Урок русского языка в 5 классе по теме «Официально-деловой стиль речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков, целевого применения усвоенного
Форма урока: комбинированный
Используемые технологии: личностно-ориентированная, имитационная (анализ конкретных ситуаций), технология критического мышления, технология продуктивного чтения
Цели урока:
- образовательные:
- познакомить обучающихся с официально-деловым стилем речи, его особенностями
- развивающие:
- развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развивать догадку и творческое мышление обучающихся;
- совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность;
- воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать стремление рационально и творчески выполнять задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.odt | 22.11 КБ |
Презентация | 792.25 КБ |
kompleksnoe_zadanie.odt | 8.01 КБ |
cht_5_2020_metodicheskie_kommentarii_k_zadaniyam.pdf | 153.09 КБ |
itogovaja_diagnostika.pdf | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 5 классе по теме «Официально-деловой стиль речи»
Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков, целевого применения усвоенного
Форма урока: комбинированный
Используемые технологии: личностно-ориентированная, имитационная (анализ конкретных ситуаций), технология критического мышления, технология продуктивного чтения
Цели урока:
- образовательные:
- познакомить обучающихся с официально-деловым стилем речи, его особенностями
- развивающие:
- развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развивать догадку и творческое мышление обучающихся;
- совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность;
- воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать стремление рационально и творчески выполнять задания
Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочий лист
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщение знаний о сфере применения, назначении и признаках официально-делового стиля речи;
- умение распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;
- конструирование предложений, текстов в данном стиле речи;
- развитие познавательных умений и мыслительных навыков обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность
Метапредметные:
Регулятивные:
- оценивание и регуляция собственной деятельности и деятельности товарищей
Познавательные:
- владение различными видами речевой деятельности;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни
Коммуникативные:
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
Личностные:
- желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива;
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительное отношение к родному языку
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы работы | Формируемые УУД (личностные; регулятивные, коммуникативные, познавательные |
#1054;рганизационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приветствует обучающихся, настраивает на урок. Создает положительный психологический настрой. Проверяет готовность к уроку. | Настрой на работу. | Индивидуальная работа | Личностные: формирование положительного настроя к уроку, самоопределение. |
2. Мотивация учебной деятельности. | Работа с высказываниями о стиле: (СЛАЙД 1) То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это корень мысли. (Г. Флобер) Наш стиль поведения определяется не жизненным опытом, а надеждами на будущее. (Б. Шоу) Стиль — это не то, что вы носите, а то, как вы живёте. (Л. Бьюкес) Это характерная черта нашего времени: стиль превращается в позу, вместо того чтобы поза поднималась до стиля. (Г.Д. Робертс) Людям, осуждающим твой стиль, скучно жить своей жизнью. Все, что они делают – это осуждают. А ты можешь больше. (Э. Бирсак) - Давайте выделим ключевое слово? - А что такое стиль? Каким бывает стиль? - Перед нами 5 разных стилей в одежде. (СЛАЙД №2) От чего зависит, надели бы вы одежду того или иного стиля? - А собираясь в школу, мы с вами какой стиль в одежде выберем и почему? Существуют официальные документы, регулирующие наш выбор. К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока? Как выдумаете, чему сегодня на уроке мы сможем научиться? | Отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели урока. | Фронтальная работа. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. |
#1040;ктуализация опорных знаний. | -Сегодня мы познакомимся с особенностями официально-делового стиля речи. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи. -Назовите известные вам стили речи. - Работа с текстами разных стилей. На нашем уроке мы рассмотрим такой стиль речи, который используется в служебной, деловой сфере жизни. | Отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся: Стиль речи — это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи. Обучающиеся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой. | Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; уметь слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. | |
4. Работа над темой урока. | - Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание). -Что вы можете сказать об этом стиле речи? | Изучают материал, отвечают на вопросы. Обучающиеся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам. | Фронтальная работа. | Познавательные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор. Коммуникативные: умение слушать других, правильно формировать предложения. Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |
5. Практическая работа с языковым материалом. | «Конкурс сочинений» - В начале урока мы знакомились с вами с документом, регулирующим наш внешний вид в школе. Кто помнит, к какому жанру официально-делового стиля относился текст? - Я предлагаю сейчас обратиться к другому документу, по жанру идентичному первому. - С 2015 гола в нашей стране в начале года проходит конкурс Всероссийского сочинения. Давайте познакомимся с выдержками из положения к этому конкурсу: это и инструкция, в которой сформулированы правила участия в конкурсе, и требования к работам, и фрагменты страниц сайта с инфографикой, помогающей ориентироваться в материалах сайта. Также мы познакомимся с двумя поступившими на конкурс сочинениями разного жанра, что поможет расширить наш читательский опыт, и даже поработать в роли жюри конкурса сочинений. | Решают проблемные ситуации Обучающиеся: Положение, устав Изучают материал текста, выполняют задания. | Работа в парах. | Компетентностно-ориентированное задание является деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, строится на актуальном материале, требует общих учебных умений. Познавательные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; соотносить информацию, представленную в разных формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей. Личностные: способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
6. Рефлексия. Подведение итогов урока. | Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт 13 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил: Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, Пока ты слово не сказал. Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление. Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики. Беседа (интерактивный прием «Микрофон») Что нового я узнал сегодня на уроке? На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений. -Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека? -Поделитесь впечатлениями от урока: какие задания на уроке были наиболее сложными, а какие наиболее интересными? | Обучающиеся отвечают на вопросы, передавая друг другу «микрофон» в виде любого выбранного обучающимися предмета. | Фронтальная работа, индивидуальная работа. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
7. Домашнее задание | Задание: Используя инструкцию из положения конкурса сочинений, написать свое сочинение. | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная работа | Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комплексное задание
«Конкурс сочинений»
(10 заданий)
Комплексное задание «Конкурс сочинений» моделирует реальную ситуацию школьной жизни, связанную с участием в различных конкурсах и проектно-исследовательской деятельности. Современный школьник живет в среде, ориентирующей его на активную жизненную позицию, реализацию творческого потенциала, в том числе через участие в различных конкурсах. При этом именно сам школьник должен разобраться с тем, что это за конкурс или проект, интересен ли он ему, соответствует ли его возможностям, каковы правила участия и требования к работам. Необходимо предлагать погружение в такую ситуацию именно пятиклассникам: еще будучи младшими школьниками они, скорее всего, приобрели первые навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, при переходе же в основную школу им особенно важно проявлять самостоятельность, поскольку это одно из востребованных качеств личности на данном уровне образования.
Во введении сказано о том, что выполняющего комплексное задание ученика приглашают принять участие в Конкурсе сочинений (КС), который проходит в нашей стране ежегодно начиная с 2015 года среди нескольких возрастных групп, дают возможность ознакомиться с некоторыми материалами этого конкурса. Предлагаемый для чтения материал состоит из нескольких мини-текстов разного вида: это и инструкция, в которой сформулированы правила участия в конкурсе, и требования к работам, и фрагменты страниц сайта с инфографикой, помогающей ориентироваться в материалах сайта, и два поступивших на конкурс сочинения разного жанра. Работа с данным множественным (составным) текстом и выполнение заданий отнесены к личному контексту, поскольку предполагают именно проявление личной позиции. В реальной школьной жизни ребятам интересно участвовать в разнообразных конкурсах, однако достаточно часто им трудно понять требования того или иного конкурса, одна из причин такой ситуации связана с тем, что у школьника не хватает читательского опыта работы с инфографикой, деловыми текстами, и нередко творческая работа школьника бывает отклонена конкурсной комиссией, потому что не выполнены требования конкурса, в которых не разобрался участник. Предложенные в комплексном задании как одна из частей множественного текста творческие работы учеников 5 класса, которые приняли участие в конкурсе, помогают пятиклассникам приобрести читательский опыт, связанный с оценкой формы и содержания текста, что позволит развить и навыки самооценки у школьника, а это, конечно, востребованные в жизни навыки.
После прочтения текста пятиклассникам предлагается выполнить 10 заданий, разных по форме и объектам оценивания. Эти задания проверяют важнейшие читательские умения. Надо в несплошном тексте (инструкция с фрагментами страниц сайта) найти и извлечь одну единицу информации
(вопрос 1), определить место текста (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.), где содержится искомая информация (вопрос 2), найти и извлечь несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста (вопрос 3), определять наличие/отсутствие информации (вопрос 4). Есть задание (на основе сплошного текста – одной из конкурсных работ в жанре письма, написанного другу), которое проверяет умение оценить форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приёмов (вопрос 5). Пятиклассникам предлагается поработать и с текстом путеводителя – еще одной конкурсной работой. При выполнении задания к этому тексту проверяется умение оценить содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора (вопрос 6); понять смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста) (вопрос 7), установить связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) (вопрос 8); понимать значение слова или выражения на основе контекста (вопрос 9). Одно из самых важных заданий – вопрос 10 – связано с оценкой того, как ученик умеет использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. Пятикласснику предлагается поработать в жюри конкурса и решить, какое из двух представленных сочинений стало победителем. Конечно, требуется и обосновать своё мнение.
Предложенное комплексное задание включает несколько заданий (вопросов) – примеров компетентностно-ориентированных заданий, которые могут быть представлены в учебниках, на уроках для диагностики, формирования и оценки читательских умений, связанных с анализом информации, представленной в текстах разных форм и жанров.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"
Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...