Конспект урока, презентация по теме "Назывные предложения", 8 класс
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для обучения и распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничению главного члена назывного предложения и подлежащего двусоставного предложения, определению роли назывного предложения в художественном тексте (указание на место, время, место действия, фрагментарность воспоминаний, ремарка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 222.06 КБ |
konspekt.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделите тетрадь на два столбика. В левый запишите односоставные предложения, в правый – двусоставные. 1.Дорожки парка каждое утро посыпали песком. 2.Клюквы собирают поздней осенью. 3.Клюква – болотная ягода. 4.Хотелось бы мне с вами поговорить. 5.Ни души! 6.Не позволяй душе лениться! 7.Душа обязана трудиться. 8.А ты хватай её за плечи, учи и мучай дотемна… 9.Не уходи, побудь со мною… 10.Я вас любил.
Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы. ( С.Есенин )
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря! ( А.Фет )
Домашнее задание: № 28, упр.281, 282 (по выбору обучающихся)
Предварительный просмотр:
Тема: Назывные предложения
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для обучения и распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничению главного члена назывного предложения и подлежащего двусоставного предложения, определению роли назывного предложения в художественном тексте (указание на место, время, место действия, фрагментарность воспоминаний, ремарка)
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения, связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы и др.), выразить своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) | Метапредметные: Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приёмами отбора и систематизацией материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях. | Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объёмный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Образовательные ресурсы: русский язык 8 класс, технологические карты уроков, библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/548e431a-d6e5-473f-b678-2fc7a5d749fe?backUrl=%2F01%2F08%3Fterm%3D%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5 , презентация. | ||
Ключевые слова: грамматические признаки, грамматическая основа предложения, односоставное и двусоставное предложение, назывное предложение. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
1.Организация начала урока | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали. | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок | Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места. |
2.Актуализация опорных знаний Синтаксическая разминка | Слайд 2. - Разделите тетрадь на два столбика. В левый запишите односоставные предложения, в правый – двусоставные. 1.Дорожки парка каждое утро посыпали песком. 2.Клюквы собирают поздней осенью. 3.Клюква – болотная ягода. 4.Хотелось бы мне с вами поговорить. 5.Ни души! 6.Не позволяй душе лениться! 7.Душа обязана трудиться. 8.А ты хватай её за плечи, учи и мучай дотемна… 9.Не уходи, побудь со мною… 10.Я вас любил. | Один обучающийся выполняет задание у доски, остальные -в тетрадях. Записывают предложения, распределяя их по двум столбикам. Проверяют ошибки. | Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самоконтроля учебных действий. Осуществляют контроль и оценку действий. |
3.Работа по теме урока 1.Работа с теоретическим материалом 2.Самостоятельные наблюдения | - Проанализируйте примеры, данные на с.132 упр.280 учебника. Найдите двусоставные и односоставные предложения. В каких односоставных предложениях главный член – сказуемое, а в каких – подлежащее? В каких односоставных предложениях главный член выражен существительным в именительном падеже, а в каких – сочетанием существительного с числительных? Какое время выражается в этих предложениях? 1.С утра в саду поют скворцы. Весна. Совсем тепло. 2.Первое зимнее утро. Вся земля укрыта белым пушистым покрывалом. 3.Пять часов дня. Близится вечер. - Прочитайте теоретические сведения на с.132 и скажите, как называют такие предложения. - Что показывают назывные предложения? Слайд 3. - Назывные предложения часто составляют цепочки; каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которой складывается общая картина. Например: Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы. (С.Есенин) Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется. Почему? Физминутка на внимательность. | Анализируют примеры, находят предложения с главным членом, выраженным существительным в именительном падеже, и сочетанием существительного с числительным. Читают теоретические сведения; узнают, что такие предложения относятся к назывным и показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. Читают отрывок из стихотворения С.Есенина, записанный на доске. В назывных предложениях нет и не может быть глаголов – носителей временных показателей. Читают отрывок из стихотворения. Приходят к выводу, что назывные предложения произносятся в замедленном темпе. Поэты используют их как выразительное средство языка. | Владеют навыками работы с учебником. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия. Владеют способами конструктивного взаимодействия, базовыми предметными понятиями. |
5.Итог урока. Рефлексии учебной деятельности | - Что такое назывные предложения? Домашнее задание: №28, упр.281, 282 (по выбору обучающихся) | Делают выводы и обобщения. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения. |
КАРТОЧКА ДЛЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные группы односоставных предложений. Простое предложение, состоящее из одного главного члена называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) предложения с одним главным членом-сказуемым; 2) предложения с одним главным членом-подлежащим.
Назывные предложения
Это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например: Зима. Голубые пригорки незабудок. Назывные предложения произносятся с особой интонацией. Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следовательно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (презентация) математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени"
Урок коррекции и закрепления новых знаний. Презентация к уроку и конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида, работающие по учебнику Капустина Г.М., Перова М.Н...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"
Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения" с презентацией
Конспект + презентация по учебнику Тростенцовой...