Программа внеурочной деятельности "Меткое слово русской речи"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Глубокое изучение фразеологии:от теории к практике. Пополнение активного словаря обучающихся фразеологическми оборотами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_vneurochnoy_deyatelnosti_metkoe_slovo_russkoy_rechi_1.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение г. Иркутска
Средняя образовательная школа № 5
Принята на заседании Утверждаю методического совета Директор ____________/ от «__» __2022 г. Протокол № ___2022 г. « » 2022г. |
Программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Меткое слово русской речи»
Возраст обучающихся: 14- 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель
Рыженкова И.Ю, учитель русского языка
и литера туры, первая квалификационная категория
Иркутск - 2022г.
Пояснительная записка
Школьная программа по русскому языку отводит немного времени на изучение фразеологии. Первые теоретические сведения ученики получают в 5-6 классе; в 8 классе некоторые вопросы фразеологии повторяются и сообщаются новые сведения (в разделе «Словосочетание и предложение»). Однако для того чтобы фразеологизмы вошли не только в пассивный словарь школьников, не только чтобы обучающие смогли справиться с данным заданием на ОГЭ, но и чтобы понимали смысл чужой речи, необходима постоянная работа как на уроках русского языка и литературы, так и во время внеклассных занятий.
Школьники используют сравнительно небольшое число фразеологических оборотов. Многие фразеологизмы, особенно книжные, учащимся подчас неизвестны; другие дети знают понаслышке, но объяснить их значение затрудняются. Поэтому школьники часто предпочитают обходиться без фразеологизмов, что заметно обедняет их речь и затрудняет понимание многих смыслов в литературе.
Овладение фразеологическим богатством русского языка, проникновение в сущность фразеологических оборотов, знакомство с их рождением в большой мере способствует повышению культуры речи учащихся, развивает их лингвистическое мышление, обостряет языковое чутьё и развивает общекультурные компетенции обучающихся.
Одной из интересных и действенных форм освоения русской фразеологии может стать фразеологический кружок для учеников 8-х классов, организованный и построенный как база для более серьёзного изучения этого раздела на уроках русского языка.
Ценность дополнительного образования по русскому языку заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников, прививает им любовь к русскому языку, помогает чувствовать живое слово, повышает интерес к урокам русского языка и литературы.
Учитель на занятиях кружка «Меткое русское слово» вводит учащихся в мир фразеологизмов, раскрывает перед детьми увлекательность работы с фразеологическими единицами.
Для изучения русской фразеологии в кружке предлагается шесть наиболее интересных и доступных учащимся тем, знакомство с которыми обеспечит выполнение поставленных перед кружком задач.
Увлекательность в работе кружка создаётся самим фразеологическим материалом, однако этого недостаточно. Глубокий и устойчивый интерес школьников к фразеологическому кружку обеспечат создание проблемных ситуаций, организация лингвистического поиска, умелая постановка вопросов для индивидуального или коллективного их разрешения, элементы конкурса, соревнования, разного рода творческие задания.
3
Нормативные основания и требования к внеурочной деятельности
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В. А. Горского.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
- Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014г. №1726-р)
- Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей."
4
Цели программы
Воспитательные: воспитание любви и уважения к русскому языку, патриотическое воспитание.
Образовательные: формирование и развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью, формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности.
Задачи:
- открыть перед учащимися неисчерпаемые возможности русского языка;
- значительно обогатить запас фразеологизмов в активном словаре учащихся, научить детей свободно владеть фразеологическими оборотами;
- выработать навыки фразеологического анализа в художественном тексте, являющегося компонентом общего языкового анализа литературного произведения;
- рассмотреть глубже некоторые теоретические вопросы фразеологии;
- установить и расширить связи русского языка с другими школьными предметами;
- научиться видеть и понимать фразеологизмы и использовать в своей речи.
Актуальность дополнительного образования по русскому языку заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников, прививает им любовь к русскому языку, помогает чувствовать живое меткое слово, повышает интерес к урокам русского языка и литературы.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей среднего школьного возраста. Весь процесс обучения построен по принципу от простого к сложному, в доступной для среднего школьного возраста форме;
- практическая целенаправленность — содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием речи учащихся, с культурой речи учащихся среднего школьного возраста;
- динамическое развитие и системность – содержание программы, цели и задачи обучения, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
- социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы требуют минимального использования дополнительных материальных средств, которые доступны практически каждой семье учащихся.
Отличительная особенность программы «Меткое русское слово»
заключается в том, что она предусматривает следующие пути активизации работы учащихся: язык рассматривается как система; школьникам показывается интересное в самом языке; используются тексты, как русской, так и современной русской литературы, ценные в образовательно-воспитательном отношении; учитывается уровень речевого и грамматического развития учащихся, при этом важно, чтобы задачи и упражнения, которые школьники будут выполнять, были немного трудноватыми, потому что преодоление трудностей всегда развивает у учащихся особый интерес к тому делу, которым они занимаются; всемерно поддерживается инициатива кружковцев; используются элементы проблемного обучения; применяются наглядные пособия ( картины, таблицы, рисунки, и др. ); материал преподносится в увлекательной форме; разнообразятся методы и приёмы работы с учащимися.
Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с обучающимися, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий, наполняемость групп).
Программа рассчитана на 1 год обучения и содержит 68 часов учебного времени. Предназначена для детей 14 – 15 лет.
Год | Количество часов | |
в неделю | в год | |
1 | 2 | 68 |
Основным местом организации и проведения кружка является школа, а организатором её – преподаватель русского языка и литературы. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой.
В работе кружка «Русская фразеология» применяются разнообразные формы учебных занятий:
- интегрированные занятия;
- лекции;
- практические занятия;
- фронтальные беседы;
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов:
- словесные методы (рассказ, беседа, лекция) применяются при формировании теоретических и фактических знаний, когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
- наглядные методы, такие как метод иллюстраций и метод демонстраций видеороликов, используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам;
- практические методы применяются для развития практических умений и
навыков;
- репродуктивные методы;
- проблемно-поисковые методы;
- индуктивные методы;
- дедуктивные методы;
- методы самостоятельной работы;
- методы стимулирования творческой деятельности.
Работа в кружке даёт возможность детям с разными интересами, с разным уровнем подготовленности заниматься вместе. Атмосфера неформального общения помогает решить воспитательные задачи: формирование и сплочение коллектива, чувства взаимовыручки, взаимопомощи, формирование личностных качеств, воспитание творческого отношения к делу.
Основное содержание программы
1.Введение.
Знакомство с планом работы. Знакомство с литературой по фразеологии, с фразеологическим материалом в толковых словарях.
2. Истоки русской фразеологии.
Сообщения о происхождении фразеологизмов. Сферы первоначального употребления оборотов. Обсуждение стилистических и эмоционально-оценочных особенностей фразеологизмов. Составление таблицы, классифицирующей фразеологизмы русского языка по их первоначальному употреблению. Подготовка докладов о значениях фразеологизмов.
3. Свойства фразеологизмов.
Выявление и осмысление идиоматичности фразеологических единиц. Сопоставление равных или близких по значению выражений из разных языков. Сравнение рассмотренных фразеологических оборотов и свободных словосочетаний. Проведение сопоставительного анализа фразеологизмов и омонимичных им свободных словосочетаний. Работа с рисунками, изображающими буквальный смысл слов в составе фразеологизма.
4. Тематические группы фразеологизмов.
Работа с известными фразеологизмами и знакомство с большим количеством новых фразеологических единиц. Выделение тематических групп фразеологизмов. Пополнение выделенных групп за счёт ранее известных школьникам выражений. Нахождение фразеологических оборотов той или иной группы в текстах. Разнесение по выделенным тематическим группам новых фразеологизмов. Выполнение упражнений на включение фразеологических единиц в текст, на замену слов и свободных словосочетаний в тексте фразеологизмами. Творческие задания: сочинение небольших юмористических и сатирических рассказов по опорным фразеологизмам, составление словесных портретов с использованием фразеологических оборотов той или иной группы.
5. Стилистическая характеристика фразеологизмов.
Анализ фразеологизмов с точки зрения их стилистической принадлежности. Знакомство и работа с новыми фразеологическими единицами разной стилистической соотнесённости. Составление предложений и текстов в заданном стиле, включая в них соответствующие фразеологизмы.
6. Стилистическое использование фразеологизмов.
Углубление понятий о фразеологизмах. Анализ крылатых слов и выражений. Синонимы-фразеологизмы, в структуру которых включается разговорная и грубо-просторечная лексика. Употребление фразеологизмов в разговорном стиле речи. Подбор синонимов- фразеологизмов с помощью «Школьного фразеологического словаря». Составление связных текстов на тему какой-либо пословицы с использованием фразеологизмов.
7. Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе.
Характеристика в тексте художественного или публицистического произведения отдельного фразеологизма. Роль фразеологизмов в целом произведении. Всесторонний анализ фразеологии художественного или публицистического текста.
8. Фразеология как средство языковой выразительности.
Подготовка и прослушивание докладов. Эмоциональная выразительность фразеологизмов. Фразеологизм как средство языковой экономии.
9. Заключительные занятия.
Подготовка и проведение различных мероприятий (игры, олимпиады, викторины, конкурсы, аукционы фразеологизмов, лото и домино с использованием «зримых» фразеологизмов). Итоговое занятие – «Фразеологический праздник». Оформление грамот и вымпелов для победителей и самых активных участников.
Учебный план
№п/п | Название темы | Количествово часов | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
Раздел 1 | ||||||
1. | Введение. | 1 | 1 | - | беседа | диагностика |
2. | Истоки русской фразеологии. | 10 | 3 | 7 | практикум | реферат |
3. | Свойства фразеологизмов. | 10 | 3 | 7 | Практикум Беседа практикум | реферат, доклад, творческие работы |
4. | Тематические группы фразеологизмов | 6 | 2 | 4 | Практикум лекция | самостоятельная работа, реферат, сообщение |
Раздел 2 | ||||||
1. | Стилистическая характеристика фразеологизмов. | 6 | 2 | 4 | практикум | практикум, самостоятельная работа |
2. | Стилистическое использование фразеологизмов. | 13 | 4 | 9 | практикум | сообщение, семинар, фразеологический эксперимент |
3. | Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе. | 6 | 2 | 4 | практикум | практикум, фразеологическая игра, конкурс, викторина |
4. | Фразеология как средство языковой выразительности. | 11 | 4 | 7 | практикум | проверочная работа |
5. | Заключительные занятия. | 7 | 3 | 4 | Исследование практикум | фразеологический праздник |
Итого: 68 часов
Использование программы «Меткое русское слово» направлено на достижение следующих результатов:
- повышение речевой культуры учащихся;
- развитие лингвистического мышления учащихся;
- формирование и сплочение коллектива;
- создание картотеки фразеологических оборотов.
Закончив занятия в кружке «Меткое слово русской речи», учащиеся должны знать:
- роль фразеологизмов в речи;
- специфику фразеологизмов;
- классификацию фразеологизмов.
-основные признаки фразеологизмов;
-группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям;
-способы образования фразеологизмов;
-функции фразеологизмов в речи;
-причины изменения фразеологического состава русского языка;
-основные фразеологические словари и справочники.
Учащиеся должны уметь:
- находить фразеологические обороты той или иной группы в различных текстах;
- классифицировать фразеологизмы по выделенным тематическим группам;
- умело и грамотно использовать фразеологизмы в речи;
- составлять предложения и небольшие тексты, включая в них соответствующие фразеологические обороты;
- сочинять тексты, выдержанные в одной стилистической тональности;
- работать с дополнительной литературой;
-определять синтаксическую роль фразеологизмов в предложении;
-в доступных случаях определять значения фразеологизмов;
-пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.
2.1. Календарно- тематический план
№п/п | Форма занятия | Кол-во часов | тема | Место проведения | Форма контроля | |
1. | Лекция | 1 | Введение. | кабинет | опрос | |
2. | лекция практикум | 3 | Истоки русской фразеологии. | кабинет | Доклады, сообщения | |
3. | практикум | 3 | Стилистические и эмоционально-оценочные особенности фразеологизмов. | кабинет | Составление предложений, рассказов с использованием рисунков | |
4. | практикум | 2 | Сферы первоначального употребления оборотов. | кабинет | проект | |
5. | лекция беседа | 2 | Происхождение фразеологизмов. | кабинет | Подготовка кратких сообщений и докладов по теме. | |
6. | Беседа практикум | 3 | Свойства фразеологизмов. | кабинет | Мастер-класс | |
7. | лекция практикум | 3 | Идиоматичность фразеологических единиц. | кабинет | Работа с рисунками | |
8. | лекция практикум | 4 | Фразеологические обороты и свободные словосочетания. | кабинет | анализа фразеологизмов и омонимичных им свободных словосочетаний. | |
9. | Беседа практикум | 3 | Тематические группы фразеологизмов. | кабинет | Сочинение,составление словесных портретов | |
10. | 3 | Выделение тематических групп фразеологизмов. | кабинет | Разнесение по выделенным тематическим группам новых фразеологизмов. | ||
11. | Беседа практикум | 3 | Стилистическая характеристика фразеологизмов. | кабинет | Составление предложений и текстов | |
12. | Беседа практикум | 3 | Фразеологические единицы разной стилистической отнесённости. | кабинет | Опрос, составление связных текстов | |
13. | практикум | 3 | Стилистическое использование фразеологизмов. | кабинет | Составление предложений и текстов в заданном стиле | |
14. | Лекция практикум | 4 | Употребление фразеологизмов в разговорном стиле речи. | кабинет | Составление диалогов с использованием фразеологизмов | |
15. | лекция практикум | 2 | Синонимы-фразеологизмы | кабинет | Подбор синонимов- фразеологизмов | |
16. | практикум | 2 | Крылатые слова и выражения. | 17.кабинет | Анализ крылатых слов и выражений. | |
17. | Беседа практикум | 2 | Разговорная и грубо-просторечная лексика. | кабинет | Творческие работы | |
18. | Беседа практикум | 3 | Фразеологизмы в художественной литературе. | кабинет | анализ фразеологии художественного текста | |
19. | лекция практикум | 3 | Фразеологизмы в публицистической литературе. | кабинет | анализ фразеологии публицистического текста | |
20. | лекция практикум | 3 | Фразеология как средство языковой выразительности. | кабинет | Мастер-класс | |
21. | лекция практикум | 4 | Эмоциональная выразительность фразеологизмов | Школьный двор | Подготовка и прослушивание докладов. | |
22. | лекция практикум | 4 | Фразеологизм как средство языковой экономии. | кабинет | проект | |
23. | практикум | 6 | Заключительные занятия. | кабинет | Подготовка и проведение игр, олимпиад, викторин, конкурсов, аукциона фразеологизмов, лото и домино с использованием « зримых » фразеологизмов. | |
24. | практикум | 1 | Итоговое занятие «Фразеологический праздник». | кабинет | Участие в празднике | |
68 | итого | |||||
Материально-техническое обеспечение
1. Просторные кабинеты с хорошим освещением.
2. Учебные столы и стулья.
3. Библиотека.
4. Компьютеры.
5. Мультимедийные проекторы.
6. Экраны.
7. Музыкальный центр.
8. Телевизор.
Дидактико – методическое обеспечение программы:
1. Подборка информации и справочной литературы.
2. Художественные произведения.
3. Сценарии мероприятий
4. Публицистические тексты.
5. Карточки.
Тексты для анализа взяты из произведений художественной литературы
Кривин Ф. «Загубленный талант», «Мечта», «Вечность», «Яблоко» и др.
Афоризмы Э. Кроткого
Фонвизин Д. И. «Недоросль»
Пушкин А. С. «Капитанская дочка»
Гоголь Н. В. «Ревизор»
Твардовский А. «Василий Тёркин»
Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки»
Маяковский В. «Хорошо», стихотворения
Федин К. «О Пушкине»
Полевой Б. «Дорогой товарищ» и др.
Литература для учащихся.
- Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1967
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.. Крылатые слова. М., 1969
- Максимов С.А.. Крылатые слова. М., 1955
- Вартанян Э.А.. Из жизни слов. М., 1973
- Вартанян Э.А.. Путешествие в слово. М., 1976
- Булатов М.А.. Крылатые слова. М., 1958
- Мокиенко В.М.. В глубь поговорки. М., 1975
- Жуков В.П.. Школьный Фразеологический словарь русского языка. М., 1978
- Шанский Н.М.. В мире слов. М., 1978
- Булатов М.А., Порудоминский В.. Собирал человек слова. Повесть о В.И. Дале. М., 1966
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., 1976
- Крестинская Т.П., Петров С.В.. Как пользоваться словом. М., 1968
- Откупщиков Ю.В.. К истокам слова. М., 1972
- Сахарный Л.В.. Как устроен наш язык? М., 1978
- Гвоздарёв Ю. А. Рассказы о русской фразеологии М., 1988
- Журавлёв А. П. Языковые игры на компьютере М., 1988
- Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика М., 1988
Литература для учителя.
- Абрамович И.В.. Об индивидуально-авторских преобразованиях фразеологизмов и отношении к ним фразеологического словаря. - В сб.: Проблемы фразеологии. М., 1964
- Бабкин А.И.. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970
- Гаврин С.Г.. Изучение фразеологии русского языка в школе. М., 1963
- Гвоздарев Ю.А.. Основы русского фразообразования. Ростов, 1977
- Ларин Б.А.. Очерки по фразеологии. О систематизации и методах исследования фразеологических материалов. - В кн.: История русского языка и общее языкознание. М., 1977
- Молотков А.И.. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977
- Шанский Н.М.. Деривация слов и фразеологических оборотов. К вопросу о сходстве и различии процессов словообразования и оборотообразования. - В сб.: Русское и славянское. М., 1972
- Дудников А.В.. Лексика и фразеология русского языка. Пособие для факультативных занятий в VII - VIII классах. М., 1970
- Шанский Н.М.. Лексикология современного русского языка. М., 1973
- Шанский Н.М.. Русский язык. Лексика. Словообразование. М., 1975
- Шанский Н.М.и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975
- Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980
- Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку М., 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"
Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе «От слова - к тексту».
Фаил содержит рабочую программу, рассчитанную на 34 часа в год для учащихся 8 классов. Данный курс поможет учащимся подготовиться у к успешной сдаче ГИА по русскому языку....