Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_k_taynam_slova_na_35_chasov.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
к общеобразовательной программе
основного общего образования ФГОС
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
г. Калининграда
средней общеобразовательной школы № 5
утверждено
приказом от 26.05.2017г, № 54
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«К тайнам слова»
в 5 классе
на 2017 -2018 учебный год
Разработана
учителем русского языка и литературы:
Свитиной Е.В.,I КК
г. Калининград 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии
- с п. 22 ст. 2; п.п. 1, 5 ст. 12; п. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2015/2016 учебный год»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении г. Калининграда средней общеобразовательной школе № 5;
- учебным планом основной общеобразовательной программы основного общего образования ФГОС ООО на 2017-2018 учебный год.
- Уставом МАОУ СОШ № 5.
Рабочая программа внеурочной деятельности является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденной приказом директора МАОУ СОШ № 5(далее –школа) от 28.05.2015г. № 43.
Рабочая программа реализуется в течение учебного года в объеме 35 часов , 1 час в неделю.
Курс направлен на достижение следующих целей:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма
обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
• признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследо-
вательской) деятельности;
• принцип учета возрастных особенностей учащихся;
• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
- Общая характеристика курса.
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 классов в возрасте 10-11 лет. У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 5-го класса. В пятом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. С приходом к разным учителям изменяются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Таким образом, программа направлена на развитие познавательного интереса к русскому языку, приобретение знаний и умений в составлении творческого проекта, развитию мотивации. Рабочая программа курса «К тайнам слова» разработана на основе авторской программы для 5–9 классов общеобразовательных учреждений «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы», разработанной Трунцевой Т.Н. кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры филологии ГБОУВПО МО «Академия социального управления».
Формы и режим занятий:
- урочная форма;
- консультации;
- круглые столы;
- самостоятельная работа;
- проектная работа.
3. Место предмета:
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает организацию учебного процесса обучения в объеме 1 часа в неделю в течение года у целого класса. Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления на-
циональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользо-
ваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные или письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая все нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Рефлексивные:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
- применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Учитель:
- сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;
- Создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности;
- Помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которой будет важно для самоактуализации самореализации учащегося;
- Создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов школьников.
Ученик:
- Становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;
- Реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения.
Формированию метапредметных результатов обучения (УУД) во внеурочной деятельности способствуют педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения: проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, саморазвития личности, игровые технологии обучения, обучение в сотрудничестве, информационные образовательные технологии.
Методическое и ресурсное обеспечение программы внеурочной деятельности
1.Лингвистические словари.
2. Компьютер
3. Интернет-материалы
Содержание программы «К тайнам слова»
№ | Тема | Количество аудиторных часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
1 | Что я умею, что могу? Формирование Творческой лаборатории пректирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология) | 1 | Познавательные УУД – проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия, анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативные УУД – участвуют в обсуждении содержания материала, учатся формулировать собственное мнение и позицию, осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные УУД – принимают и сохраняют учебную цель и задачи, осуществляют самоконтроль. Личностные УУД - действие смыслообразования, то есть установление обучащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. |
2 | Через тернии к звездам. Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. | 1 | |
3 | Эврика! Выбор эффективных форм решения задачи: Творческая мастерская юного исследователя художественного текста. | 1 | |
4 | Эврика! Творческая лаборатория работы с этимологическим словарём. | 1 | |
5 | Эврика! Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя. | 1 | |
6 | Имена вещей. Обучение умению пользоваться различными лингвистическими словарями. | 1 | |
7 | В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» | 1 | |
8 | В царстве смыслов много дорог. Игра «Грамматический аукцион» | 1 | |
9 | Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. | 1 | |
10 | Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова. Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слова». | 1 | |
11 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? Исследование художественных произведений С.Есенина, В. Маяковского. | 1 | |
12 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы» | 1 | |
13 | Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов. Работа с разными этимологическими и историческими словарями. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь» | 1 | |
14 | Об одном и том же разными словами. Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Индивидуальный проект: Составление тематических словариков синонимов («Описание осеннего леса», «Воспоминание о летнем дожде») Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений) | 1 | |
15 | Слова-антиподы. Беседа по стихотворению В.Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Груповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: Составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе»,» «Однажды утром») | 1 | |
16-18 | Ума палата, или О фразеологических оборотах. Понятие «фразеологический оборот». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Инсценирование запомнившихся фразеологизмов. | 3 | |
19 | Словари «чужих» слов. Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских» | 1 | |
20 | «Он весь свободы торжество» Языковые особенности произведений А.С.Пушкина. понятия «литературный язык», «народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С.Пушкина» | 1 | |
21 | Мы говорим его стихами. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Крылатые выражения в произведениях А.С Пушкина, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя» Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений) | 1 | |
22 | Слова уходящие. Понятия «архаизмы», «историзмы». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов» | 1 | |
23-24 | Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Способы образования паронимов и их виды. Игра «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов. | 2 | |
25-26 | Словарь-грамотей. Работа со словарной статьей орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Алиса в стране чудес», «Приключения Вити Малеева») Индивидуальный проект: устное лингвистическое рисование рисование с использование слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам. | 2 | |
27 | Научная этимология. Словарная статья этимологического словаря. Индивидуальные проекты: (с использованием этимологического словаря): «История происхождения слов «вол», «волк», «волынка»», «Родственные ли слова «запонка» и «запятая»?» | 1 | |
28 | Какие бывают имена? Понятие «ономастика». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование. | 1 | |
29-30 | Древнерусские имена. История образования древнерусских имен. Особенности древнерусских имен. История происхождения русских имен. Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» | 2 | |
31 | Отчество и фамилия. История появления отчеств и фамилий в русском языке. Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С.Михалкова). | 1 | |
32 | Времена года. Название месяцев. Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в древней Руси». Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала. | 1 | |
33 | О том, что мы носим. Коллективный проект: «Название некоторых предметов одежды» | 1 | |
34 | Растения – почему их так называют? Индивидуальный проект: «Название некоторых растений». Лингвистическая игра. | 1 | |
35 | Птицы и звери – почему их так называют? Коллективный проект: «Название некоторых животных». Инсценирование, устное иллюстрирование на лингвистическом материале. | 1 |
Перечень информационно-методических и материально-технических условий
1 п/п | Состав оборудования, входящего в модуль | Количественный состав | |
Педагог | Обучающиеся | ||
Русский язык: Методическое обеспечение | |||
1. | УМК «Русский язык» Разумовская М.М. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2015. | 1 | 12 |
2. | Даль В.В. Толковый словарь живого велико русского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1981 | 1 | 12 |
3. | Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2014 | 1 | 12 |
4 | Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка, М.: Дрофа, 2014 | 1 | 12 |
5. | Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981 | 1 | 12 |
6. | Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. | 1 | 12 |
7. | Баш Л.М. и др. Современный словарь иностранных слов, М.: Просвещение, 2005 | 1 | 12 |
8. | Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008 | 1 | 1 |
9. | Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград, 2009 | 1 | 1 |
10. | Загадки-шарадки. Ине только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2009 | 1 | 1 |
Русский язык: «Технические средства обучения» | |||
1. | Персональный компьютер с предусмотренным программным обеспечением | 1 | 1 |
2. | Интерактивный комплекс / доска | 1 | 1 |
3. | Проектор мультимедийный | 1 | 1 |
4. | Копировально-множительная техника | 1 | 1 |
5. | Стол учителя | 1 | 1 |
6. | Парты | 12 |
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
- Фронтальная / индивидуальная проверка выполненной работы.
- Устные выступления по заданным темам.
- Презентация индивидуального / группового проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»
В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5,7,9 класса(с блоками по функциональной грамотности")
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5,7,9 класса(с блоками по функциональной грамотности")...