Физкультпаузы на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы
учебно-методический материал по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс)

Сахарова Ольга Евгеньевна

Несколько практических советов о том, как провести физкульпаузу, не нарушая целостность урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬПАУЗЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одним из основных направлений работы современного учителя является разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий. А одним из важных аспектов такой работы былои остаётся проведение физкультминуток. Физкультпауза – основная форма проведения гигиенической гимнастики в режиме рабочего дня. Основная её функциональная цель – дать возможность отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной характер деятельности, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц и органам (например, глазам), подвергающимся воздействию профессиональной (в нашем случае – учебной) нагрузки.

НО все учителя знают, что в 5 классе чаще всего мы проводим реальные физкультпаузы, так как необходимость в них ярко выражена: пятиклассники не могут усидеть в течение урока, да и восприятие резко снижается. Но чем старше становятся наши ученики, тем всё реже мы выделяем время на уроке для физкультминутки. И причин для этого несколько. Согласитесь, есть три наиболее ярко выраженные. Во-первых, чем старше дети, тем больше становится жаль учебного времени, так как его всегда катастрофически не хватает на уроке. Во-вторых, подростки крайне скептически относятся к этому занятию. И заставлять их понаклоняться под забавный стишок – задача не очень воодушевляющая. В-третьих, даже подобрав ключик к классу, например, честно выполняя упражнения вместе с ними или давая им провести физкультпаузу, приводит к «вредоносному выключению» из учебного процесса.

ЧТО же можно сделать , если проводить физкультпаузу действительно необходимо, но провести её без потерь не получается. Я научилась совмещать необходимые упражнения с материалом урока. Тратятся на упражнение секунды, ребята не выпадают из рабочего настроения, а отдых телу мы даём.

Приведу несколько ПРИМЕРОВ.

  1. Вводим систему знаков для общения ученика и учителя.
  1. ученик сначала смотрит прямо, а затем плотно прижимает подбородок к груди: «Я не готов отвечать», прямо и лёгкий подъём головы и взгляда вверх: «Мне надо секунду подумать»;
  2. версия ответа, предложенная товарищем, ошибочна – кисть лежит на столе, пальцы сжаты в кулак, верна – ладонь раскрыта и пальцы раздвинуты;
  3. задание с двумя вариантами ответа: руки вытянуты вправо или влево;
  4. надо подсчитать количество слов, которые соответствуют заданному условию (например, сколько существительных в предложении?) – ребята показывают соответствующее количество пальцев;
  5. часто используемое задание с выбором правильного ответа – «жест гладиатора» (верный вариант – палец вверх, ошибочный – палец вниз).

  1. Организационные моменты урока.
  1. надо передать соседу тетрадь при взаимопроверке – тянется тот, кто отдаёт;
  2. собирая тетради, прошу протянуть мне их как можно ближе ко мне.

  1. Условные обозначения, связанные с предметом.
  1. начертить в воздухе линию, соответствующую члену предложения;
  2. показать морфемный состав слова: руки сцеплены в замок и вытянуты вперёд (форма прямоугольника) – окончание, разведены в стороны, а ладони согнуты –основа и т.д.
  1. Отдых для глаз во время работы.
  1. слушать моё повествование с закрытыми глазами,
  2. размышление над вопросом, требующим не столько знаний, сколько фантазии и сообразительности, - лучше смотреть в окно,
  3. что-то ушло из памяти, необходимо вспомнить? – посмотри на потолок.
  1. Рефлексия.
  1. насколько вы устали? Полностью эмоционально выжаты – обхватите руками плечи (пожалейте себя), устали физически – руки опущены вниз, пальцы пытаются достать до пола, всё нормально – руки к плечам;
  2. довольны ли вы своей отметкой (ответом)? Чем выше подняты руки, тем больше удовольствия она доставила.

Я привела лишь некоторые возможные варианты, так как именно они прижились в практике нашей с ребятами работой. Скорее всего у каждого учителя есть такие приёмы. Возможно, мои приёмы у кого-то тоже «приживутся». Главное, это понимать, что на уроке обязательно нужно находить возможность для разумных физических разминок, и тогда способы будут находиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Переход  детей из начальной школы в среднюю  часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с по...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)

Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе.  Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе

Речь - это визитная карточка любого человека.Секреты хорошей речи раскрываются для учащихся именно на уроках русского языка и литературы.Один из способов обогатить речь учащихся - это проведение регул...

Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...