Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс)
В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Абдуллова Гельнара Джумбаевна
Тема сообщения:
Система подготовки учащихся к устному собеседованию
по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)
В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения. Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Как известно, в устном собеседовании четыре задания:
1.Выразительное чтение прозаического текста.
2Пересказ с включением цитаты.
3.Создание монолога по заданной теме.
4.Участие в диалоге.
На первый взгляд кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Поэтому нужно вести целенаправленную каждодневную работу в этом направлении, и не только на уроках русского языка и литературы, а на каждом уроке и внеурочных мероприятиях.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. Мы с моими учащимися завели отдельные папки для подготовки к устному собеседованию и письменному экзамену. На первой странице этих папок – критерии оценивания. Потому что ученики должны знать, за что и какие баллы они могут получить.
Итак, задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого текста.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Необходимо с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?
Также периодически повторять признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Формы подготовки к чтению:
проводить пятиминутку «выразительное чтение»
чтение по цепочке
прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика)
давать образцы чтения для домашнего задания
включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания
предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания
использовать приём «чтение с остановкой»
в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.
Необходимо на каждом уроке выполнять упражнение для усвоения норм культуры произношения т. е. орфоэпическую «зарядку», куда можно включать несколько «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, газопровод и др. Каждый ученик произносит слово, словосочетание, предложение, помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение. Также мы завели собственные орфоэпические словарики, куда записываем эти слова и отмечаем ударения. Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка позволяет комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки.
Неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
В интернете предлагают целые комплекты для подготовки к устной части.
Орфоэпический словарик (270 слов) и файлы (в формате mp3), озвученные профессиональным диктором;
Таблица для самопроверки;
Тексты, включающие слова из орфоэпического словаря.
В задании 2 итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?
Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.
Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:
1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Я распечатала тексты для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, каждый ученик имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении
2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.
После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.
Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.
Обязательно при подготовке ко второму заданию надо основательно изучить тему «Цитирование». Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.
Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:
1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.
2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного.
Задание уместного употребления цитат можно отрабатывать на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагать выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание настраивает ученика читать внимательнее.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Определены следующие тематические направления: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д. Необходимо обратить внимание детей и на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом и от него. Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания:
Определи основную мысль высказывания.
Продумай план ответа.
Определи ключевые слова-помощники.
Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
Используй разнообразные синтаксические конструкции.
Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.
Перед учащимися при составлении монологического высказывания и беседе по монологу висит плакат с рекомендациями и требованиями.
Рекомендации:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .
Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
Требования :
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В описании картины или фотографии нужно отметить: Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.
Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.
1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
2 группа - расскажите о своём лучшем друге,
3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,
4 группа - расскажите об экскурсии с классом,
5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,
Также важно обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать речевые клише.
Советы учителю
Вызывайте детей к доске
По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками.
Проводите дискуссии
Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.
Анализируйте выступления
Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.
Подавайте хороший пример
Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка.
Советы ученикам
Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования. Активно участвуйте в работе класса на уроке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы. Не бойтесь высказывать собственное мнение. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теленовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.
Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему устному экзамену. Успехов вам, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год
Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....
Устное собеседование по русскому языку.9 класс
Устное собеседование по русскому языку.9 класс...
Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку
В данном архиве представлены материалы из опыта работы на региональном семинаре учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...
Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку
Пособие предназначено для подготовки к устной части Основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, памятки с рекомендациями, позволяющими избежать типичных оши...
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку (9 класс)
Вариант для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. В данном материале используется краеведческий материал ....
Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе
Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...