Воспитание любви к русскому языку – важная задача учителя-словесника (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

     Велико значение русского языка в современном мире. Он стал языком единства, сотрудничества и дружбы многих государств. Русский язык существенно обогатил культуры других народов, позволил приобщиться к великим культурным ценностям человечества. В сложившихся условиях значительно возрастает роль учителя - словесника современной школы не только в подготовке грамотных учащихся, но и в воспитании настоящих граждан своей Родины, любящих родной язык как национальное достояние страны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитание любви к русскому языку – важная  задача учителя-словесника.

     Велико значение русского языка в современном мире. Он стал языком единства, сотрудничества и дружбы многих государств. Русский язык существенно обогатил культуры других народов, позволил приобщиться к великим культурным ценностям человечества.

  В сложившихся условиях значительно возрастает роль учителя - словесника современной школы не только в подготовке грамотных учащихся, но и в воспитании настоящих граждан своей Родины, любящих родной язык как национальное достояние страны. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык дети часто воспринимают лишь  как свод  орфографических и пунктуационных  правил. Именно поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна.

Как поднять значимость русского языка в глазах детей,  сознание которых заполнено уже укоренившейся иностранной лексикой, стирающей грани между своим и чужим? К.Д. Ушинский отводил ведущее место в школе  русскому языку, указывал пути и методы работы учителя- словесника,  стремящегося вызвать интерес и любовь к русскому языку и его создателю, великому русскому народу. Есть целый ряд условий, способствующих  возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения  предмета,  активные действия школьников в процессе самостоятельного  « открытия»  новых знаний,  разнообразие информации и способов действий в процессе  учебного труда. Учитель-словесник должен помнить, что в основе работы по воспитанию интереса к предмету  лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, которые сделали его  одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Достичь высоких результатов можно лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке.

  Показать красоту русского языка, прибегнув к  эмоциональным высказываниям классиков о нём, бесспорно, необходимо. Но вопрос встаёт о том, как лучше это сделать. К. Д. Ушинский считал, что интерес к родному языку должен быть не созерцательным, а действенным. Эта мысль нацеливает учителя на практическую направленность в работе с детьми.  На мой взгляд, будет целесообразнее, если учитель  поможет найти школьнику нужную цитату, указав лишь автора и произведение.   Ученик, проведя большую поисково-исследовательскую работу, перелопатив горы полезных  книг, по крупице собирая материал по проблеме, соприкоснётся с мыслями и чувствами автора высказывания и трепетно преподнесёт найденный материал своим одноклассникам на уроке. Такой метод работы оставит яркий след в сознании школьников ещё и потому,  что к этому высказыванию юный исследователь подготовит портрет автора или небольшое сообщение о нём. Например, при подготовке к уроку  в 10 классе по данной теме были представлены не только известные   высказывания о русском языке, которые  они заучивают наизусть, но и ряд других находок:

«Как материал словесности язык  славяно -  русский имеет неоспоримое превосходство перед европейскими». (А. С.Пушкин.)

« Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нём раздолье».

 (К. Д. Бальмонт).

« Как по-татарски мне сказать - закат

В реке волнуется полоской узкой?

Я сын родной родного языка,

Но сладостно мне говорить по-русски ». (Р. Бухарает).

«Слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно». ( К. Г. Паустовский).

«Я ко всем народам ключ имею.

Я со всей планетою знаком.

Это потому, что я владею

 Русским  всеохватным языком». (С. Данилов).

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн).

Русский народ создал язык  «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А. Н. Толстой).

« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н. В. Гоголь).

 Учащиеся не могли не вспомнить и о том, что ещё в18 веке М. В. Ломоносов говорил, что русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а  через 100 лет ему вторил А. И. Герцен, которому русский язык представлялся « гибким, могучим, способным выдержать и самые отвлечённые идеи германской метафизики, и лёгкую, сверкающую игру французского остроумия».

Готовясь к уроку, посвящённому роли русского языка в современном мире, мои  школьники  делают интересные проекты на основе СМИ, личных наблюдений, исторических справок, сопоставлений, социологических опросов населения. В результате проведённой многогранной работы юные исследователи  узнают о том, что русский язык – язык русской нации и средство межнационального общения, один из официальных  и рабочих языков  ООН, ЮНЕСКО и других  международных  организаций; входит в число  «мировых языков», как государственный язык функционирует во всех сферах общественной жизни. Он преподаётся во всех школах,  в вузах России и во многих учебных заведениях других стран. Свыше 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Эти факты не могут не вызвать чувство гордости юных лингвистов.

Опыт показывает, что только творческий подход учителя поможет создать атмосферу понимания сути проблемы и желание воспитанников стать достойными преемниками языка наших классиков. Специфика внеклассной работы по предмету  должна также способствовать не только углублению знаний по русскому языку, но и привитию интереса и любви к нему. При этом наиболее эффективными формами работы  могут быть разнообразные викторины, кроссворды, шарады,  метаграммы, лингвистические сказки, олимпиады, которые развивают интерес школьников к изучению родного языка, помогают им почувствовать красоту и силу русского слова.  Вот одна из лингвистических сказок, придуманных детьми о русском языке.

В древнерусском  городе Чистословенске много лет тому назад жил-был простой русский парень необыкновенной красоты по имени Язык. В детстве он любил взбираться на вершины, касаясь высоких слов, и спускаться вниз, соприкасаясь с просторечиями. Юноша был весёлым и певучим во время народных гуляний, метким и ловким во время охоты на красноречия. Одежда  Языка отличалась нежными красками, тонкими оттенками, что делало его лёгким и живым как жизнь. Вырос  он  вскоре и стал  великим и могучим,  каких не знала земля  русская. И влюбился он в местную красавицу  по имени Грамматика. Она слыла неподкупной, величественной и  таинственной особой. Девушка ответила Языку взаимностью. Казалось, счастье было рядом. Но завистливая фея Сквернословие решила навести  злые чары на молодого юношу и напоила его зельем, соединившим в себе слова всех известных словарей земли. И занемог  юноша. Страшная болезнь лишила его  умения  говорить и мыслить, отравила чувство юмора. Силы Языка постепенно таяли. Он едва мог произносить родные русские  слова, которые  уже не были  столь яркими и красочными,  как прежде.  Кроме того, невольно просачивалась в сознание Языка иностранная лексика. Она давила душу, уменьшала силу и значение  русского слова. Последнее, что успел произнести  Язык, было: «SOS».Услышала Грамматика позывные милого и примчалась к нему со скоростью мысли. Окропила она парня живой водой, смешанной с песней соловья, запахом русских полевых цветов, неуловимым благозвучием и девичьей красотой.  Открыла Грамматика глаза Языку, и стал он ещё краше, пластичнее, богаче. Молодые  теперь вместе живут   да  пробуждают  в окружающих чуткость к красоте родного слова.

                                                                                                                                                      В. Сухомлинский писал: «Подлинный мастер - словесник добивается того, что его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе. Ему хочется стать лучше, чем он есть…». Постичь тайны  слова на практике, выразить своё отношение к нему  помогают и творческие конкурсы юных поэтов о русском языке.  На своих уроках я  приобщаю школьников к великому искусству  слова: учу писать сказки,  рассказы, стихи о русском языке. При этом у меня выработана  собственная  методика:   сначала  читаю детям  произведение для обсуждения, написанное мною, затем предлагаю школьникам следовать примеру. Вот некоторые из них, посвящённые русскому языку.

          Мой язык -  душа народа. 

Средь земных наследств незримых

Человек привык

Получать, как дар бесценный,

Свой родной язык.

Мне достался от потомков

Пушкина язык.

С ним вершины небывалой

Классик наш достиг.

Благозвучен и прозрачен,

Как лесной родник,

Краской мудрости наполнен

Русский наш язык.

С ним в нелегких испытаньях

Выживал народ.

Песню русскую, простую

Вторил хоровод.

Гибкий, нежный и могучий,

Как же ты велик!

Гордый, славный, неподкупный,

Русский наш язык.

Ты открыл мне мир безбрежный.

Чтоб его познать,

Надо трепетно и стойко

Русский изучать.

Мой язык - душа народа,

Радость, память, кровь.

Он несет надежду миру,

Счастье и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)

Материал из опыта работы в старших классах для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка...

Развитие лингвистической компетентности на уроках русского языка в 8 классе (из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...

Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....

Физкультпаузы на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы

Несколько практических советов о том, как провести физкульпаузу, не нарушая целостность урока....

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....