Воспитание любви к русскому языку – важная задача учителя-словесника (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Велико значение русского языка в современном мире. Он стал языком единства, сотрудничества и дружбы многих государств. Русский язык существенно обогатил культуры других народов, позволил приобщиться к великим культурным ценностям человечества. В сложившихся условиях значительно возрастает роль учителя - словесника современной школы не только в подготовке грамотных учащихся, но и в воспитании настоящих граждан своей Родины, любящих родной язык как национальное достояние страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание любви к русскому языку – важная задача учителя-словесника (из опыта работы) | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к русскому языку – важная задача учителя-словесника.
Велико значение русского языка в современном мире. Он стал языком единства, сотрудничества и дружбы многих государств. Русский язык существенно обогатил культуры других народов, позволил приобщиться к великим культурным ценностям человечества.
В сложившихся условиях значительно возрастает роль учителя - словесника современной школы не только в подготовке грамотных учащихся, но и в воспитании настоящих граждан своей Родины, любящих родной язык как национальное достояние страны. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Именно поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна.
Как поднять значимость русского языка в глазах детей, сознание которых заполнено уже укоренившейся иностранной лексикой, стирающей грани между своим и чужим? К.Д. Ушинский отводил ведущее место в школе русскому языку, указывал пути и методы работы учителя- словесника, стремящегося вызвать интерес и любовь к русскому языку и его создателю, великому русскому народу. Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьников в процессе самостоятельного « открытия» новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда. Учитель-словесник должен помнить, что в основе работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, которые сделали его одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Достичь высоких результатов можно лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке.
Показать красоту русского языка, прибегнув к эмоциональным высказываниям классиков о нём, бесспорно, необходимо. Но вопрос встаёт о том, как лучше это сделать. К. Д. Ушинский считал, что интерес к родному языку должен быть не созерцательным, а действенным. Эта мысль нацеливает учителя на практическую направленность в работе с детьми. На мой взгляд, будет целесообразнее, если учитель поможет найти школьнику нужную цитату, указав лишь автора и произведение. Ученик, проведя большую поисково-исследовательскую работу, перелопатив горы полезных книг, по крупице собирая материал по проблеме, соприкоснётся с мыслями и чувствами автора высказывания и трепетно преподнесёт найденный материал своим одноклассникам на уроке. Такой метод работы оставит яркий след в сознании школьников ещё и потому, что к этому высказыванию юный исследователь подготовит портрет автора или небольшое сообщение о нём. Например, при подготовке к уроку в 10 классе по данной теме были представлены не только известные высказывания о русском языке, которые они заучивают наизусть, но и ряд других находок:
«Как материал словесности язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед европейскими». (А. С.Пушкин.)
« Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нём раздолье».
(К. Д. Бальмонт).
« Как по-татарски мне сказать - закат
В реке волнуется полоской узкой?
Я сын родной родного языка,
Но сладостно мне говорить по-русски ». (Р. Бухарает).
«Слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно». ( К. Г. Паустовский).
«Я ко всем народам ключ имею.
Я со всей планетою знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком». (С. Данилов).
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн).
Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А. Н. Толстой).
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н. В. Гоголь).
Учащиеся не могли не вспомнить и о том, что ещё в18 веке М. В. Ломоносов говорил, что русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а через 100 лет ему вторил А. И. Герцен, которому русский язык представлялся « гибким, могучим, способным выдержать и самые отвлечённые идеи германской метафизики, и лёгкую, сверкающую игру французского остроумия».
Готовясь к уроку, посвящённому роли русского языка в современном мире, мои школьники делают интересные проекты на основе СМИ, личных наблюдений, исторических справок, сопоставлений, социологических опросов населения. В результате проведённой многогранной работы юные исследователи узнают о том, что русский язык – язык русской нации и средство межнационального общения, один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков», как государственный язык функционирует во всех сферах общественной жизни. Он преподаётся во всех школах, в вузах России и во многих учебных заведениях других стран. Свыше 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Эти факты не могут не вызвать чувство гордости юных лингвистов.
Опыт показывает, что только творческий подход учителя поможет создать атмосферу понимания сути проблемы и желание воспитанников стать достойными преемниками языка наших классиков. Специфика внеклассной работы по предмету должна также способствовать не только углублению знаний по русскому языку, но и привитию интереса и любви к нему. При этом наиболее эффективными формами работы могут быть разнообразные викторины, кроссворды, шарады, метаграммы, лингвистические сказки, олимпиады, которые развивают интерес школьников к изучению родного языка, помогают им почувствовать красоту и силу русского слова. Вот одна из лингвистических сказок, придуманных детьми о русском языке.
В древнерусском городе Чистословенске много лет тому назад жил-был простой русский парень необыкновенной красоты по имени Язык. В детстве он любил взбираться на вершины, касаясь высоких слов, и спускаться вниз, соприкасаясь с просторечиями. Юноша был весёлым и певучим во время народных гуляний, метким и ловким во время охоты на красноречия. Одежда Языка отличалась нежными красками, тонкими оттенками, что делало его лёгким и живым как жизнь. Вырос он вскоре и стал великим и могучим, каких не знала земля русская. И влюбился он в местную красавицу по имени Грамматика. Она слыла неподкупной, величественной и таинственной особой. Девушка ответила Языку взаимностью. Казалось, счастье было рядом. Но завистливая фея Сквернословие решила навести злые чары на молодого юношу и напоила его зельем, соединившим в себе слова всех известных словарей земли. И занемог юноша. Страшная болезнь лишила его умения говорить и мыслить, отравила чувство юмора. Силы Языка постепенно таяли. Он едва мог произносить родные русские слова, которые уже не были столь яркими и красочными, как прежде. Кроме того, невольно просачивалась в сознание Языка иностранная лексика. Она давила душу, уменьшала силу и значение русского слова. Последнее, что успел произнести Язык, было: «SOS».Услышала Грамматика позывные милого и примчалась к нему со скоростью мысли. Окропила она парня живой водой, смешанной с песней соловья, запахом русских полевых цветов, неуловимым благозвучием и девичьей красотой. Открыла Грамматика глаза Языку, и стал он ещё краше, пластичнее, богаче. Молодые теперь вместе живут да пробуждают в окружающих чуткость к красоте родного слова.
В. Сухомлинский писал: «Подлинный мастер - словесник добивается того, что его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе. Ему хочется стать лучше, чем он есть…». Постичь тайны слова на практике, выразить своё отношение к нему помогают и творческие конкурсы юных поэтов о русском языке. На своих уроках я приобщаю школьников к великому искусству слова: учу писать сказки, рассказы, стихи о русском языке. При этом у меня выработана собственная методика: сначала читаю детям произведение для обсуждения, написанное мною, затем предлагаю школьникам следовать примеру. Вот некоторые из них, посвящённые русскому языку.
Мой язык - душа народа.
Средь земных наследств незримых
Человек привык
Получать, как дар бесценный,
Свой родной язык.
Мне достался от потомков
Пушкина язык.
С ним вершины небывалой
Классик наш достиг.
Благозвучен и прозрачен,
Как лесной родник,
Краской мудрости наполнен
Русский наш язык.
С ним в нелегких испытаньях
Выживал народ.
Песню русскую, простую
Вторил хоровод.
Гибкий, нежный и могучий,
Как же ты велик!
Гордый, славный, неподкупный,
Русский наш язык.
Ты открыл мне мир безбрежный.
Чтоб его познать,
Надо трепетно и стойко
Русский изучать.
Мой язык - душа народа,
Радость, память, кровь.
Он несет надежду миру,
Счастье и любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.
В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)
Материал из опыта работы в старших классах для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка...
Развитие лингвистической компетентности на уроках русского языка в 8 классе (из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...
Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....
Физкультпаузы на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы
Несколько практических советов о том, как провести физкульпаузу, не нарушая целостность урока....
Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)
В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....