Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye_kotorye_imeyut_formu_tolko_edinstvennogo_chisla.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс | 5 |
Тема урока | «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». |
Тип урока | Открытие нового |
Цели урока | а) образовательная: ознакомление с правилом образования имен существительных, имеющих форму только единственного числа; формирование умения применять данное правило на практике; б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему; в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи. |
Основные термины и понятия | Имя существительное, род, число |
Образовательные ресурсы | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2023. - 61 с., презентация |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты
| Личностные результаты
| Метапредметные результаты
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Деятельность учителя. | Образова-тельные ресурсы | ФОУД | Деятельность | Формируемые |
Этап 1.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин). | |||||
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа. | Слайд 2 | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность | |
Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(4 мин.) | |||||
Начнем наш урок с разминки. Задание. Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа. Алфавит, верба, ворота, очки, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, весы, портфель, хлопоты, лес, горелки, инструмент, диван, грабли. | Слайд 3 | Фронтальная письменная работа | выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа; по очереди называют выписанные слова; проверяют | Познавательные:
Коммуникативные:
| |
Этап 3. Этап формулирования целей урока (5 мин.) | |||||
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности | Давайте поиграем в игру «Третье лишнее» Сахар, стол, конь Песня, лошадь, удивление Оценка, вечер, детвора - Найдите «третье лишнее» в каждой стоке - Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»? -Какое же мы можем сделать открытие? Открытие. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное. Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа. - Какова же будет тема нашего урока? Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. | Слайд 4 | Беседа Фронтальная работа |
1.Учащиеся находят «третье лишнее» (по их мнению) 2. Осознают противоречие и делают открытие. 3. Отвечают на вопросы учителя. 4. Выявляют проблему, которую надо решить. 5. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Этап 4. Динамическая пауза. (1 мин.) | |||||
Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физическую. | Выполним физкультминутку Распахнуто окошко. Нам холод нипочем. (развести руки в стороны) Походим мы немножко И сон с себя стряхнем. (Ходьба на месте, руки опустить вниз) Чтобы нам работу дать – Будем дружно приседать. (приседания) Я возьму шар большой. (развести руки) Подниму над головой. (руки вверх) В теперь пора учиться! И не будем все лениться! | Слайд 5 | Выполняют упражнения. | Личностное:
| |
Этап 5. Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему. (20 мин.) | |||||
Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу. | Учитель организует поисковую работу. Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации. Задание 1. Из предложения У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!» Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число. Можно ли от них образовать форму множественного числа? Проверим! Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа. 2 задание Учитель организует работу учащихся с упражнением № 514, контролирует выполнение работы. Упражнение № 514 Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий. Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство. Железо, молоко, белизна, керосин, бензин. Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева. Задание для мальчиков; Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это рабочие инструменты. Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это наш любимый завтрак. Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Попробуйте составить кластер по теме «Число имен существительных» Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы эту цель? | Слайд 6 Слайд 7 | Работа в парах Индивидуальная работа Работа в группе | У плетня – м.р., ед. ч. Крапива – ж.р., ед.ч. Перламутром – м.р., ед.ч. Утром – сущ., ср. р, ед. ч. Учащиеся выполняют упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам. 1) названия групп людей: молодежь, студенчество, крестьянство, человечество. 2) названия веществ: белизна, бензин, железо, молоко, керосин. 3) названия качеств, действий: выполнение, темнота, бегство, учительство, синева, удивление. Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. ОТВЕТ: Тиски, плоскогубцы и клещи – это рабочие инструменты. ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана – это наш любимый завтрак. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
Этап 6. Подведение итогов урока. Рефлексия.(4 мин.) | |||||
Цели: организовать подведение итогов урока. | Устно: Сегодня на уроке я узнал, что… Урок помог мне… Урок был интересным, потому что… После урока мне захотелось… Я хочу похвалить себя за… Письменно: Сегодня на уроке я (хочу, постараюсь, смогу)… Я думаю, что сегодня я потрудился на | Слайд 8 | Беседа | Регулятивные:
| |
Этап 7. Домашнее задание(2 мин.) | |||||
Творческий диктант «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа(единственного или множественного) ( на «5»). В продовольственном магазине На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, ….. Во втором отделе можно купить макароны, …… В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, …. Упражнение № 515( на «4») | Слайд 9 | Беседа | Записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы по ДЗ. Прощаются с учителем. | Регулятивные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
КМС на определение уровнясформированности мыслительных ОУУНТема: «Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа»Класс: 5-й...
Урок 5 класс ФГОС "ИМена существительные,которые имеют форму только единственного числа"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....
Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.
Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...