технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет _русский язык_____ Класс__5а_____________________
Урок № ___1______________ Дата_____13.04.2016_____________________________
Тема урока _Фразеологизмы. Фразеологические обороты.___
Цели урока_____ ____
Тип урока_____ урок объяснения нового материала _____________
Основные термины и понятия__фразеологизм, фразеологическая единица, фразеологический оборот, устойчивое сочетание слов
Оборудование ____интера.доска, компьютер, нетбуки, проектор, фразеологич.словари
Наглядность___мультимедийный ряд, детские рисунки________________________________________
Формы работы на уроке___групповая, фронтальная, индивидуальная______
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinaya_teh._karta_uroka.docx | 23.6 КБ |
listy_dlya_samostoyatelnoy_raboty.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет _русский язык_____ Класс__5а_____________________
Урок № ___1______________ Дата_____13.04.2016_____________________________
Тема урока _Фразеологизмы. Фразеологические обороты.___
Цели урока_____ ____
Тип урока_____ урок объяснения нового материала _____________
Основные термины и понятия__фразеологизм, фразеологическая единица, фразеологический оборот, устойчивое сочетание слов
Оборудование ____интера.доска, компьютер, нетбуки, проектор, фразеологич.словари
Наглядность___мультимедийный ряд, детские рисунки________________________________________
Формы работы на уроке___групповая, фронтальная, индивидуальная______
Этапы урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | |||
учителя | учащихся | предметные | метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | личностные | |
1. Мотивация | Вступительное слово. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. | Слушают учителя, участвуют в диалоге; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Положительное отношение к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | - Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Ленгвистические термины | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | имеют мотивацию к учебной деятель ности. |
3. Целепола-гание и построе- ние проекта выхода из затруд- нения | Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Ну а теперь посмотрите на экран. Определите тему и сформулируйте цели урока. Выяснить, что такое фразеологизм. Сформировать умения определять фразеологический оборот в тексте, объяснять его значение. Формировать умения использовать фразеологизмы в речи. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают инфор-мацию, осваивают лингвистические термины; читают и пере- сказывают лингвистический текст, работают с учебником и словарем. | Фразеологизм, его знач., умение ниходить его в тексте | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Предлагаю вам провести лингвистическое исследование № 1 на материале стихотворения Владимира Суслова «Как работает слово». После прочтения найдите фразеологизмы со словом вода, сформулируйте определение фразеологизма. А где можно найти значение фразеологического оборота? (Выслушивает ответы учащихся.) Конечно, в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость - сам фразеологический словарь. | |||||
4. Творческая Практическая деятель-ность по реализации построенного проекта | - Спасибо, фразеологический словарь. Присаживайся к ребятам; если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся к тебе. - Ребята, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем пользоваться словарем. Лингвистическое исследование №2 Найдем во фразеологическом словаре информацию о происхождении фразеологизмов: 1 группа: 3 группа: - бить баклуши; - куда глаз глядят; без задних ног. - как осиновый лист. 2 группа: 4 группа: витать в облаках; - коломенская верста; глаза разбегаются - обвести вокруг пальца. Составьте предложения с понравившимся фразеологизмом. Игра «Четвертый лишний» Найдите четвертый лишний фразеологизм По какому принципу вы сгруппировали фразеологизмы и выявили лишний. Результаты исследования | Работают с учебными пособиями; отвечают на вопросы, под руко- водством педагога формулируют правило | Умение работать со словарями | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Само- тельная работа с взаимопроверкой по эталону | Мы приступаем к следующему этапу урока - решение лингвистических задач 1.Фразеологические загадки Составьте 3 фразеологические загадки (работайте в паре), выберите адресата 2. Найдите ошибочное толкование фразеологизмов (работайте в группе) 3. выписать фразеологизмы (индивидуальная работа). Взаимопроверка. Оценка. За каждый правильно выписанный фразеологизм 1балл. Озвучить оценки. 4. Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним составьте предложение. Записать у доски, синтаксический разбор. 5.Игра «Кто быстрее?» Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы. 1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33. Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Итоги решения лингвистических задач | Выполняют задания обучающей игры, отвечают на вопросы, выполняют самостоятельную работу, дают оценку отвечающему. | Умение работать со словарями, текстами | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся |
6. Включение в систему знаний и повторение | Творческое задание от 7классников. Индивидуальные задания. Составьте памятку «Как нужно работать на уроке», используя фразеологизмы: набрать воды в рот; повесить нос; бить баклуши; взять себя в руки; ломать голову; зарубить на носу; держать язык за зубами; хлопать ушами; ловить ворон. Подберите фразеологизмы к видеофрагменту Для всех: п. 65 (теория); Задания на выбор: 1. Подготовить сообщение «История одного фразеологизма». 2. Нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения. 3. Выписать из басен И. А. Крылова 5 предложений с фразеологизмами. | Оценивают свои знания; передают толкование фразеологизмов, составляют фразеологизмы на тему | Составление фразеологизмов на заданную тему | Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Понимают значение знаний для человека. |
7. Рефлексия учебной деятельности | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Для чего нужно изучать фразеологизмы? Дайте оценку нашей работе, выбрав одну из предложенных на вашем столе карточек. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных зун и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают сою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | приобретают мотивацию к процессу образования |
Предварительный просмотр:
Лист для самостоятельной работы учени __________________________________________
Тринадцатое апреля.
Классная работа.
_____________________________________________________________________________
Этапы урока | Содержание | Самооценка |
2 | Лингвистическое исследование № 1 - Найдите фразеологизмы со словом вода. - Что такое фразеологический оборот? В. Суслов «Как работает слово» Бывает частенько, что слово одно, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! | |
Лингвистическое исследование №2 Найдем во фразеологическом словаре информацию о происхождении фразеологизмов: Составьте предложения с понравившимся фразеологизмом(устно). Игра «Четвертый лишний» Найдите четвертый лишний фразеологизм По какому принципу вы сгруппировали фразеологизмы и выявили лишний. | ||
3 | Лингвистическая задача № 1 1Составьте 3 фразеологические загадки (работайте в паре), выберите адресата 3. Выписать фразеологизмы (индивидуальная работа). Медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, сбивать с толку, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство. Взаимопроверка. За каждый правильно выписанный фразеологизм 1балл 4.Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним составьте предложение. Сказки, неделя, бабушкины, засучив, году, без, петли, вязать, рукава. 5.Игра «Кто быстрее?» Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы. 1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33. | |
4 | Творческое задание (по выбору) 1. Составьте памятку «Как нужно работать на уроке», используя фразеологизмы: набрать воды в рот; повесить нос; бить баклуши; взять себя в руки; ломать голову; зарубить на носу; держать язык за зубами; хлопать ушами; ловить ворон. 2. Подберите фразеологизмы к видеофрагменту | |
Домашнее задание Для всех: п. 65 (теория); Задания на выбор: 1. Подготовить сообщение «История одного фразеологизма». 2. Нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения. 3. Выписать из басен И. А. Крылова 5 предложений с фразеологизмами. | ||
5 | Подводим итоги урока. Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Для чего нужно изучать фразеологизмы? Дайте оценку нашей работе, выбрав одну из предложенных на вашем столе карточек. | |
Самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.
Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...