Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Основной показатель успешного функционирования школы в условиях модернизации системы образования – высокие результаты сдачи ЕГЭ.
ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен. Его сдают все выпускники вне зависимости от того, куда они хотят поступать. Баллы за эту работу всегда учитываются в вузах, поэтому очень важно уделить внимание этому предмету.
Для успешной сдачи экзамена по русскому языку необходимо выявлять проблемы путем анализа аттестационных работ учащихся предыдущих лет. В целом, оценивая свой опыт работы с выпускниками по участию в ЕГЭ, отметила, что только системно-деятельностный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена. Под таким подходом подразумевается целенаправленная работа учителя русского языка по подготовке к экзамену, начиная с 5 класса, потому что дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. В ходе подготовки к итоговой аттестации пятиклассников необходимо учить приемам:
-самоконтроля;
-самопроверки;
-достижения результата;
-разумного выбора ответа;
-сравнения;
-самоанализа.
Учебный материал в средних классах распределен систематически и последовательно, что отражается в КИМах ЕГЭ. Поэтому и начинать работу следует с раздела «Орфография».
Трудности применения орфограмм в– это те случаи, когда обучающийся не может применить орфограмму либо, опустив нужное звено, делает ошибку. Подготовка к сегодняшним заданиям по орфографии требует более комплексного подхода и в результате – более комплексных знаний от ученика. Вот почему здесь мною приведены приёмы подготовки в рамках комплексного подхода, включающего в себя работу с вариативностью в русском языке, словообразованием, этимологией слов и толкованием их значений, проблемными аспектами применения орфограмм, систематизацией и обобщением знаний.
Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.
Остановлюсь на конкретных примерах из заданий блока «Орфография».
Задание 9. Правописание корней.
При выполнении задания очень важно научить ученика дифференцировать безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные. Это умение позволит ему применить именно то правило, которое подходит для данного конкретного слова. Однако есть некоторые сложности для учеников. Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Слова могут звучать абсолютно одинаково, но при этом писаться по-разному. Всё зависит от значения. В тестах ЕГЭ подобные слова пишутся с пометкой в скобках.
Например,разв…вается(на ветру)или разв…вается (ребёнок). Необходимо научить выпускника не пренебрегать такими пометками. Они означают, что слово можно писать по-разному в зависимости от значения. Также нужно обратить внимание одиннадцатиклассников на то, что нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например:затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать).Рассмотрим непроверяемые безударные гласные. Казалось бы, какие могут быть «ловушки» в словах с непроверяемыми гласными? Но и здесь «капканов» предостаточно.
Не проверяйте написание гласных словами, которых нет! Это выпускник должен усвоить очень хорошо.
Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.
Нельзя проверить ударением выделенные гласные в словах:игнорировать, экстремальный, компьютер, утрамбовать, наваждение.Это слова с непроверяемыми гласными!
Гласную о в слове игнорировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине, что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.
Букву е в слове экстремальный нельзя проверять словом экстрим. Слова эти пришли в наш язык разными путями. Так уж получилось, что существительное экстрим заимствовано из английского языка совсем недавно, гораздо позже, чем слово экстремальный (от французского extreme).
Слово утрамбовать не имеет ничего общего с тромбом. А значит, и проверять его этим словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского, где trambować значит «топтать ногами», и в русском языке является непроверяемым.
Слово наваждение не имеет ничего общего с вождением, потому и гласные в корнях этих слов пишутся разные – а и о соответственно. Более того, гласная в корне слов наваждение непроверяемая, а в слове вождение – проверяемая (проверочное слово — водит).
Слова с непроверяемыми гласными, по-моему мнению, нужно просто выучить. Достаточно большой список таких слов предлагает навигатор ЕГЭ ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2024/ru-5-orfografija.pdf. Причём, работу над этими словами нужно начинать уже с 7-9 класса, включая такие слова в орфографическую работу каждого урока.
Рассмотрим чередующиеся безударные гласные в корне. Следует обращать внимание учеников на то, что у каждого корня с чередованием есть строго закреплённое за ним значение. Так же, как и слова-омонимы, эти корни звучат и даже пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.
Теорию повторяем, вспоминаем корни с чередованием, приводим примеры. С этим заданием обычно справляются все. Однако следует обратить внимание на некоторые моменты.
а) Многие считают, что слова с корнями, заканчивающимися на ...ИМ, можно проверить ударением, например, обнимать – обнИмет, то есть относят к группе «Безударные гласные, проверяемые ударением». Поэтому ошибочно дают ответ, что в ряду подв…ргать, разн…мать, выл…вать все слова проверяются ударением. Надо запомнить, что корни, имеющие в составе ИМ-ИН, чередуются с а//я (нанИмать – нанЯть), и их правописание зависит от наличия суффикса А. Это такие слова (с корнем …ИМ…): нажимать, разнимать, поднимать, унимать, понимать, нанимать, обнимать, отнимать, заниматься, принимать и т.д. С корнем ...ИН…: разминать, упоминать, начинать и т.д.
б) Следует отличать: ожЁг руку (глагол) – ожОг руки (существительное); поджЁг дом (глагол) – поджОг дома (существительное)
в) Нужно различать слова-омонимы, отличающиеся по смыслу и написанию. Например, правописание слов примирять (друзей), примерять одежду, замереть от страха зависит от разных факторов: первые два слова отличаются лексическим значением и проверяются словами мИрный и примЕрка, а в третьем - корень с чередованием. ПосвЯтить (рассказ) - свЯтость, посвЕтить (фонариком) – свЕт. Это корни с проверяемой безударной гласной. ОтвОрить (окно) – ствОрка, отвАрить (овощи) – вАрка. РазрЕдить (рассаду) – рЕдкий, разрЯдить (напряжение) – разрЯдка. КОмпания друзей (группа лиц, собравшаяся для общения) – избирательная кАмпания (мероприятие).
2. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова). В тестах часто встречаются слова авангард, альманах, аккомпанемент, артиллерийский, бахрома, багровый, витрина, винегрет, вентиляция, гравюра, дифирамб, декларация, дирижёр, интеллигент, иждивение, карниз, карикатура, крапива, корифей, линолеум, ностальгия, наваждение, неподражаемый, обаятельный, обрамление, пациент, президент, привилегия, приоритет, пессимист, прокламация, перила, палисадник, регион, ресурсы, суверенитет, фестивальный, эстакада.
Задание 10. Правописание приставок
Задание несложное, тем не менее надо помнить:
1. В русском языке нет приставки З- : сдать, сбить, сделать. Но, если перед приставкой С- стоит НЕ-, можно ошибиться, приняв её за приставку НИЗ- НИС- : ни…вергать, ни…ходящий, правописание которых регламентируется звонкостью/глухостью последующей согласной корня. В словах не…гибаемый, не…деланный пишется приставка С-.
Стоит также обратить внимание на правописание приставок РАЗ/РАС и РОЗ/РОС, которые зависят от ударения. Эти приставки в школьной программе изучаются факультативно, а в КИМах ЕГЭ встречаются.
2. Следует различать приставки ПРА- (отдалённость времени, отношений, лиц и ПРО- (поддерживающий): прабабушка, праславянский – происламский, пророссийский (поддерживающий интересы России). В основном пишется приставка ПРО- (приставка многозначная): проходить, пробить, продавать.
3.Нужно различать омонимичные приставки ПРЕ- и ПРИ. Я обращаю внимание учеников на то, что есть слова с приставками, которые подчиняются общему, изученному в 6 классе правилу, однако нужно помнить об омофонах, это слова типа прибывать в город-пребывать в городе; притворить дверь-претворить в жизнь. Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что рядом с подобными словами обязательно будет слово в скобках, уточняющее его значение. Именно это должно стать для выпускника объектом внимания и помочь ему определить значение и применить правило:
а) преемник президента (перенимает пост) – приёмник (принимает радиоволны)
б) претворить планы в жизнь (воплотить) – притворить окно (прикрыть)
в) преходящее явление (временное) – приходящая няня (приходить, значение «приближение»)
4. Правописание гласных И-Ы после приставок, как правило не вызывает затруднения, так как здесь работает правило «как слышу, так и пишу». Однако в своей практике не раз сталкивалась со словами предыюньский, предыюльский, которые дети пишут с буквой И. Обращаем на них внимание, так как слова достаточно часто встречаются в КИМах.
а) Как слышим, так и пишем. Произнесите: безысходный, разыскать, взыграть, взыскать (слышим и пишем Ы). ВзИмать (слышим и пишем И).
б) После приставок меж- и сверх- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.
в) После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: контр-, транс-, дез-, пан-, суб-, супер-, пост- - пишется И: постимпрессионизм, суперигра, панисламский, дезинфекция.
5.Правописание Ъ на конце приставок.
а) На конце приставок перед Е, Ё, Ю, Я пишется Ъ: подъезд, объём. Но сэкономить (не перед указанными гласными)
б) После приставок иноязычного происхождения: аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- - перед гласными Е,Ё, Ю, Я пишется Ъ: адъютант, субъект, инъекция, контръярус, конъюнктура.
г) В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх- перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется Ъ: двухъярусный, трёхъязычный, но двухэтажный (не перед указанными буквами). Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э: сагитировать, контрудар.
Задание 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий.
1. В суффиксах существительных -ИЧК-, -ЕЧК- пишется И, если слово образовано от сущ. на -ИЦ- : луковИЧКа (от луковИЦа). В остальных случаях – ЕЧК: кошЕЧКа.
2. В суффиксе -ИНК- пишется И, если слово образовано от слов на ИН-а: телятИНКа (телятИНа), и Е в суффиксе -ЕНК-, если образовано от сущ. на -НЯ: (ориентироваться на окончание Р.п. множ.числа): пашЕНКа (пашНЯ – пашЕН). В остальных случаях под ударением пишется -ИНК- (снежИНКа), без ударения - -ЕНК- (неженка).
3. Запомнить: в словах ночЁвка, корчЁвка пишется Ё, так как они образованы от глаголов ночевать, корчевать.
4. В суффиксах прилагательных –ЕВ-, -ИВ- И пишется под ударением (игрИвый), Е – без ударения: краевОй, сОевый, сирЕневый.
5. В суфф. прил. -ЧИВ-, -ЛИВ- пишется И. (Запоминаем: похоже на щебет птиц.) Но нужно обращать внимание на состав слов, например, до-вер-ЧИВ-ый, но гуттаперч…вый. Разбираем по составу: гуттаперч-ев-ый, это не суффикс -ЧИВ-, а -ЕВ-, который пишется в соответствии с предыдущим правилом.
6. Е-И в глаголах с приставкой ОБЕС- (ОБЕЗ-).
В переходных глаголах – И: обессилИть (кого-либо) врага;
обезлюдИть (что-либо) деревню;
обескровИть (кого-либо) противника.
В непереходных глаголах – Е: обессилЕть (от чего?) от болезни;
обезлюдЕть (от чего?) от пожара;
обескровЕть (от чего?) от ножевого ранения.
6. В причастиях перед причастными суффиксами –Ш-/-ВШ- сохраняется та же буква, что и в инфинитиве глаголов, от которых они образованы: подтаЯвший – подтаЯть.
7. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы А-НН- , Я-НН-, если глаголы, от которых они образованы, оканчиваются на АТЬ, ЯТЬ: затеЯнный – затеЯть; указАнный – указАть. Пишется Е-НН-, если глаголы в неопределённой форме перед окончаниями –ть, -ти, -чь имеют буквы Е или И: видЕнный – видЕть, острижЕнный – острИчь. Перед –НН в причастиях никогда не пишется И!
8. Следует различать глаголы-омонимы:
выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть) – выкачАнная из бочки нефть (выкачАть); развешЕнная мука (развесИть) – развешАнные картины (развешАть); замешЕнное тесто (замесИть) – замешАнный в преступлении (замешАть); пристрелЕнный зверь (пристрелИть) – пристрелЯнное ружьё (пристрелЯть).
Задание 12. Правописание суффиксов глаголов и причастий (зависимость от спряжения глаголов).
Одно из самых сложных, на мой взгляд в блоке «Орфография», потому что на протяжении всех лет обучения дети плохо умеют определять спряжение глагола, не всегда видят слова-исключения, не всегда верно определяют инфинитив, путают правописание суффиксов причастий настоящего времени, которое зависят от спряжения глагола, с причастиями прошедшего времени, для правильного написания которых инфинитив определять не нужно. Кроме того следует помнить о следующих капканах этого задания.
Ловушка №1 касается глаголов, имеющих в своём составе ударную приставку ВЫ-: (он) вылет...т, высп...тся, выгляд...т, выраст...т и так далее. Эти глаголы не надо ставить в инфинитив для определения спряжения. Просто убираем приставку, ударение смещается на окончание: он летИт, спИт, глядИт, растЁт (сам) или растИт (кого-то, что-то). Пишем гласную, которая оказалась под ударением: он вылетИт, выспИтся, ребёнок вырастЕт добрым, ребёнок вырастИт цветок и т.д.
Ловушка №2 касается определение спряжения некоторых глаголов.
Брезжить (разноспрягаемый глагол ) - брезжит, брезжут, брезжущий;
пыхать (1 спр.) – пышет, пышут, пышущий;
колыхаться (1 спр.) – колышет, колышут, колыщущий.
Причастие приемлемый (или неприемлемый) образовано от вышедшего из употребления глагола «приемлеть» (в современном языке – принять) – 1 спр.
Причастие неотъемлемый образовано от вышедшего из употребления глагола отъять (совр. отнять) – 1 спр.
Причастие движимый образовано от вышедшего из употребления глагола ДВИЖИТИ (2 спр.), поэтому пишется – ИМ.
Ловушка №3 касается правописания -ЕТЕ, -ИТЕ. Следует различать глаголы изъявительного и повелительного наклонения :
Изъявительное наклонение.
I спр. -ЕТЕ: Завтра вы пишЕТЕ (писАть) диктант; Вы прыгнЕТЕ (прыгнУТЬ) выше полутора метров?
II спр. -ИТЕ: Вы меня этим расстроИТЕ (расстроИТЬ)
Повелительное наклонение - -ИТЕ (пишИТЕ аккуратно; сидИТЕ тихо; скорее прыгнИТЕ со ступеньки)
Задание 13
При выполнении задания 13 очень важно правильно определить часть речи, чтобы применить нужное правило. Обращаем внимание выпускников на следующие моменты.
1. НЕ пишется слитно с прилагательными, не противопоставленными друг другу и имеющими разные признаки (союз НО): неглубокий, но холодный ручей (глубина и температура); недорогой, но красивый костюм.
2. Деепричастия не смотря, не взирая (= не смотря, устаревшее слово) пишутся с НЕ раздельно (Мальчик шёл, не смотря под ноги. Император шествовал, не взирая на подданных). Не путать с производными предлогами несмотря на, невзирая на со значением уступки – хотя, вопреки: Несмотря на плохую погоду, рыбаки вышли в море (Хотя была плохая погода, рыбаки вышли в море.). Невзирая на трудности, путешественники смогли пересечь океан. (Вопреки трудностям путешественники смогли пересечь океан.)
3. НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО с прилагательными и наречиями на –О, при которых есть отрицательные местоимения и наречия никому, нисколько, совсем, ничуть (никому не известный, нисколько не вкусный, ничуть не опасный), частицы вовсе, далеко, отнюдь (вовсе не добрый, далеко не глупый, отнюдь не страшный, совсем не смешно). В данном случае происходи усиление отрицания. Можно поставить союз А, противопоставить, подобрать антоним: вовсе не добрый, а злой; далеко не глупый, а умный.
НЕ пишется СЛИТНО с прилагательными и наречиями на -О, при которых есть слова весьма, крайне, очень, вполне, отчасти, совершенно, чрезвычайно.В данном случае происходит усиление признака прилагательного (ко всем словам, кроме отчасти, можно подобрать синоним очень): крайне неприятный, очень невкусный, весьма непростой, весьма неплохо. Мы не можем построить предложение с противопоставлением, подобрать антоним.
4. Следует различать отрицательную частицу НЕ и приставку НЕДО- со значением неполноты, недостаточности. Сравним: Малыш не достаёт до стола. – Глупому человеку недостаёт ума, чтобы понять простые истины. Командир не досыпал до рассвета: фашисты начинали артподготовку. – Он постоянно недосыпал от сильной боли. Ученик не дочитал книгу до конца. – На столе лежала недочитанная книга.
Так как в этом задании выпускник должен выбрать только один правильный ответ, оно не вызывает особых затруднений. Кроме этого очень полезно использовать метод исключения: нужно понимать, что, если ты выбираешь именно этот вариант, значит, все остальные слова пишутся с НЕ раздельно.
Задание 14
Задание достаточно объёмное и разнообразное. Чтобы выполнить это задание, нужно уметь определять части речи, отличать омонимичные слова, знать правила слитного, раздельного, дефисного написания наречий, предлогов, союзов, частиц и др. Как и для решения предыдущего задания, тут используется метод исключения. В каждом предложении выделены два слова: нужно найти пару, в которой оба пишутся слитно. Если хотя бы одно из выделенных слов в предложении пишется раздельно или через дефис, дальше можно не читать, сразу убирая этот вариант. В теоретических материалах достаточно подробно с использованием таблиц и примеров говорится о том, как отличить производные предлоги от имён существительных с непроизводными предлогами, как отличить союзы тоже, также, чтобы, зато притом, причём и другие от самостоятельных частей речи. Особое затруднение у выпускников вызывает правописание наречий, потому что правила слитного написания наречий «в рамочку» просто нет. Разные пособия по русскому языку предлагают разные способы запоминания, по-разному объединяют наречия в группы. К сожалению, исключений в этих группах тоже немало.
Какой разумный подход можно предложить?
На экзамене чаще всего встречаются случаи, когда правильное написание слова зависит от умения понимать значение слова в контексте, соотносить его с определенной частью речи. Необходимо остановить внимание учеников на следующих моментах.
Наречия, называющие направления, нужно отличать от существительных с предлогами: смотреть вдаль-смотреть в даль моря, положить вниз-положить в низ корзины.
Вот еще несколько подсказок слитного написания наречий:
- если в наречии приставка превратилась в часть корня (дотла, исподтишка, натощак);
- если наречие без приставки в современном языке не употребляется (понаслышке, спросонья, спозаранку, наискось);
- если иное написание приведет к иному смыслу слова: (копать вручную – положить в ручную стиральную машину);
- если наречие образовано соединением предлога с кратким прилагательным (добела, докрасна, досуха, наглухо, сгоряча). Примечание: суффиксы -А, -О, -Е, -И в таких наречиях являются бывшими окончаниями прилагательных в краткой форме.)
Задание 15
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила написания Н и НН в разных частях речи.
Ловушка 1
Очень часто ребята делают ошибки в словах "тканый", "старинный", "холстинный". Надо запомнить:
слово "тканый" образовано НЕ от существительного "ткань", а от глагола "ткать", следовательно, подчиняется правилу написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных (тканая рубаха, НО тканный золотом ковер);
прилагательное старинный образовано НЕ от слова "старый", а от слова "старина" (основа на Н + суффикс Н = НН);
прилагательное "холстинный" образовано НЕ от слова "холст", а от "холстина" (основа на Н + суффикс Н = НН).
Ловушка 2
Ошибки бывают связаны с неумением учеников различать омонимичные наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Например: поколение воспитаНо (краткое причастие) в духе национальных традиций – дитя послушно и воспитанно (краткое прилагательное) – мальчик вел себя воспитанно (наречие).
На уроках при обобщении изученого материала по блоку «Орфография» использую опорные листы.
Пример опорного листа задание 9 (правописание гласных в корне слова)
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ | Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите НОМЕРА ответов. |
1) ш…рстка, бесш…вный, ш…пот
2) оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
3) укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
4) посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)
ПРОВЕРЯЕМЫЙ ОБЪЁМ СОДЕРЖАНИЯ | Безударный проверяемый гласный в корне слова. Безударный непроверяемый гласный в корне слова. Безударный чередующийся гласный в корне слова. | |
О-Ё после шипящих в корне слова. Ы-И после Ц в корне слова. |
НУЖНО УЧИТЫВАТЬ | Ответ записывается в виде последовательности цифр. Ответ может содержать от 2 до 4 цифр. | |
Правописание согласных в корне слова на ЕГЭ-2024 не будет. При определении орфограммы нужно обязательно учитывать контекст (слова в скобках) В задании встречаются исключения из правил, в т.ч. имена собственные. Существует подготовленный ФИПИ список слов с непроверяемыми безударными гласными в корне (см. «Список слов с непроверяемыми безударными гласными в корне»). |
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ | 1) Найти корень путём подбора однокоренных слов. 2) Определить тип орфограммы (см. «Объём содержания») | |
3) Сформулировать правило. 4) Вспомнить исключения. |
«ЛОВУШКИ» ЗАДАНИЯ | Омонимичные корни Корни с чередованием –им-/-ин- // -а-/-я- | |
Слова, к которым трудно подобрать проверку. Исключения и слова, образованные от исключений. |
Пример из задания 9 | Тип орфограммы | Объяснение написания | Верное написание |
Ст…рожил (города) | Проверяемый гласный | стАрый (житель) | стАрожил (города) |
Ст…рожил (город) | Проверяемый гласный | стОрож | стОрожил (город) |
Прим…рить (друзей) | Проверяемый гласный | мИр | примИрить (друзей) |
Прим…рять (платье) | Проверяемый гласный | примЕрка | примЕрять (платье) |
Зам…реть(без движения) | Чередующийся гласный | -мер-//-мир-; нет суффикса -А- | замЕреть (без движения) |
Прим…нать (траву) | Чередующийся гласный | -мин-//-мя-; есть суффикс-А- | примИнать (траву) |
Телек…мпания | Непроверяемый гласный | Предприятие, группа лиц | телекОмпания |
(Рекламная) к…мпания | Непроверяемый гласный | Цикл мероприятий | (рекламная) кАмпания |
Бракосоч…тание | Чередующийся гласный | От исключения «сочЕтание» | бракосочЕтание |
Благосл…вение | Проверяемый гласный | слОво | благослОвение |
Экстр…мальный | Непроверяемый гласный | Всегда Е.Нельзя проверять «экстрим» | экстрЕмальный |
Подж…г (дома) | О-Ё после шипящих | Существительное | поджОг (дома) |
Подж…г (машину) | О-Ё после шипящих | Глагол | поджЁг (машину) |
Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием и роль учителя при подготовке учеников переоценить просто невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Методические рекомендации по проблеме единого государственного экзамена по русскому языку и литературе
Сегодня наш с Вами разговор будет не о результатах ЕГЭ (об этом сказано довольно на всех уровнях), а о тех дальнейших совместных шагах, которые необходимо предпринять, чтобы в Год Учителя не стоять на...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку
Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбо...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Технология выполнения тестовых заданий.
метод.рекомендации...
Методические рекомендации при подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) по русскому языку (из опыта работы)
Рекомендации учителям русского языка для подготоки к ЕГЭ (ОГЭ) по русскому языку...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...
Методическая разработка «Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффектив...