "Подготовка к изложению"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока русского языка (план-конспект) в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к изложению»
Тип урока – урок развития речи
(материал рассчитан на 2 урока : первый урок – подготовка к изложению ,
второй урок – написание изложения )
Технологии- технология развивающего обучения
технология критического мышления через чтение и письмо
Формы работы- индивидуальная
фронтальная
парная
групповая
Методы : проблемное обучение
проблемный вопрос
проблемная ситуация
проблемный диалог
Компетенции .
Учебно- познавательная : планирование познавательной деятельности, действие по плану , переработка и использование информации для решения учебных задач.
Информационная : извлечение и обработка информации , передача информации в указанной форме.
Коммуникативная : устная коммуникация ( монолог , диалог ), письменная коммуникация ( чтение , создание текста ), продуктивная коммуникация (работа в парах , групповая и др. )
Задачи урока :
Личностные результаты :
формирование положительной мотивации к обучению,
готовности свободного выражения мыслей
Метапредметные :
а ) познавательные УУД : закрепление умения представлять информацию , развитие творческих способностей
б) регулятивные УУД : умение анализировать , обобщать информацию, строить текст
в )коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем , одноклассниками , участвовать в общей беседе , соблюдать правила речевого поведения,планировать ситуации сотрудничества.
Предметные :
формирование навыка устной и письменной речи , отработка навыка орфографической и пунктуационной зоркости.
Предполагаемый результат - на втором уроке учащиеся смогут написать изложение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
Межпредметные связи – русский язык - литература
В 5 классе был проведён урок развития речи по теме « Подготовка к изложению» на материале текста журналиста В. М.Пескова. Это был один из уроков в системе развития речи.
Работая с текстом упражнения ,учащиеся определяли стиль ,тип речи,основную мысль,выбирали нужное заглавие,составляли план,используя наводящие вопросы, анализировали авторскую позицию.
Интересным моментом урока был рассказ о журналисте В.М.Пескове,работа с раздаточным материалом по его статьям и фотографиям, представление книг. Всё это способствовало выработке умения определять авторское отношение к описываемому.
Данный приём является ценным,т.к. учит наблюдению над словом художественного произведения и готовит к глубокому анализу текста.
Умению видеть главное в тексте способствуют такие вопросы: «Какими словами передаётся стремительность движения оленя ?» и др.
Урок развития речи достиг своей цели.На каждый ответ учащиеся дают развёрнутый ответ,аргументируя свою позицию.Об этом свидетельствует и пересказ текста.
В целях формирования навыка грамотного письма была проведена предупредительная работа по отработке орфографических и пунктуационных навыков.
В течение всего урока велась работа по развитию речи,формированию навыка грамотного письма и воспитанию познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Подготовка к изложению
Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному
тексту
2.развивать навыки связной устной и письменной речи
3. способствовать формированию читательского интереса ,
воспитывать любовь к природе
1.Орг.момент.Целеполагание.
-Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения . Попытаемся сформулировать тему нашего урока.
-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.
2. Мотивация к учебной деятельности
Какие умения мы должны показать?
-умение пересказывать текст
определять основную мысль текста
выделять части
составлять план
излагать текст с использованием изобразительно- выразительных средств
грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации
и др.
(используются групповые формы работы)
2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:
- дать определение текста
-назвать изученные стили речи
-назвать известные вам типы речи
(используются групповые формы работы)
3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)
Не спешил убегать,опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.
(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)
4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.
/
Сливовый
- Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.
-Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.
- Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.
5.Работа с текстом
Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.
Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.
Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М., «Просвещение» , с.112,упр.243)
-Доказать ,что это текст.
-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой.
-Определить стиль речи.
-Стиль художественный.
-Определить тип речи.
-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование
-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:
Встреча в лесу
Странная встреча в лесу.
-Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».
-Почему автор называет эту встречу странной?
-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.
-Почему автор обращает внимание на появление сойки?
-А это в лесу сигнал : опасность.
-Какими словами показана стремительность движения оленя?
-«сорвал с места оленя», «мелькнуло тело оленя».
6.Словарно - орфографическая работа.
а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?
б) Как вы понимаете слово неясность?
7.Наблюдение над выражением авторского отношения
-Что вы можете сказать об авторе этого текста?
-Автор любит природу,очень хорошо знает её. Это внимательный и наблюдательный человек.
-В каком предложении описывается состояние автора?
-Я почти не дышал, не шевелился.
- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с
оленем?
8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.
В.М.Песков – известный журналист, писатель, фотокорреспонден . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу «В мире животных».
С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.
У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.
Представление книг В.М.Пескова .
9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).
-Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.
(несколько минут даётся на уроке для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.
(Фотографии демонстрируются на доску, материал статей выборочно читается).
10. Составление плана
-Вопросы,помогающие определить основную мысль каждой части:
В чём странность встречи?
Какой сигнал подала сойка?
Что знал лес по этому крику?
( Используя эти вопросы, составляем план )
План.
1.Олень не спешил убегать.
2.Сигнал опасности.
3.Что-то случилось.
11.Пересказ по плану.
12. Рефлексия.
Какое настроение у вас сейчас?
Что интересного мы узнали о жизни природы?
Где ваши знания пригодятся?
Благодарю вас за урок и интересные ответы.
- Контроль знаний.
Написание изложения.(на втором уроке )
( Перед написанием изложения устно проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :
1 вариант: найти в тексте сложные предложения, прочитать их и объяснить знаки препинания;
2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами, прочитать их и объяснить знаки препинания ).
14. Информация о домашнем задании.
Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные статьи из рубрики «Окно в природу». На следующем уроке поделиться впечатлениями, используя сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...
Методическая разработка урока по русскому языку "Подготовка к изложению по вопросам".
Занятие разработано для обучающихся 5 класса....
Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»
Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...