Фразеологизмы 6 класс (технологическая карта урока)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ивашечкина Надежда Петровна
Представлен вариант технологической карты урока с учётом требований ФГОС. Урок разделён на этапы, также дано подробное описание УУД на каждом из периодов урока. Цель урока: формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи. Задачи урока: - знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова; - уметь давать толкование лексического значения фразеологизма, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_tehnologicheskaya_karta.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Соболева Надежда Петровна,

учитель русского языка и литературы первой категории

муниципального бюджетного учреждения

«Школа № 61»

Фразеологизмы

Технологическая карта  урока русского языка в 6  классе

Цель урока:

формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

- уметь давать толкование лексического значения фразеологизма, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Оборудование: телевизор, презентация по теме урока.

Учитель

Соболева Н.П.

Тема урока

Фразеологизмы.

Программное содержание

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

План изучения нового материала

1.Что такое фразеология и фразеологизм

2. Нахождение в тексте фразеологизма и объяснение его значения.

3. Работа со словарём.

Основные понятия

Фразеология, фразеологизм.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Работа в парах, по группам.

Технология

Информационно-коммуникативная

Оборудование урока

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.  6кл.  – М.: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал

Домашнее задание

  1. §29, упр.146
  2. Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание

урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Подготовка класса к работе.

Личностные ре

зультаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний

Разминка. Кроссворд.

Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока.

Кроссворд.

 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.

 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.

 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.

 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз.

 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.

 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.

 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.

 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия.

 9. Речь одного человека. Монолог.

 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.

 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.

12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология.

Какое слово получилось в результате? Фразеологизм.

Так какова же сегодня тема нашего урока? А какую цель мы можем перед собой поставить?

 Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём?

Самооценка «Линейка моих результатов».

1.Слайд  1, 2, 3.

Определение темы урока, постановка цели, задач  урока.

Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.

 

Работа в паре.

 Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов.

Формулируют тему и цель урока.

Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат.

 Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

3

2

3

Знакомство с новым материалом.

Сравнительный анализ двух предложений:

1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

2.Все работали усердно.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?

- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу.

Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом.

Определение синтаксической роли фразеологизмов

- Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении?

А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении.

Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника.

2. Слайд  4,5

Сравнение предложений, работа с фразеологизмами, определение синтаксической роли фразеологизмов в тексте.

3.Слайд 5

Определение фразеологизмов.

Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.

Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах.

Дают оценку деятельности одноклассников.

Читают определение, делают вывод.

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

4

Физминутка

Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

Предлагает учащимся выполнить задания физминутки.

Выполняют задания физминутки

2

5

Закрепление изученного материала

Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов.  (Группы «Альфа» и «Бета», «Омега», «Сигма» )

Задание: выразительно прочитайте  стихотворение В. Суслова, найдите  фразеологические обороты  и объясните их значение.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно,

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы праве сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А утки и гуси сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Самооценка «Линейка моих достижений»

4. Слайд 6. Работа в парах. Найди в стихотворении фразеологизмы, выпиши их в тетрадь.

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения

Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения.

Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка.

Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат.

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

13

Группа «Гамма», «Дельта».

Знакомство и работа с фразеологическим словарем

Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма.

  1. «Сизифов труд»
  2. «Бить баклуши»
  3.  «Медвежья услуга»
  4. «Заварить кашу»

Игра «Аплодисменты»

золотые руки - золотые зубы

медвежья берлога – медвежья услуга

сбивать с толку – сбивать с дерева

дрова разгорелись -  глаза разгорелись

горькая правда – горькое лекарство

приходить в школу – приходить в голову

«Кто быстрее?»

5.Слайд 6, 7,8

«Работа со словарём»

«Подбери синонимы»

«Найди антонимы»

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Работа в группах.

Знакомятся   с заданием, задают вопросы по выполнению заданий,  выполняют  задания.

Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом.

Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные результаты

Самоопределение

13

6

Подведение итогов

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  • Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

1.Слайд  11

Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся.

Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

5

6

Домашнее задание

  1. §29, упр.146
  2. Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию)

1.Слайд 12

Комментирует  домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).

Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...