Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по ФГОС
5-й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnaya_rabota._kursy_fgos_371_shk._koroleva_im.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
5-й класс
Тема урока: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: повторить правописание безударных гласных в корне слова; закрепить умения правильно выделять морфемы в слове, находить ударения, подбирать однокоренные слова, пользоваться словарями; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Технологии:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- обучение умению обоснованно развертывать суждение, самостоятельно подбирать конкретные примеры;
- обучение публичным выступлениям, умение работать в группах.
- игровые технологии.
Формы организации деятельности: закрепление и развитие знаний, развитие речи.
Опорные понятия: «орфография», «орфограмма», «орфоэпия», « корень слова», «однокоренные слова», «лексическое значение слова».
Новые понятия: «морфемика», «морфема», «морфемный разбор», «корни-омофоны».
Межпредметные связи:
- русский язык – литература (во всех литературных произведениях встречаются слова с безударной гласной в корне слова);
- русский язык – история («устаревшая» лексика как часть современного русского языка, в которой встречаются архаичные корни);
- русский язык – топонимика (названия населенных пунктов, улиц, в которых встречаются слова с безударной гласной в корне
слова; связь топонимики с историей страны).
Образовательные ресурсы:
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
- сайт ФИПИ;
- справочники и пособия, созданные ФИПИ.
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД (зависит от целевой установки, типа и структуры урока) |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Создает рабочую обстановку, привлекает учащихся к открытию новых знаний | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Погружаются в рабочую атмосферу. Настраиваются на продуктивную деятельность | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание, ради чего осуществляется учение; Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности; Познавательные: готовность к получению новых знаний; Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. На примере предложенного текста в качестве домашнего задания проверяется умение отличать данную орфограмму от других видов орфограмм. . | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Диктант «По следам выполненных упражнений» с заданием: графически обозначить данную орфограмму». | Личностные: осознание необходимости данной работы; Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению трудностей; Познавательные: общеучебные:поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Языковая игра «Найди лишнее слово в каждом ряду», в которой все слова каждого ряда будут с безударной гласной, а одно слово на другую орфограмму. | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Пытаются сформулировать тему урока, опираясь на полученные результаты игры. | Личностные: осознание учащимся в необходимости получения данных знаний; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: постановка вопросов для совместного поиска и сбора информации; Познавательные: общеучебные:выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Логические: восполнение недостающих компонентов. |
Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Организует работу по подбору не только родственных слов, но и показу системных связей, существующих в языке между корнями различных частей речи. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию. Работа по составлению собственной таблицы, включающей словосочетания со словами, в составе которых есть корни-омофоны, например: запевать песню – запивать лекарство, поседеть от горя – посидеть на лавочке, слезать с лестницы – слизать сметану, развевающееся знамя – развивающееся государство и т.д. | Личностные: смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется; Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретной ситуации; моделирование результата; смысловое чтение; Логические: структурирование фактов, построение логической цепи рассуждения, доказательство: Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Обращает внимание учащихся на единообразное произношение корней, но разное их написание в зависимости от лексического значения слова. | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Выполнение морфемного разбора слов с корнями-омофонами, самостоятельное формулирование на данных примерах орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова». | Личностные: понимание учащимся значения данной деятельности; Регулятивные: контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с законным эталоном для обнаружения отклонений от него; Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний Знакомит с графическим обозначением орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», предлагает ответить на вопросы: 1.Почему обязательно нужно поставить ударение в слове? 2.Как графически обозначается данная орфограмма? | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Игра «Кто больше?» (каждая колонка учащихся подбирает слова с частотными корнями: -сад-, -вод-(существительные) и -вод- (глагол), -нос- (существительное) и нос-(глагол), -зем-/-земл- и т.д. После этого на экране учащиеся проверяют получившиеся варианты и выявляют «колонку-победителя», где оказалось больше всего правильно записанных слов. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этических позиций; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение; методов информационного поиска, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях Задаёт вопросы: 1. В каком городе мы живём? (Санкт-Петербург); 2. Какие другие названия имел город? (Петроград, Ленинград); 3. Какие закономерности с точки зрения орфографии вы нашли в названиях нашего города? | Самостоятельная / групповая работа Ответ на вопрос № 3; самостоятельный подбор названий городов, где орфография слова связана с данной орфограммой, например: Волгоград, Днепропетровск, Северодвинск, Зеленогорск и т.д. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция в случае расхождения ожидаемого результата и того, что получилось; Личностные: оценивание результатов учебной деятельности; Познавательные: общеучебные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей; решение проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Дает творческое задание: создать мини-текст на тему «Я и мой город», используя как можно больше слов на данную орфограмму. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Создают свой мини-текст на тему «Я и мой город», используя как можно больше слов на данную орфограмму. Обсуждают получившиеся тексты, выявляя сложности в подборе слов на изученную орфограмму, так как лексический запас пятиклассников невелик, и им бывает трудно подобрать проверочное слово. | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания; Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся Предлагает учащимся из рассказа И.С.Тургенева «Муму» выписать слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова» на тему «Жизнь в доме барыни» и ответить на вопрос: «Как данные слова помогают понять содержание произведения?» | Анализируют и выявляют степень готовности Вспоминают содержание произведения, так как оно было в списке книг для чтения летом и убеждаются в том, что они могут выполнить данное задание. | Личностные: осмысление предложенного задания; Регулятивные: оценивание качества и уровня своей подготовки Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: закрепление умения грамотно строить свое высказывание в письменной форме речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".
Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....
Проверочная работа по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова" для учащихся 5-х классов
Задания проверочной работы включают: подбор недостающих букв, однокоренных слов, являющихся другой частью речи, подбор проверочных слов и др....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе...
Урок русского языка "Правописание проверяемых безударных гласные в корне слова".
Урок русского языка в 5 классе....
Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс
Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...
Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса
Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...