Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе (план-конспект) по теме "Подготовка к изложению"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методическая разработка урока русского языка (план-конспект) в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к изложению»

                        Тип урока – урок развития речи

(материал рассчитан на 2 урока : первый урок – подготовка к изложению ,

второй урок – написание изложения )

Технологии- технология развивающего обучения

                       технология критического мышления через чтение и письмо

Формы работы- индивидуальная

                            фронтальная

                             парная

                            групповая

Методы : проблемное обучение              

                 проблемный вопрос

                 проблемная ситуация

                 проблемный диалог

Компетенции .

Учебно- познавательная : планирование познавательной деятельности, действие по плану , переработка и использование информации для решения учебных задач.

Информационная : извлечение и обработка информации , передача информации в указанной форме.

Коммуникативная : устная коммуникация ( монолог , диалог ), письменная коммуникация ( чтение , создание текста ), продуктивная коммуникация  (работа в парах , групповая и др. )

Задачи урока  :

Личностные результаты :

формирование положительной  мотивации к обучению,

готовности свободного выражения мыслей

Метапредметные :

а ) познавательные УУД : закрепление  умения представлять информацию , развитие творческих способностей

б) регулятивные УУД :  умение анализировать , обобщать информацию, строить текст

в )коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем , одноклассниками , участвовать в общей беседе , соблюдать правила речевого поведения,планировать ситуации сотрудничества.

Предметные :

  формирование навыка устной и письменной речи , отработка  навыка орфографической и пунктуационной зоркости.

Предполагаемый результат - на втором уроке учащиеся   смогут написать изложение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

Межпредметные связи – русский язык - литература 

В 5 классе был проведён урок развития речи по теме « Подготовка к изложению» на материале текста  журналиста В. М.Пескова. Это был один из уроков в системе развития речи.

Работая с текстом  упражнения ,учащиеся определяли стиль ,тип речи,основную мысль,выбирали нужное заглавие,составляли план,используя наводящие вопросы, анализировали авторскую позицию.

Интересным моментом урока был рассказ  о журналисте В.М.Пескове,работа с раздаточным материалом по его статьям  и фотографиям, представление книг. Всё это способствовало выработке умения определять авторское отношение к описываемому.

Данный приём является ценным,т.к. учит наблюдению над словом художественного произведения и готовит к глубокому анализу текста.

Умению видеть главное в тексте способствуют такие вопросы: «Какими словами передаётся стремительность движения оленя ?» и др.

Урок развития речи достиг своей цели.На каждый ответ учащиеся дают развёрнутый ответ,аргументируя свою позицию.Об этом свидетельствует и пересказ текста.

В целях формирования навыка грамотного письма была проведена предупредительная работа по отработке орфографических и  пунктуационных  навыков.

В течение всего урока велась работа по развитию речи,формированию навыка грамотного письма и воспитанию познавательного интереса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока : Подготовка к изложению

    Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному        

              тексту         

            2.развивать навыки связной устной и письменной речи         

            3. способствовать формированию  читательского интереса , 

                     воспитывать любовь к природе

1.Орг.момент.Целеполагание.

 -Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения .      Попытаемся сформулировать тему нашего урока.

-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.

2. Мотивация к учебной деятельности

 Какие умения мы должны показать?

     -умение  пересказывать текст

                     определять основную мысль текста

                     выделять части

                     составлять план

                     излагать текст с использованием изобразительно- выразительных            средств

                    грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации

       и др.

          (используются групповые формы  работы)

     

2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:

- дать определение текста

-назвать изученные стили речи

-назвать известные  вам типы речи

 (используются  групповые формы работы)

3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)

Не спешил убегать,опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.

(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)

   

4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.

                           /

                      Сливовый

         - Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.

    -Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.

     - Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.

5.Работа с текстом

Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.

   Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и  замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.

    Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.

  Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М.,  «Просвещение» , с.112,упр.243)

-Доказать ,что это текст.

-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически  и объединены общей темой.

-Определить стиль речи.

-Стиль художественный.

-Определить тип речи.

-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование

-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:

                      Встреча в лесу

                     Странная встреча в лесу.

-Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».

-Почему автор называет эту встречу странной?

-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.

-Почему автор обращает внимание на появление сойки?

-А это в лесу сигнал : опасность.

-Какими словами показана стремительность движения оленя?

-«сорвал с места  оленя», «мелькнуло тело оленя».

6.Словарно - орфографическая работа.

 а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?

  б) Как вы понимаете слово неясность?

7.Наблюдение над выражением авторского отношения

-Что вы можете сказать об авторе этого текста?

-Автор любит природу,очень хорошо знает её. Это внимательный и наблюдательный человек.

-В каком предложении описывается  состояние автора?

-Я почти не дышал, не шевелился.

- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с

оленем?

8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.

В.М.Песков – известный журналист, писатель, фотокорреспонден . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу  «В мире животных».

   С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы  его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.

У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.

 Представление книг  В.М.Пескова .

                            https://lh5.googleusercontent.com/7aTMl05aDseuKZck7nq161OOxzS9sN85IRged2vLTQB6NFWXDz7l7deCLBlDuDOyq1Fp89mE3Uro_lrHK-GmZ_RR4lL5IhNStaLNd6Pu2Xi3EvsHsXT5JZ5NWRnCzwsB_norH8ycRQZbGFSw                            Окно в природу. Книга 3       

9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).

-Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.

(несколько минут даётся на уроке  для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.

(Фотографии демонстрируются на доску, материал статей выборочно читается).

10. Составление плана

-Вопросы,помогающие определить основную мысль каждой части:

          В чём странность встречи?

          Какой сигнал подала сойка?

         Что знал лес по этому крику?

( Используя эти вопросы, составляем план )

          План.

1.Олень не спешил убегать.

2.Сигнал опасности.

3.Что-то случилось.

11.Пересказ по плану.

 12. Рефлексия.

Какое настроение у вас сейчас?

Что интересного мы узнали о жизни  природы?

Где ваши знания пригодятся?

Благодарю вас за урок и интересные ответы.

  1. Контроль знаний.

Написание изложения.(на втором уроке )

     ( Перед написанием изложения   устно  проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :

1 вариант: найти в тексте сложные предложения, прочитать их и объяснить знаки препинания;

2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами, прочитать их и объяснить знаки препинания ).

14. Информация о домашнем задании.

  Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные  статьи из рубрики «Окно в природу». На следующем  уроке  поделиться впечатлениями, используя  сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»

Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...