урок в 9 классе по теме: «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тип урока: урок общей методической направленности.
Технологии: проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, индивидуального и коллективного проектирования, педагогики сотрудничества, диагностики и самодиагностики.
Решаемые проблемы: каков алгоритм определения состава сложного предложения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 22.89 КБ |
prezentatsiya_ssk_musaeva_n.p._k_uroku_9_klassa_-_kopiya.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ
С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. ПОКРЫШКИНА
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ.
(из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Мусаевой Натальи Петровны).
Тема: «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении».
Тип урока: урок общей методической направленности.
Технологии: проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, индивидуального и коллективного проектирования, педагогики сотрудничества, диагностики и самодиагностики.
Решаемые проблемы: каков алгоритм определения состава сложного предложения?
Цели урока:
Образовательная: показать, какие сложные предложения называются многочленными, какими видами синтаксической связи соединяются;
Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся;
научить находить многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи, соотносить указанные предложения с данными схемами, составлять схемы указанных предложений, правильно расставлять знаки препинания между частями сложных предложений разных типов.
Воспитательная: воспитывать культуру речи и письма, любознательность, наблюдательность, внимание, честность.
Задачи урока: создать речевые ситуации на уроке; развивать умения творчески подходить к выполнению заданий; развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки).
Виды деятельности:
Формировать у обучающихся деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:
- практическая работа в парах «сильный – слабый» по тексту с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания,
- групповая работа (конструирование сложных предложений) с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя,
- объяснительный диктант (работа с орфограммами),
- коллективное проектирование домашнего задания,
- комментирование выставленных оценок.
Планируемые результаты.
Предметные: научиться применять алгоритм определения состава сложного предложения.
Учебные универсальные действия:
коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения практических заданий.
Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка состава взвода.
Актуализация опорных знаний.
Повторение орфографии.
Проблемное списывание слов с пропущенными буквами.
Демонстрац..я, ц..тата, ц..фры, страниц.., отличниц.., ц..ркуль, умниц.., сестриц..н, репетиц..я, ц..рк, ц..почки, ц..ган, ц..пленок, акац..я.
Комментирование орфограммы о правилах употребления букв Ы-И после Ц.
Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей и плана урока.
Сегодня мы
- поговорим о предложениях с разными видами связи;
- узнаем, какими бывают эти предложения;
- выясним некоторые особенности этих предложений.
- Мы уже многое знаем о сложных предложениях (слайд 3).
- Какое предложение называют сложным? (проверка слайд 4)
- Чаще всего в речи мы пользуемся простыми предложениями. Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Например, … разбор примеров (слайд 4).
- Средства связи простых и сложных предложений могут быть разными. Назовите их. (проверка слайд 5).
Девятиклассники составляют по два ССП, СПП, БСП, используя по возможности слова с орфограммой «Правописание букв Ы-И после Ц».
- В многочленном CПП связь между всеми частями – союзная подчинительная.
(слайд 6).
- Что может нам помешать совместить разные виды связи в одном предложении? (высказывание предположений обучающимися).
- На самом деле – ничего. В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи. Такое предложение тоже называется многочленным.
- Предложения с разными видами связи также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК).
Наблюдение за алгоритмом создания, структурой и схематичностью ССК (слайд 8-21).
Закрепление материала.
Работа с учебным материалом: рассказать по схемам о видах связи между предикативными частями многочленного сложного предложения, соотносят данные предложения со схемами, доказывают правильность своего решения.
Работа с текстом (сильный – слабый): определяют в прозаическом и стихотворном фрагменте (начало повести «Дубровский» и стихотворение Пушкина «Я вас любил», тексты на пару выдаются в распечатанном виде) какие сложные предложения употреблены, есть ли ССК. Выписывают многочленное предложение, подчеркивают грамматические основы, указывают союзы, союзные слова, объясняют знаки препинания.
Графическая работа: составляют схему записанного сложного предложения.
Можно провести тестирование по материалу урока с последующей взаимопроверкой (см. Приложение)
Рефлексия.
- Следует ли увлекаться сложными предложениями в речи? (ответы обучающихся).
- Конечно, не надо. Посмотрите на слайд (23). Из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной.
- Какой можно сделать вывод? (ответы)
- Давайте подведем итоги урока.
- Как называется сложное предложение с разными видами связи?
Многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи.
- А еще?
Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями.
- Назовите виды связи, которые можно встретить в ССК.
Сочинение + подчинение, сочинение + бессоюзие, подчинение + бессоюзие,
сочинение + подчинение + бессоюзие.
- Оцените, пожалуйста, теперь свою работу и работу товарища, с которым работали в паре, обоснуйте оценку (корректировка и выставление).
Домашнее задание (коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания).
- учить теоретический материал;
- выполнить упражнение;
- выписать шесть ССК из произведений художественной литературы.
Приложение.
Практическое задание.
- Укажите ССК с сочинительной и подчинительной связью.
А) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки деревьев, то за стеной пробьют часы.
Б) Мы в песнях для потомства сбережем названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
В) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
Г) Еще тебе, мамка, скажу поновей:/Хорошее дело взрастить сыновей, /Которые тучей сидят за столом, /Которые могут идти напролом.
Ответ: в.
- Определи тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что тот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
А) БСП Б) ССП В) СПП Г) ССК
Ответ: г.
- Укажи многочленное предложение (знаки препинания не расставлены).
А) Командир всегда идет впереди потому что должен показать всем стойкость и презрение к опасности.
Б) День прошел тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
В) Недавняя горка красовавшаяся посередине развалена и затоптана а они все продолжают и продолжают лепить куличики выскребая остатки и не соображая что вскоре лепить станет вообще не из чего!
Г) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами
и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась
гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго еще выпрыгивали на
поверхности звонкие пузырьки.
Ответ: в,г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня мы… узнаем, какими бывают эти предложения; выясним некоторые особенности этих предложений.
Сложное предложение – предложение, у которого две грамматические основы или более. Чаще всего в речи мы пользуемся простыми предложениями. Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Погода испортилась. Мы решили поторопиться. Погода испортилась , мы решили поторопиться. Погода испортилась, и мы решили поторопиться. Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.
Средства связи простых предложений могут быть разными. Интонация БСП Интонация Сочинительный союз ССП Интонация Подчинительный союз СПП
Предложения с разными видами связи также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК). Создадим многочленное предложение с разными видами связи. В доме было тепло и уютно. Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. Дедушка затопил камин. бессоюзная сочинительная Начался дождь ; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин. подчинительная Это ведь оцень сложная конструкция!
В многочленном предложении могут сочетаться сочинение и подчинение. Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью. Мне так и не рассказали, что говорилось на собрании и почему собеседники так мрачны. Когда мы вошли в комнату, беседа смолкла и на нас посмотрели очень внимательно. Одна из частей содержит подчинение. Сочинительная связь используется для однородного подчинения. Общая придаточная часть.
В многочленном предложении могут сочетаться сочинение и подчинение. Создадим схему такого предложения. Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью. , и который , .
В многочленном предложении могут сочетаться сочинение и бессоюзие. Потеплело ; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули ветви от снега. Отец учил сына живописи – сын хотел стать скульптором, и его мечта осуществилась. Мы заметили : не только малыши наряжали ёлку, но и их родители с удовольствием приняли участие. Сочинение + бессоюзие. Сочинение + бессоюзие Сочинение + бессоюзие
В многочленном предложении могут сочетаться сочинение и бессоюзие . Создадим схему такого предложения. Потеплело ; на полях появилась первая поросль , и деревья отряхнули ветви от снега. ; , и .
В многочленном предложении могут сочетаться подчинение и бессоюзие . Я принял решение : поговорить с другом, когда увижу его. Несмотря на то что на улице палило солнце, возле озера было прохладно ; ныряли с плеском утки , блаженствующие в воде. Загрохотала лавина – тяжким стоном отозвалась гора, на склоны которой ложилась неподъемная тяжесть снега. Подчинение + бессоюзие. Подчинение + бессоюзие. Подчинение + бессоюзие.
В многочленном предложении могут сочетаться бессоюзие и подчинение. Создадим схему такого предложения. Я принял решение : поговорить с другом, когда увижу его. : , когда .
В многочленном предложении могут сочетаться сочинение, подчинение и бессоюзие. Сон изменился : теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов. Когда внутри машины заскрипело и загрохотало, шофер ударил по тормозам ; он бодро нырнул под капот, посоветовав нам подождать ; но мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки. Бессоюзие + подчинение + сочинение. Бессоюзие + подчинение + сочинение.
В многочленном предложении могут сочетаться сочинение , подчинение и бессоюзие. Создадим схему такого предложения. Сон изменился : теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов. : , который и , .
Не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной. Вчера мы были в музее на выставке картин современного художника ; конечно, я не особенно люблю современное искусство, но подруга уговорила меня пойти, потому что считает, что мы должны повышать свой культурный уровень; и я не разочаровалась : пейзажи были великолепны, а дивные натюрморты поражали; когда же мы добрались до портретов – восторгу не было предела… Ты понимаешь, о ч ё м речь? Ничего не понимаю.
Подведем итоги урока. Многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи. Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями. сочинение + подчинение сочинение + бессоюзие подчинение + бессоюзие сочинение + подчинение + бессоюзие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Употребление наречий"
Это урок обобщения изученного о наречии, в котором представлены задания по подготовке к ГИА....
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией
Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся при изучении...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Употребление наклонений глагола"
Урок русского языка в 6 классе ...
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
Урок русского языка в 9 классе "Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях"
Это второй урок по теме "Сложные предложения с разными видами связи". На уроке углублялись представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, отрабатывалось умение определя...
Конспект урока 7 класса на тему "Подчинительные и сочинительные союзы"
Класс: 7вУчебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.Программа: Т. А. Ладыженская.Тема урока: ...