технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет _русский язык_____           Класс__5а_____________________

Урок № ___1______________      Дата_____13.04.2016_____________________________

Тема урока _Фразеологизмы. Фразеологические обороты.___

Цели урока_____ ____

Тип урока_____ урок объяснения нового материала _____________

Основные термины и понятия__фразеологизм, фразеологическая единица, фразеологический оборот, устойчивое сочетание слов

Оборудование ____интера.доска, компьютер, нетбуки, проектор, фразеологич.словари

Наглядность___мультимедийный ряд, детские рисунки________________________________________

Формы работы на уроке___групповая, фронтальная, индивидуальная______

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinaya_teh._karta_uroka.docx23.6 КБ
Файл listy_dlya_samostoyatelnoy_raboty.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет _русский язык_____           Класс__5а_____________________

Урок № ___1______________      Дата_____13.04.2016_____________________________

Тема урока _Фразеологизмы. Фразеологические обороты.___

Цели урока_____ ____

Тип урока_____ урок объяснения нового материала _____________

Основные термины и понятия__фразеологизм, фразеологическая единица, фразеологический оборот, устойчивое сочетание слов

Оборудование ____интера.доска, компьютер, нетбуки, проектор, фразеологич.словари

Наглядность___мультимедийный ряд, детские рисунки________________________________________

Формы работы на уроке___групповая, фронтальная, индивидуальная______

Этапы урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

учителя

учащихся

предметные

метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

личностные

1.

Мотивация

Вступительное слово.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь всё понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте.

Слушают учителя, участвуют в диалоге; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Положительное отношение к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

2. Актуализация

и пробное учебное действие

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы, строят понятные для

партнера высказывания

Ленгвистические термины

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают  вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

имеют мотивацию к учебной деятель

ности.

3. Целепола-гание и построе-

ние проекта выхода

из затруд-

нения

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.  Ну а теперь посмотрите на экран.

Определите тему и сформулируйте цели урока.

Выяснить, что такое фразеологизм.

Сформировать умения определять фразеологический оборот в тексте, объяснять его значение.

Формировать умения использовать фразеологизмы  в речи.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают инфор-мацию, осваивают лингвистические термины; читают и пере-

сказывают лингвистический

текст, работают с учебником и словарем.

Фразеологизм, его знач., умение ниходить его в тексте

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего

успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Предлагаю вам провести  лингвистическое исследование № 1 на материале стихотворения Владимира Суслова «Как работает слово». После прочтения найдите фразеологизмы со словом вода, сформулируйте определение фразеологизма.

А где можно найти значение фразеологического оборота? (Выслушивает ответы учащихся.) Конечно, в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость - сам фразеологический словарь.

4. Творческая

Практическая деятель-ность по реализации построенного проекта

- Спасибо, фразеологический словарь. Присаживайся к ребятам;

если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся

к тебе.

- Ребята, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем пользоваться словарем.

Лингвистическое исследование №2

Найдем во фразеологическом словаре информацию о происхождении фразеологизмов:

1 группа:                  3 группа:

- бить баклуши;       - куда глаз глядят;

без задних ног.         - как осиновый лист.

2 группа:              4 группа:

витать в облаках;   - коломенская верста; глаза разбегаются - обвести вокруг пальца.

Составьте предложения с понравившимся фразеологизмом.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите четвертый лишний фразеологизм

По какому принципу вы сгруппировали фразеологизмы и выявили лишний.

Результаты исследования

Работают с учебными пособиями; отвечают на вопросы, под руко-

водством педагога формулируют

правило

Умение работать со словарями

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Само-

тельная работа с взаимопроверкой по эталону

Мы приступаем к следующему этапу урока - решение лингвистических задач

1.Фразеологические загадки

 Составьте 3 фразеологические загадки (работайте в паре), выберите адресата

2. Найдите ошибочное толкование фразеологизмов (работайте в группе)

3. выписать фразеологизмы (индивидуальная работа). Взаимопроверка. Оценка.

За каждый правильно выписанный фразеологизм 1балл. Озвучить оценки.

4. Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним составьте предложение.

Записать у доски, синтаксический разбор.

5.Игра «Кто быстрее?»

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.

1. 14 29 26 10 15 1 33    3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10    20 1 15 20 1 13 1.

Ответ: мышиная возня; муки Тантала. 

Итоги решения лингвистических задач

Выполняют задания обучающей игры, отвечают на вопросы, выполняют самостоятельную работу, дают оценку отвечающему.

Умение работать со словарями, текстами

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

6. Включение в систему знаний

и повторение

Творческое задание от 7классников.

Индивидуальные задания.

Составьте памятку «Как нужно работать на уроке», используя фразеологизмы: набрать воды в рот; повесить нос; бить баклуши; взять  себя  в руки; ломать голову; зарубить  на носу; держать язык за зубами; хлопать ушами; ловить ворон.

Подберите фразеологизмы к видеофрагменту

Для всех: п. 65 (теория);

Задания на выбор:

1. Подготовить сообщение «История одного фразеологизма».

2. Нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения.

3. Выписать из басен И. А. Крылова 5 предложений с фразеологизмами.

Оценивают свои знания; передают толкование фразеологизмов, составляют фразеологизмы на тему

Составление фразеологизмов на заданную тему

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Понимают значение знаний для человека.

7. Рефлексия учебной деятельности

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Для чего нужно изучать фразеологизмы?

Дайте оценку нашей работе, выбрав одну из предложенных на вашем столе карточек.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных зун и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают сою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

приобретают мотивацию к процессу образования



Предварительный просмотр:

Лист для самостоятельной работы учени __________________________________________

Тринадцатое апреля.

Классная работа.

_____________________________________________________________________________

Этапы

урока

Содержание

Самооценка

2

Лингвистическое исследование № 1

- Найдите фразеологизмы со словом вода.

- Что такое фразеологический оборот?

В. Суслов «Как работает слово»

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду – то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! ты дело давай».
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах – то вода».

Лингвистическое исследование №2

Найдем во фразеологическом словаре информацию о происхождении фразеологизмов:

Составьте предложения с понравившимся фразеологизмом(устно).

Игра «Четвертый лишний»

Найдите четвертый лишний фразеологизм

По какому принципу вы сгруппировали фразеологизмы и выявили лишний.

3

Лингвистическая  задача № 1
(работайте в паре)

1Составьте 3 фразеологические загадки (работайте в паре), выберите адресата

3. Выписать фразеологизмы (индивидуальная работа).

Медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, сбивать с толку, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство.

Взаимопроверка.

За каждый правильно выписанный фразеологизм 1балл

4.Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним составьте предложение.

Сказки, неделя, бабушкины, засучив, году, без, петли, вязать, рукава.

5.Игра «Кто быстрее?»

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.

1. 14 29 26 10 15 1 33    3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10    20 1 15 20 1 13 1.

4

Творческое задание (по выбору)

1. Составьте памятку «Как нужно работать на уроке», используя фразеологизмы: набрать воды в рот; повесить нос; бить баклуши; взять  себя  в руки; ломать голову; зарубить  на носу; держать язык за зубами; хлопать ушами; ловить ворон.

2. Подберите фразеологизмы к видеофрагменту

Домашнее задание

Для всех: п. 65 (теория);

Задания на выбор:

1. Подготовить сообщение «История одного фразеологизма».

2. Нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения.

3. Выписать из басен И. А. Крылова 5 предложений с фразеологизмами.

5

Подводим итоги урока.

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Для чего нужно изучать фразеологизмы?

Дайте оценку нашей работе, выбрав одну из предложенных на вашем столе карточек.

Самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.

Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...