Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Употребление наречий"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Это урок обобщения изученного о наречии, в котором представлены задания по подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7-а классе 19 января 2012г.
Тема: Употребление наречий в речи
Цели урока:
- обобщение и систематизирование знаний по теме "Наречие";
- определение роли наречий в речи как средства более точного и образного выражения мысли;
- расширение словарного запаса и оценивание богатства русского языка;
- формирование умения определять наречия в тексте;
- воспитание усидчивости и внимания;
- подготовка к работе в формате ЕГЭ.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
Наш урок мне хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера "Слово"
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту:
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о том, что со словом надо обращаться бережно)
Бережно надо относиться к каждому слову. Слова бывают разные. Какую часть речи мы с вами изучаем сейчас? (наречие). Слова разных частей речи употребляются в речи с разной частотой. Что можно сказать о наречии? Часто ли оно встречается?
Исходя из возникшего вопроса, давайте сформулируем тему (употребление наречий в речи)
Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока "Употребление наречий в речи" (запись в тетрадь)
- Назовите ключевые слова темы (наречие, употребление, роль, речь, текст:)
- Какова цель урока? (мы должны вспомнить, что такое наречие, признаки этой части речи, о синтаксической роли и понаблюдать над употреблением в речи)
- Безусловно, будем работать и с текстом. Какие задачи будем решать, работая с текстом? (как наречия употребляются в тексте, какую роль играют)
- Вы правы, ребята. Поэтому обратимся к тексту
- Работа с текстом.
(1)Однажды ночью, выйдя из палатки, старик-рыбак увидел, что для костра мало осталось дров. (2) Он направился в лес за валежником. (3) Собрав большую охапку, он уже шёл обратно.
(4) Вдруг в темноте выдвинулась неясная фигура. (5) Подумав, что это лось, рыбак благодушно прикрикнул на незваного гостя. (6) В ту же минуту зверь сзади сильно сжал старика передними лапами. (7) Это был крупный медведь. (8) Зверь и человек, неожиданно потеряв равновесие, упали навзничь, покатились по откосу к реке и исчезли в ее быстрых водах.
(9) Старик успел даже наотмашь ударить зверя, который только под водой отпустил свою жертву. (10) Течение вмиг отнесло человека в сторону. (11) Уцепившись за корягу, он осторожно высунулся из воды. (12) Метрах в четырех от него сидел медведь, обхватив лапой большой камень, сплошь обросший водорослями. (13) Ему, видимо, было невтерпёж узнать, не всплывет ли человек. (14) Поднявшись на задние лапы, он с шумом втягивал воздух. (15) Но зверь так и не уловил человеческого запаха. (16) Неожиданно он стремительно бросился прочь по старому следу рыбака. (17) А рыбак, выждав, пока медведь скрылся в лесу, осторожно подобрался к палатке и схватил ружьё.
К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. |
А 1 Укажите словосочетание, в котором наречие примыкает к действительному причастию прошедшего времени.
- сжал сзади
- обросший сплошь
- сжал сильно
- шёл обратно
А 2 Укажите слово, правописание которого определяется правилом: «Частица НЕ пишется слитно с теми наречиями, которые без неё не употребляются»
- (не)ясная
- (не)ожиданно
- (не)уловил
- (не)званого
А 3 Укажите наречие, правописание которого является исключением из правила: «В наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак».
- навзнич..
- сплош..
- невтерпёж..
- проч..
А 4 Укажите слово, правописание которого определяется правилом: «Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречиях сохраняется написание НН».
- незва..ого
- неожида..о
- стремитель..о
- осторож..о
А 5 Укажите, каким членом предложения является наречие вдруг(предложение 4).
- определение
- дополнение
- обстоятельство
- сказуемое
Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми. |
В 1 Из предложений 14 – 17 выпишите наречие, в котором все согласные звуки твёрдые.
Ответ:_____________________________________________________________________
В 2 Из предложений 4 – 7 выпишите наречие, образованное способом сложения основ.
Ответ:_____________________________________________________________________
В 3 Укажите, из каких морфем состоит наречие наотмашь.
Ответ:_____________________________________________________________________
В 4 Из предложений 1 – 4 выпишите наречие меры и степени.
Ответ:_____________________________________________________________________
В 5 Укажите, к какой группе по значению относится наречие обратно(предложение 3).
Ответ:_____________________________________________________________________
В 6 Из предложений 9 – 12 выпишите все наречия образа действия.
Ответ:_____________________________________________________________________
В 7 Укажите, к какой группе по значению относятся наречия, входящие в состав 4 – 5 предложений.
Ответ:_____________________________________________________________________
В 8 В предложениях 4 – 8 найдите наречие, которое имеет лексическое значение «опрокинуться на спину». Напишите это наречие.
Ответ:_____________________________________________________________________
- Понравился ли вам текст? Какую роль в нём сыграли наречия? Интересны были ли вам задания?
4 . Рефлексия.
1 .Укажите предложение с наречием.
а) Море взволнованно шумело.
б) Мы были напуганы грозой.
в) Человек создан для счастья.
2 .Укажите, каким членом предложения является выделенное наречие.
По-осеннему шепчут листья.
а) Дополнением;
б) обстоятельством.
в) определением;
3 .Укажите предложение с наречием в форме сравнительной степени сравнения.
а) Громче зафыркали кони. в) Очень легко дышится летней ночью.
б) Скоро стало жарко.
4 .Укажите отрицательное наречие.
а) Негде;
б) ничей.
в) никто;
5. Укажите наречие, образованное суффиксальным способом.
а) Задолго; в) вблизи.
б) одинаково;
6. Расставьте ударения в выделенных наречиях.
а) Путникам негде было разместиться.
б) Наша армия никогда ни на кого не нападала.
в) Нигде не было ни души.
7. Укажите наречие с буквой о на конце.
а) Искос;
б) снов...
в) наглух..;
8. Укажите наречие с буквой о после шипящих.
а) Свеж..;
б) выжидающ...
в) похож..;
9. Вставьте Н или НН на месте пропусков в наречиях, образованных от прилагательных
а) Умышленный — умышле..о;
б) праздничный — празднично;
в) торжественный — торжестве..о.
10 .Укажите наречие, пишущееся через дефис.
а) (Волей)неволей;
б) (за)границу.
в) (в)прикуску;
11. Укажите, в каких случаях выделенные слова являются наречиями.
а) Двигаясь (на)встречу;
б) надеялись (на)встречу с друзьями;
в) сделать (в)миг;
г) струсить (в) миг опасности.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. Подготовиться к свободному диктанту по тексту, определить разряды всех наречий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...