Урок русского языка в 6 классе по теме "Употребление наклонений глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Маркитанова Ольга Васильевна

 Урок русского языка в 6 классе  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass_russkiy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе на тему "Употребление наклонений глагола в речи"

Цели урока:

  1. закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;
  3. формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

 Ход урока

1. Организационный момент.  Сообщение целей урока.     Слайд 2

2. Слово учителя.

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.

  Слайд 3. Великие мысли великих людей.

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.

“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.

“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.

  1. Что объединяет все высказывания?
  2. В каких наклонениях употреблены глаголы?
  3. Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

 Слайд4. Тема урока. Запись темы урока.

 Слайд5. Творческая лаборатория. Задания:

  1. Лингвистическая задача
  2. Теоретическое
  3. Грамматическое
  4. «Заморочки из бочки»
  5. Проба пера
  6. Творческое задание

 3. Выполнение заданий.

1) Лингвистическая задача. Теоретические задания

- О каком наклонении идет речь?

  1. «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем».  (Слайд 6)  

  1. Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (Слайд 7)

  1. «Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ». (Слайд 8)

  1. Как образуются глаголы в условном наклонении? (Слайд№ 9,)

  1.  «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем». (Слайд№ 10,)

  1. Как образуются глаголы в повелительном наклонении? (Слайд №11)

3) Грамматическое задание. Слайд 12.

Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить пунктограммы.

  1. Братцы, что он про меня сочиняет?
  2. Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда.
  3. Луна освещала сад, дорожки, беседку.

   Работа над орфографией. (Выполняем на доске)

Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)

4) «Заморочки из бочки»

1 этап.   Слайд 13

Перед вами предложения. Определите, какими формами

выражено побуждение к действию в приведенных ниже

предложениях.

1.   Не прыгать!

2.   Вести себя тихо!

3.   Послушали бы вы лучше.

4.   Не перебивали бы.

5.   Не прыгайте!

6.   Ведите себя тихо!

В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких -оттенок совета, просьбы.

        Н.Ф.                 Усл.накл.            Пов.накл.

приказ просьба  приказ  просьба  приказ  просьба

2 этап.      Слайд 14.

Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении.

1.   Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели.

2.   Навестили бы орешник глубокою зимою, а зазябнет орешник, ослабнет орешник- укрыли бы полою.

Слайд 15

У вас получились отрывки из стихотворения В.Бокова. Ответьте на вопрос: для чего нам нужны в речи глаголы в условном и повелительном наклонении.

5) Проба пера.  Слайд 16.

Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи. (В зависимости от уровня подготовки учащихся берутся оба текста или только один по выбору учителя.)

 Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.    К.Г.Паустовский.

Проверка задания. Слайд 17

6) Творческое задание. Слайд 18.

Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”,

употребляя глаголы в повелительном наклонении.

4. Подведение итогов урока.

  1. Какую роль играют глаголы в нашей речи?
  2. Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

 Слайд 19

 “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”

  1. Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?

5. Домашнее задание.  Слайд 20

 Написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Урок русского языка в 6 классе "Наклонение глагола"

Урок обобщения по теме " Наклонение глагола. Употребление в речи глаголов повелительного, условного, изъявительного наклонений". Предполагается использование интерактивной доски....