Конспект урока, презентация по теме "Назывные предложения", 8 класс
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Яковлева Ольга Николаевна

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения и распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничению главного члена назывного предложения и подлежащего двусоставного предложения, определению роли назывного предложения в художественном тексте (указание на место, время, место действия, фрагментарность воспоминаний, ремарка) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx222.06 КБ
Файл konspekt.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Назывные предложения Учитель русского языка и литературы Яковлева Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» Кочубеевского района Ставропольского края

Слайд 2

Разделите тетрадь на два столбика. В левый запишите односоставные предложения, в правый – двусоставные. 1.Дорожки парка каждое утро посыпали песком. 2.Клюквы собирают поздней осенью. 3.Клюква – болотная ягода. 4.Хотелось бы мне с вами поговорить. 5.Ни души! 6.Не позволяй душе лениться! 7.Душа обязана трудиться. 8.А ты хватай её за плечи, учи и мучай дотемна… 9.Не уходи, побудь со мною… 10.Я вас любил.

Слайд 3

Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы. ( С.Есенин )

Слайд 4

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря! ( А.Фет )

Слайд 5

Домашнее задание: № 28, упр.281, 282 (по выбору обучающихся)



Предварительный просмотр:

Тема:  Назывные предложения

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения и распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничению главного члена назывного предложения и подлежащего двусоставного предложения, определению роли назывного предложения в художественном тексте (указание на место, время, место действия, фрагментарность воспоминаний, ремарка)  

Планируемые результаты

Предметные: имеют представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения, связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы и др.), выразить своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приёмами отбора и систематизацией материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объёмный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные ресурсы: русский язык 8 класс, технологические карты уроков, библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/548e431a-d6e5-473f-b678-2fc7a5d749fe?backUrl=%2F01%2F08%3Fterm%3D%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5 , презентация.

Ключевые слова: грамматические признаки, грамматическая основа предложения, односоставное и двусоставное предложение, назывное предложение.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1.Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали.

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок

Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места.

2.Актуализация опорных знаний

Синтаксическая  разминка

Слайд 2.

- Разделите тетрадь на два столбика. В левый запишите односоставные предложения, в правый – двусоставные.

1.Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

2.Клюквы собирают поздней осенью.

3.Клюква – болотная ягода.

4.Хотелось бы мне с вами поговорить.

5.Ни души!

6.Не позволяй душе лениться!

7.Душа обязана трудиться.

8.А ты хватай её за плечи, учи и мучай дотемна…

9.Не уходи, побудь со мною…

10.Я вас любил.

Один обучающийся выполняет задание у доски, остальные -в тетрадях. Записывают предложения, распределяя их по двум столбикам. Проверяют ошибки.

Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самоконтроля учебных действий.

Осуществляют контроль и оценку действий.

3.Работа по теме урока

1.Работа с теоретическим материалом

2.Самостоятельные наблюдения

- Проанализируйте примеры, данные на с.132  упр.280 учебника.

Найдите двусоставные и односоставные предложения. В каких односоставных  предложениях главный член – сказуемое, а в каких – подлежащее? В каких односоставных предложениях главный член выражен существительным в именительном падеже, а в каких – сочетанием существительного с числительных? Какое время выражается в этих предложениях?

1.С утра в саду поют скворцы. Весна. Совсем тепло.

2.Первое зимнее утро. Вся земля укрыта белым пушистым покрывалом.

3.Пять часов дня. Близится вечер. 

- Прочитайте теоретические сведения на с.132 и скажите, как называют такие предложения.

- Что показывают назывные предложения?

Слайд 3.

- Назывные предложения часто составляют цепочки; каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которой складывается общая картина.

Например: Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы. (С.Есенин)

Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется. Почему?

Физминутка на внимательность. 
Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать руку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.
1. Светает.
2. Рассвет.
3. Люблю дымок спаленной жнивы.
4. Три часа ночи.
5. Ласковый прибой.
6. Жарко.
7. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
8. Жара.
9. Зимний лес.
10. Лесные тропинки.

- Прочитайте ещё один отрывок, включающий назывные предложения. С какой интонацией вы его прочитаете? Как вы думаете, почему поэты часто прибегают к использованию назывных предложений в стихотворениях?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!

(А.Фет)

Анализируют примеры, находят предложения с главным членом, выраженным существительным в именительном падеже, и сочетанием существительного с числительным.

Читают теоретические сведения; узнают, что такие предложения относятся к назывным и показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. Читают отрывок из стихотворения С.Есенина, записанный на доске.

В назывных предложениях нет и не может быть глаголов – носителей временных показателей.

Читают отрывок из стихотворения. Приходят к выводу, что назывные предложения произносятся в замедленном темпе. Поэты используют их как выразительное средство языка.

Владеют навыками работы с учебником. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия. Владеют способами конструктивного взаимодействия, базовыми предметными понятиями.

5.Итог урока. Рефлексии учебной деятельности

- Что такое назывные предложения?

Домашнее задание: №28, упр.281, 282 (по выбору обучающихся)

Делают выводы и обобщения.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения.

КАРТОЧКА ДЛЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основные группы односоставных предложений. Простое предложение, состоящее из одного главного члена называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) предложения с одним главным членом-сказуемым; 2) предложения с одним главным членом-подлежащим.

Назывные предложения

Это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например:  Зима. Голубые пригорки незабудокНазывные предложения произносятся с особой интонацией. Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следовательно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (презентация) математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени"

Урок коррекции и закрепления новых знаний. Презентация к уроку и конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII  вида, работающие по учебнику Капустина Г.М., Перова М.Н...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...