Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Расова Людмила Алексеевна

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-детский сад» пст. Заозерье

Рекомендовано экспертным советом                                           Утверждаю:____________

МБОУ «Школа-сад» пст. Заозерье                                       Директор МБОУ «школа-сад»

Протокол №    от                                                                  пст. Заозерье Куликов Н. И.

                                                                                                Протокол №       от    

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЖИВОЕ СЛОВО»

для обучающихся 7-х классов

  • Предмет – русский язык
  • Ступень образования – вторая
  • Класс – 7
  • Срок реализации программы – 1 год
  • Учитель – Расова Людмила Алексеевна

2017 год.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                      2 стр.
  2. Актуальность программы                                  3-4 стр.
  3. Место курса в учебном плане                            5-7 стр.
  4. Содержание программы                                     8-11 стр.
  5. Требования к уровню результатов освоения учащимися курса   12-13 с.
  6. Календарно- тематическое планирование                    14-23 стр.
  7. Материально-техническое обеспечение программы        24 стр.

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 7 классе.

Программа курса по внеурочной деятельности «Живое слово» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. №1654);

- примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

- методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные: 

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие: 

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные: 

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Место курса в учебном плане

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 7 классов предложен курс «Живое слово». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч. в неделю, 35 учебных недель.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - кружок.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).

За год (35 недель) – 35 занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: 

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

 - орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. 

Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Содержание программы

Организационное занятие. Дорога к письменности (1ч)

Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности». (1ч)

Раздел 1

Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) - 7 час

Тема 1. Язык – вековой труд поколений (2ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы.  Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) - 3 час.

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (1ч.)

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка.  Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (1ч.)

Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.)

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 9 ч.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Различай и отличай. (2 час.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Тема 4. Что в имени тебе моем? (2 ч.) Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 7ч.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Раздел 5

Речевой этикет -6ч.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)

Раздел 6

Итоговое занятие. (1ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

Требования к уровню результатов освоения учащимися курса

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия –УУД)

1

Организацион

ное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

1

Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкеты.

Беседа.

Метапредметные:

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания

Раздел 1

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) - 8 час.

2

Тема 1. Язык – вековой труд поколений

1.1. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

3

1

Составление   текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

Предметные: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему; с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова.

Метапредметные:

Коммуникативные:

формировать навыки работы в группе, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: применять методы информационного поиска; проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста.

Личностные:

формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности; к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

3

1.2 Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Составление словарной статьи.

4

1.3 Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».

1

Составление мини-сборника пословиц и поговорок.

Тема 2

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

1

5

2.1 Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

1

Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности; исследование художественных произведений.

Тема 3.Не все годится, что говорится.

2

6

3.1 Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?».

1

Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах.

7

3.2 «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи»,  «Динка».

1

Анализ текста. Работа в парах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения.

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

2

8

4.1 Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.  Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы».

1

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Предметные: научиться определять структуру и значение фразеологизмов

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и при работе со словарём.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

9

4.2.Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях. Защита проекта

«Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

1

Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»).

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.) - 3 часа

Тема 1. Каков человек, такова его и речь.

3

Предметные:

освоить алгоритм проведения фонетического разбора слов.

Метапредметные:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.

10

1.1Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.

1

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

11

1.2 Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета.

1

Составление орфоэпического словника для учеников.

12

1.3. Фонетический КВН.

1

Соревнования в знаниях.

Раздел 3

Загадки русского словообразования.

 (Морфемика. Словообразование. Этимология) - 9 час.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!»

3

Предметные: научиться применять алгоритм проверки орфограмм; составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемых темах.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова; в ходе конструирования текста на языковом материале.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

13

1.1 Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

1

Составление таблицы «Суффиксы существительных».

14

1.2 Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

15

1.3 Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.

Тема 2.  Различай и отличай.

2

16

2.1 Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках.  Коварная приставка С-.

1

Составление схемы-алгоритма; составление тестов.

17

2.2 Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

1

Выполнение тренировочных упражнений на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2

18

3.1 Командиры в корнях слова. Орфографичес

кое лото.

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

19

3.2 Проект «Кто командует корнями?»

1

Защита проекта

Тема 4. Что в имени тебе моем?

2

20

4.1 Устный журнал «История появления имён».

1

Овладение основными понятиями антропонимики.

Выполнение проекта о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

Составление словаря имён.

21

4.2 Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».

1

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) - 7 час.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4

Предметные: научиться производить устный и письменный морфологический разбор слова, анализировать текст.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфологических признаков слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

22

1.1Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

1

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

23

1.2 Мультимедий

ный урок «Употребление в речи существитель

ных, прилагательных, местоимений, числительных».

1

Конструирование и редактирование текста.

24

1.3 Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

1

Создание ребусов, защита проекта.

25

1.4 Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматичес

кий турнир «Узнай меня!».

 

1

Комплексный анализ текста.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна.

3

26

2.1 Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

1

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

Предметные: научиться составлять шарады, анаграммы и решать кроссворды и филологические задачи.

Метапредметные:

Коммуникативные:

планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности

27

2.2 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистичес

кие загадки. Лингвистичес

кие кроссворды.

1

Решение и составление метаграмм, анаграмм, лингвистических загадок, кроссвордов.

28

2.3 Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему.

1

Презентация.

Раздел 5

Речевой этикет - 6 час.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1

Предметные: научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания.

Метапредметные

Коммуникативные:

проявлять речевые действия-использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование навыков конструирования текста-рассуждения.

29

1.1 Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

Освоение общих правил телефонного разговора.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.

Тема 2. В многословии не без пустословия

2

30

2.1 Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.Видеообсужде

ние.

1

Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

31

2.2.Плеоназм. Скрытая тавтология.

1

Изучение   приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Тема 3. По речи узнают человека

3

32

3.1 Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1

Практическая отработка умений вести диалог, использование речевых поддержек в разговоре.

33

3.2 Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Проект «Этикетные слова моей семьи».

1

Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре. Защита проекта.

34

3.3 Лингвистический бой «Знатоки речи».

1

Разыгрывать ситуации.

Раздел 6  - 1 час.

35

Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

1

Демонстрация знаний учащихся. Защита проекта.

Итого часов:

35 ч.


Материально-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

  1. Библиотечный фонд

1

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2016.

1

2

Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2016.

1

  2.Печатные пособия

1

Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2015г.

1

2

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2014.

3

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2015г.

1

4

Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2016 г.

1

5

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2015.

1

6

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2016.

1

7

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,2014.

1

8

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.

1

9

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2015.

1

10

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2017.

1

11

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2015.

1

3. Технические средства обучения

1

 Компьютер

25

2

 Интерактивная доска

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"

Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе «От слова - к тексту».

Фаил содержит рабочую программу, рассчитанную на 34 часа в год для учащихся 8 классов. Данный курс поможет учащимся  подготовиться у  к успешной сдаче  ГИА по русскому языку....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сила слова"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса, УМК Разумовской М.М....