Фразеологизмы 6 класс (технологическая карта урока)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_tehnologicheskaya_karta.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева Надежда Петровна,
учитель русского языка и литературы первой категории
муниципального бюджетного учреждения
«Школа № 61»
Фразеологизмы
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Цель урока:
формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи урока:
- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;
- уметь давать толкование лексического значения фразеологизма, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
Оборудование: телевизор, презентация по теме урока.
Учитель | Соболева Н.П. |
Тема урока | Фразеологизмы. |
Программное содержание | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. |
План изучения нового материала | 1.Что такое фразеология и фразеологизм 2. Нахождение в тексте фразеологизма и объяснение его значения. 3. Работа со словарём. |
Основные понятия | Фразеология, фразеологизм. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Работа в парах, по группам. |
Технология | Информационно-коммуникативная |
Оборудование урока | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6кл. – М.: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал |
Домашнее задание |
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Содержание урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) | |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку. | Подготовка класса к работе. Личностные ре зультаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 2 | |||
Актуализация знаний | Разминка. Кроссворд. Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока. Кроссворд. 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика. 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы. 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие. 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз. 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы. 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог. 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог. 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия. 9. Речь одного человека. Монолог. 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис. 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая. 12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология. Какое слово получилось в результате? Фразеологизм. Так какова же сегодня тема нашего урока? А какую цель мы можем перед собой поставить? Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? Самооценка «Линейка моих результатов». | 1.Слайд 1, 2, 3. Определение темы урока, постановка цели, задач урока. | Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.
| Работа в паре. Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов. Формулируют тему и цель урока. Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат. | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | 3 | ||
2 | ||||||||
3 | Знакомство с новым материалом. | Сравнительный анализ двух предложений: 1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока. 2.Все работали усердно. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? - Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом. Определение синтаксической роли фразеологизмов - Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении. Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника. | 2. Слайд 4,5 Сравнение предложений, работа с фразеологизмами, определение синтаксической роли фразеологизмов в тексте. 3.Слайд 5 Определение фразеологизмов. | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов. | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод. | Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | ||
4 | Физминутка | Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. | Предлагает учащимся выполнить задания физминутки. | Выполняют задания физминутки | 2 | |||
5 | Закрепление изученного материала | Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов. (Группы «Альфа» и «Бета», «Омега», «Сигма» ) Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно, Примеры тут можно найти без труда. Возьмем хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы праве сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет. А утки и гуси сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? Воды в рот набрал. Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Самооценка «Линейка моих достижений» | 4. Слайд 6. Работа в парах. Найди в стихотворении фразеологизмы, выпиши их в тетрадь. | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения. Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка. Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат. | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | 13 | |
Группа «Гамма», «Дельта». Знакомство и работа с фразеологическим словарем Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма.
Игра «Аплодисменты» золотые руки - золотые зубы медвежья берлога – медвежья услуга сбивать с толку – сбивать с дерева дрова разгорелись - глаза разгорелись горькая правда – горькое лекарство приходить в школу – приходить в голову «Кто быстрее?» | 5.Слайд 6, 7,8 «Работа со словарём» «Подбери синонимы» «Найди антонимы» | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания. Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение | 13 | |||
6 | Подведение итогов | Отвечают на вопросы:
Называют ключевые слова темы. | 1.Слайд 11 | Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. | Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности | 5 | |
6 | Домашнее задание |
| 1.Слайд 12 | Комментирует домашнее задание | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).
Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...