Урок русского языка в 5 классе по теме «Официально-деловой стиль речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Дудин Сергей Александрович

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков, целевого применения усвоенного

Форма урока: комбинированный

Используемые технологии: личностно-ориентированная, имитационная (анализ конкретных ситуаций), технология критического мышления, технология продуктивного чтения

 

Цели урока:

  1. образовательные:
  • познакомить обучающихся с официально-деловым стилем речи, его особенностями
  1. развивающие:
  • развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать догадку и творческое мышление обучающихся;
  • совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность;
  1. воспитательные:
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать стремление рационально и творчески выполнять задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 5 классе по теме «Официально-деловой стиль речи»

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков, целевого применения усвоенного

Форма урока: комбинированный

Используемые технологии: личностно-ориентированная, имитационная (анализ конкретных ситуаций), технология критического мышления, технология продуктивного чтения

Цели урока:

  1. образовательные:
  • познакомить обучающихся с официально-деловым стилем речи, его особенностями
  1. развивающие:
  • развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать догадку и творческое мышление обучающихся;
  • совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность;
  1. воспитательные:
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать стремление рационально и творчески выполнять задания

Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочий лист

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обобщение знаний о сфере применения, назначении и признаках официально-делового стиля речи;
  • умение распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;
  • конструирование предложений, текстов в данном стиле речи;
  • развитие познавательных умений и мыслительных навыков обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность

Метапредметные:

Регулятивные:

  • оценивание и регуляция собственной деятельности и деятельности товарищей

Познавательные:

  • владение различными видами речевой деятельности;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Коммуникативные:

  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

Личностные:

  • желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива;
  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительное отношение к родному языку

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

Формируемые УУД (личностные; регулятивные, коммуникативные, познавательные

#1054;рганизационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, настраивает на урок. Создает положительный психологический настрой. Проверяет готовность к уроку.

Настрой на работу.

Индивидуальная работа

Личностные: формирование положительного настроя к уроку, самоопределение.

2. Мотивация учебной деятельности.

Работа с высказываниями о стиле: (СЛАЙД 1)

То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это корень мысли. (Г. Флобер)

Наш стиль поведения определяется не жизненным опытом, а надеждами на будущее. (Б. Шоу)

Стиль — это не то, что вы носите, а то, как вы живёте. (Л. Бьюкес)

Это характерная черта нашего времени: стиль превращается в позу, вместо того чтобы поза поднималась до стиля. (Г.Д. Робертс)

Людям, осуждающим твой стиль, скучно жить своей жизнью. Все, что они делают – это осуждают. А ты можешь больше. (Э. Бирсак)

- Давайте выделим ключевое слово?

- А что такое стиль? Каким бывает стиль?

- Перед нами 5 разных стилей в одежде. (СЛАЙД №2) От чего зависит, надели бы вы одежду того или иного стиля?

- А собираясь в школу, мы с вами какой стиль в одежде выберем и почему?

Существуют официальные документы, регулирующие наш выбор.

К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока?

Как выдумаете, чему сегодня на уроке мы сможем научиться?

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели урока.

Фронтальная работа.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

#1040;ктуализация опорных знаний.

-Сегодня мы познакомимся с особенностями официально-делового стиля речи. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи.

-Назовите известные вам стили речи.

- Работа с текстами разных стилей.

На нашем уроке мы рассмотрим такой стиль речи, который используется в служебной, деловой сфере жизни.

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся: Стиль речи — это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.

Обучающиеся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; уметь слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

4. Работа над темой урока.

- Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание).

-Что вы можете сказать об этом стиле речи?

Изучают материал, отвечают на вопросы.

Обучающиеся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам.

Фронтальная работа.

Познавательные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Коммуникативные: умение слушать других, правильно формировать предложения.

Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

5. Практическая работа с языковым материалом.

«Конкурс сочинений»

- В начале урока мы знакомились с вами с документом, регулирующим наш внешний вид в школе. Кто помнит, к какому жанру официально-делового стиля относился текст?

- Я предлагаю сейчас обратиться к другому документу, по жанру идентичному первому.

- С 2015 гола в нашей стране в начале года проходит конкурс Всероссийского сочинения. Давайте познакомимся с выдержками из положения к этому конкурсу: это и инструкция, в которой сформулированы правила участия в конкурсе, и требования к работам, и фрагменты страниц сайта с инфографикой, помогающей ориентироваться в материалах сайта. Также мы познакомимся с двумя поступившими на конкурс сочинениями разного жанра, что поможет расширить наш читательский опыт, и даже поработать в роли жюри конкурса сочинений.

Решают проблемные ситуации

Обучающиеся: Положение, устав

Изучают материал текста, выполняют задания.

Работа в парах.

Компетентностно-ориентированное задание является деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, строится на актуальном материале, требует общих учебных умений.

Познавательные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; соотносить информацию, представленную в разных формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт 13 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал.

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление.

Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.

Беседа (интерактивный прием «Микрофон») Что нового я узнал сегодня на уроке?

На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.

-Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?

-Поделитесь впечатлениями от урока: какие задания на уроке были наиболее сложными, а какие наиболее интересными?

Обучающиеся отвечают на вопросы, передавая друг другу «микрофон» в виде любого выбранного обучающимися предмета.

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7. Домашнее задание

Задание: Используя инструкцию из положения конкурса сочинений, написать свое сочинение.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планирование, прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплексное задание

«Конкурс сочинений»

(10 заданий)

Комплексное задание «Конкурс сочинений» моделирует реальную ситуацию школьной жизни, связанную с участием в различных конкурсах и проектно-исследовательской деятельности. Современный школьник живет в среде, ориентирующей его на активную жизненную позицию, реализацию творческого потенциала, в том числе через участие в различных конкурсах. При этом именно сам школьник должен разобраться с тем, что это за конкурс или проект, интересен ли он ему, соответствует ли его возможностям, каковы правила участия и требования к работам. Необходимо предлагать погружение в такую ситуацию именно пятиклассникам: еще будучи младшими школьниками они, скорее всего, приобрели первые навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, при переходе же в основную школу им особенно важно проявлять самостоятельность, поскольку это одно из востребованных качеств личности на данном уровне образования.

Во введении сказано о том, что выполняющего комплексное задание ученика приглашают принять участие в Конкурсе сочинений (КС), который проходит в нашей стране ежегодно начиная с 2015 года среди нескольких возрастных групп, дают возможность ознакомиться с некоторыми материалами этого конкурса. Предлагаемый для чтения материал состоит из нескольких мини-текстов разного вида: это и инструкция, в которой сформулированы правила участия в конкурсе, и требования к работам, и фрагменты страниц сайта с инфографикой, помогающей ориентироваться в материалах сайта, и два поступивших на конкурс сочинения разного жанра. Работа с данным множественным (составным) текстом и выполнение заданий отнесены к личному контексту, поскольку предполагают именно проявление личной позиции. В реальной школьной жизни ребятам интересно участвовать в разнообразных конкурсах, однако достаточно часто им трудно понять требования того или иного конкурса, одна из причин такой ситуации связана с тем, что у школьника не хватает читательского опыта работы с инфографикой, деловыми текстами, и нередко творческая работа школьника бывает отклонена конкурсной комиссией, потому что не выполнены требования конкурса, в которых не разобрался участник. Предложенные в комплексном задании как одна из частей множественного текста творческие работы учеников 5 класса, которые приняли участие в конкурсе, помогают пятиклассникам приобрести читательский опыт, связанный с оценкой формы и содержания текста, что позволит развить и навыки самооценки у школьника, а это, конечно, востребованные в жизни навыки.

После прочтения текста пятиклассникам предлагается выполнить 10 заданий, разных по форме и объектам оценивания. Эти задания проверяют важнейшие читательские умения. Надо в несплошном тексте (инструкция с фрагментами страниц сайта) найти и извлечь одну единицу информации

(вопрос 1), определить место текста (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.), где содержится искомая информация (вопрос 2), найти и извлечь несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста (вопрос 3), определять наличие/отсутствие информации (вопрос 4). Есть задание (на основе сплошного текста – одной из конкурсных работ в жанре письма, написанного другу), которое проверяет умение оценить форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приёмов (вопрос 5). Пятиклассникам предлагается поработать и с текстом путеводителя – еще одной конкурсной работой. При выполнении задания к этому тексту проверяется умение оценить содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора (вопрос 6); понять смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста) (вопрос 7), установить связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) (вопрос 8); понимать значение слова или выражения на основе контекста (вопрос 9). Одно из самых важных заданий – вопрос 10 – связано с оценкой того, как ученик умеет использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. Пятикласснику предлагается поработать в жюри конкурса и решить, какое из двух представленных сочинений стало победителем. Конечно, требуется и обосновать своё мнение.

Предложенное комплексное задание включает несколько заданий (вопросов) – примеров компетентностно-ориентированных заданий, которые могут быть представлены в учебниках, на уроках для диагностики, формирования и оценки читательских умений, связанных с анализом информации, представленной в текстах разных форм и жанров.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...