II. Проверка домашней работы.
|
Прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию в упр. 399. Устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».
| Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
III. Языковая разминка.
| Запись предложения по памяти: Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу, приближалась довольно скучная пора… (А.С. Пушкин) Проверка с помощью компьютера. – Обозначьте орфограммы в корне. Сколько видов орфограмм вы обнаружили? – Графически объясните постановку знаков препинания. Дайте характеристику предложения. – Выпишите словосочетания из второй части предложения. – Произведите морфологический разбор слова гусей. | ТОУУ Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать.
|
IV. Словарная работа, подводящая к основному вопросу урока. Формулировка цели урока.
| 1. – Запишите к данным словам однокоренные существительные: активный, безвкусный, вообразить, горизонтальный, исполинский, компьютерный, образный, пассивный, профессиональный, рассчитать. – Обозначьте орфограммы. Какие это орфограммы? – Найдите среди записанных слов: а) антонимы, б) однокоренные существительные (образ, воображение). – Попробуйте образовать от записанных слов форму множественного числа. Что вы заметили? 2. Работа по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» (с. 41). Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации (см. prezent_rus_5kl_ur96). Ученики наблюдают над группой словназваний продуктов (веществ), не имеющих форм множественного числа, формулируют цель урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний.
| 1. Упр. 400 – наблюдение над однокоренными словами, имеющими и не имеющими соотносительных форм множественного числа. Ученики сравнивают слова в колонках, делают выводы, сравнивают свои выводы с текстом в рамке. 2. Чтение текста в рамке. – Назовите ключевое сочетание. Замените другим, синонимичным ему (не имеющим множественного числа). – Какие тематические группы слов вы можете назвать? (Совокупность, отвлечённые понятия, вещества – продукты.) – Дополните определение примерами. – Составьте схему-опору по теме урока. Сравните с образцом. (См. материал предметного диска – схему-опору «Имена существительные, имеющие только форму ед.ч.» к п. 45.) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию (текст в схему). 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
|
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
|
Упр. 401 – развивается умение подбирать существительные только единственного числа. Учитель даёт подсказку: слово должно называть либо совокупность чеголибо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт). Образец выполнения (коллективно): детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие).
Упр. 402 – развивается умение отличать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа. Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка.
Упр. 403 – развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа. Выполняется в группах по заданиям. Выступления от групп по результатам работы. Коллективное обсуждение смысла стихотворения (о вечной красоте природы, герой размышляет о прожитой жизни, лес для него – мир его детства...).
Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных». (См. материал предметного диска – обобщающую таблицу «Число имён существительных» к п. 45.)
– Заполните таблицу. Гиперссылка.
– Проверьте себя. Число | Значение | Пример | Ед.ч. – мн.ч. | один предмет – много предметов | друг – друзья, лес – леса | Только мн.ч. | 1) составные («парные») предметы 2) вещества (продукты) 3) явления природы 4) события 5) отрезки времени 6) игры | очки, клещи
духи, рожки заморозки, сумерки крестины, проводы сутки, будни шашки, прятки | Только ед.ч. | 1) вещества (продукты) 2) совокупность 3) отвлечённые понятия | золото, мясо молодежь, старьё отвага, баловство |
|
Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VII. Итог урока.
|
– Изобразите графически тему урока, её основное содержание. – Запишите ключевые слова темы «Число имён существительных» (карандашом вписывают слова в учебник).
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
|
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |