Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Материал из опыта работы в старших классах для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)

В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Поэтому и учителю, работающему в старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

Предлагаю некоторые виды работ для формирования УУД, которые использую на уроках в 9-11 классах.

Особенностью уроков русского языка в 10-11 классах является то, что в основном занимаемся обобщающим повторением изученного в предыдущих классах. В части А ЕГЭ по русском у языку содержатся задания по орфографии. На уроках при повторении объемного материала по орфографии использую электронное пособие «Репетитор по орфографии», разработанное автором доклада. Работа по данному пособию позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс повторения учебного материала. Анимация помогает использовать прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его, и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде. Работа по электронному пособию позволяет школьнику вернуться к началу, воспользоваться подсказками, а главное, сверить свой результат с правильным ответом. То есть и рефлексия собственной деятельности может происходить на протяжении всего занятия. Разделы дополнены тестовыми заданиями, в основном из экзаменационных вариантов. Подобная практическая работа формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. В конце такого урока обучающиеся получают на дом задание: составить словарный диктант или тестовые задания, включающие слова на все изученные орфограммы. Такого вида задание формирует личностные универсальные учебные действия. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно.

Также на уроках использую обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал обучающиеся 9-11 классов собирают в свои папки-копилки, которыми они пользуются при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.

Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал[]анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Например, для выполнения задания А2 (часть А ЕГЭ)  обучающиеся должны уметь определять лексическое значение паронимов. Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы школьник работает с книгой « Толковый словарь русского языка » С. Ожегова и Н. Ю.Шведовой. В процессе такой работы формируются познавательные учебные действия. Также обучающиеся начинают осознанно осваивать учебный материал и с желанием реализуют свою цель - научиться.

Для формирования коммуникативных УУД я использую элементы технологии модульного обучения, которая, по сути, является личностно - ориентированной. Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю вот такое задание:

Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы 8 и31) [5,с.26,с.121].

1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .

2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .

3.Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… .

Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.

Часть С 2.2 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:

1)Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2)Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3)Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4)Личностные :

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:

-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;

-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;

-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;

-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;

-работа над сочинением формирует навык умного словесного общения

Обучение написанию сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Работая с текстом В. Лебедевой о матери Терезе[2,с.35], предлагаю ребятам задания, способствующие формированию личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Один ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение о жизни матери Терезы. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа: подберите синонимы к выражениям: бескорыстное служение и т. д. Проводим лексическую работу: дать толкование указанным словам.

Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения 183 учащимся предлагаю следующие задания:

1 группа. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.

2 группа. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.

3 группа. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.

На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».

Обучающиеся работают в группах, при этом они становятся организаторами, учатся работать в команде, участвуют в дискуссиях, убеждают в своей точке зрения, готовят публичные выступления. Заканчивая школу, ученик должен быть подготовлен к роли организатора и участника коммуникаций.

Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:

-познавательные и учебные мотивы;

-учебную цель;

-учебную задачу;

-учебные действия и задачи.

В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.

Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)

Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Контрольно-диагностические материалы для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Материал содержит диагностические задания по формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Словообразование. Орфография. Культура речи"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...