Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Королева Ирина Михайловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по ФГОС

5-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota._kursy_fgos_371_shk._koroleva_im.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

5-й класс

Тема урока: «Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: повторить правописание безударных гласных в корне слова; закрепить умения правильно выделять морфемы в слове, находить ударения, подбирать однокоренные слова, пользоваться словарями; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Технологии:

                     - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

                     - обучение умению обоснованно развертывать суждение, самостоятельно подбирать конкретные примеры;

                     - обучение публичным выступлениям, умение работать в группах.

                     - игровые технологии.      

Формы организации деятельности:  закрепление и развитие знаний, развитие речи.

Опорные понятия: «орфография», «орфограмма», «орфоэпия», « корень слова», «однокоренные слова», «лексическое значение слова».                    

Новые понятия: «морфемика», «морфема», «морфемный разбор», «корни-омофоны».

 Межпредметные связи:

                     - русский язык – литература  (во всех литературных произведениях встречаются слова с безударной гласной в корне слова);

                     - русский язык – история («устаревшая» лексика как часть современного русского языка, в которой встречаются архаичные корни);

                     - русский язык – топонимика (названия населенных пунктов, улиц, в которых встречаются слова с безударной гласной в корне      

                     слова; связь топонимики с историей страны).

Образовательные ресурсы:

                      - электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

                      - сайт ФИПИ;                        

                      - справочники и пособия, созданные ФИПИ.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

(зависит от целевой установки, типа и структуры урока)

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Создает рабочую обстановку, привлекает учащихся к открытию новых знаний

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Погружаются в рабочую атмосферу. Настраиваются на продуктивную деятельность

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание, ради чего осуществляется учение;

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности;

Познавательные: готовность к получению новых знаний;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

На примере предложенного текста в качестве домашнего задания проверяется умение отличать данную орфограмму от других видов орфограмм.

.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

Диктант «По следам выполненных упражнений» с заданием: графически обозначить данную орфограмму».

Личностные: осознание необходимости данной работы;

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению трудностей;

Познавательные: общеучебные:поиск и выделение необходимой информации;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Языковая игра «Найди лишнее слово в каждом ряду», в которой все слова каждого ряда будут с безударной гласной, а одно слово на другую орфограмму.

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.

Пытаются сформулировать тему урока, опираясь на полученные результаты игры.

Личностные: осознание учащимся в необходимости получения данных знаний;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; 

Коммуникативные: постановка вопросов для совместного поиска и сбора информации;

Познавательные: общеучебные:выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Логические: восполнение недостающих компонентов.

Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Организует работу по подбору не только родственных слов, но и показу системных связей, существующих в языке между корнями различных частей речи.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

Работа по составлению собственной таблицы, включающей словосочетания со словами, в составе которых есть корни-омофоны, например: запевать песню – запивать лекарство, поседеть от горя – посидеть на лавочке, слезать с лестницы – слизать сметану, развевающееся знамя – развивающееся государство  и т.д.

Личностные: смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется;

Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата; 

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретной ситуации; моделирование результата; смысловое чтение; 

Логические: структурирование фактов, построение логической цепи рассуждения, доказательство: 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

 Обращает внимание учащихся на единообразное произношение корней, но разное их написание в зависимости от лексического значения слова.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Выполнение морфемного разбора слов с корнями-омофонами, самостоятельное формулирование на данных примерах орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Личностные: понимание учащимся значения данной деятельности;

Регулятивные: контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с законным эталоном для обнаружения отклонений от него;

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний

Знакомит с графическим обозначением орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», предлагает ответить на вопросы:

1.Почему обязательно нужно поставить ударение в слове?

2.Как графически обозначается данная орфограмма?

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Игра «Кто больше?» (каждая колонка учащихся подбирает слова с частотными корнями: -сад-, -вод-(существительные) и -вод- (глагол), -нос- (существительное) и нос-(глагол), -зем-/-земл- и т.д.

После этого на экране учащиеся проверяют получившиеся варианты и выявляют «колонку-победителя», где оказалось больше всего правильно записанных слов.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этических позиций;

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение; методов информационного поиска, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях

Задаёт вопросы: 1. В каком городе мы живём? (Санкт-Петербург); 2. Какие другие названия имел город? (Петроград, Ленинград); 3. Какие закономерности с точки зрения орфографии вы нашли в названиях нашего города?

Самостоятельная / групповая работа

Ответ на вопрос № 3; самостоятельный подбор названий городов, где орфография слова связана с данной орфограммой, например: Волгоград, Днепропетровск, Северодвинск, Зеленогорск и т.д.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция в случае расхождения ожидаемого результата и того, что получилось;

Личностные: оценивание результатов учебной деятельности;

Познавательные: общеучебные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах,  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей;  решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Дает творческое задание: создать мини-текст на тему «Я и мой город», используя как можно больше слов на данную орфограмму.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Создают свой мини-текст на тему «Я и мой город», используя как можно больше слов на данную орфограмму. Обсуждают получившиеся тексты, выявляя сложности в подборе слов на изученную орфограмму, так как лексический запас пятиклассников невелик, и им бывает трудно подобрать проверочное слово.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся

Предлагает учащимся из рассказа И.С.Тургенева «Муму» выписать слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова» на тему «Жизнь в доме барыни» и ответить на вопрос: «Как данные слова помогают понять содержание произведения?»

Анализируют и выявляют степень готовности

Вспоминают содержание произведения, так как оно было в списке книг для чтения летом и убеждаются в том, что они могут выполнить данное задание.

Личностные:  осмысление предложенного задания;

Регулятивные: оценивание качества и уровня своей подготовки

Коммуникативные:  прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: закрепление умения грамотно строить свое высказывание в письменной форме речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....

Проверочная работа по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова" для учащихся 5-х классов

Задания проверочной работы включают: подбор недостающих букв, однокоренных слов, являющихся другой частью речи, подбор проверочных слов и др....

Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...